К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«То, как ты задумываешь бизнес, никогда не совпадает с тем, каким он выходит»

«То, как ты задумываешь бизнес, никогда не совпадает с тем, каким он выходит»
Дэниел Шейдер придумал, как платить за покупки в интернет-магазинах тем, у кого нет кредитных карт

В 1998 году Дэниел Шейдер запустил службу Accept.com для обработки транзакций между покупателями и продавцами на интернет-аукционе. Через несколько месяцев eBay выбрала конкурента Шейдера в качестве официального расчетного сервиса и фактически подписала приговор Accept, которая к тому времени успела привлечь $5 млн инвестиций. «Я думал, все кончено, — вспоминает Шейдер. — Но я получил полезный урок: никогда не сдаваться». Он переформатировал бизнес, превратив компанию в предшественника PayPal — сервис перевода денег через интернет. Менее чем через год Amazon.com купила Accept за $175 млн.

Сейчас Шейдер запускает свой четвертый стартап. Его новое предприятие PayNearMe позволяет потребителям делать электронные покупки без кредитных карт, расплачиваясь наличными в ближайшем продуктовом магазине популярной в США сети 7-Eleven. Допустим, покупатель Amazon.com хочет расплатиться наличными. Программное обеспечение Шейдера формирует форму заказа со штрихкодом; продавец в магазине сканирует ее, принимает деньги, выдает чек и дает Amazon сигнал отправлять заказ покупателю. Те, у кого нет принтера, могут взять в любом из 6000 магазинов 7-Eleven бесплатную карточку PayNearMe и использовать ее штрихкод вместо распечатки. PayNearMe получает от 2% до 3% с каждой операции, часть этой комиссии достается 7-Eleven.

Как и Accept.com, PayNearMe начиналась с совсем другого сервиса — службы краткосрочных кредитов в мире социальных игр. Но Шейдер прослышал, что Facebook собирается запустить аналогичную услугу, и заранее решил переключиться на что-нибудь другое. Ему не привыкать. «Главное — собрать команду толковых людей, которые концентрируются на поставленной задаче», — описывает Шейдер свою манеру вести бизнес. Он, кстати, называет себя «ветераном интернета», в свои 49 лет он не только не утратил бодрости духа, но даже не поседел.

 

Когда осенью 1998 года eBay отказала ему в сотрудничестве, огорченный Шейдер обратился в Kleiner Perkins Caufield & Byers, инвестировавшую в его стартап, и спросил, должен ли он вернуть им деньги. «Они подумали, что я чокнулся, — вспоминает он. — Сказали, чтобы я лучше что-нибудь придумал».

После года переговоров с Amazon Шейдеру не терпелось снова взяться за дело. Пока его жена оставалась в Сиэтле (там расположена штаб-квартира Amazon.com), он искал новую идею в Калифорнии и помогал своему другу Хану. Тот входил тогда в совет директоров Good Technology, которая выпускала компактные mp3-плееры, подсоединявшиеся к КПК. Компания испытывала затруднения, и Хан попросил Шейдера оживить бизнес.

 

Сделка Шейдера с 7-Eleven не эксклюзивная, и он собирается договариваться с другими сетями магазинов и любыми иными партнерами. EBillMe предлагает схожую услугу и располагает более широкой сетью точек, включающей магазины 7-Eleven, Wal-Mart и CVS в США. Однако EBillMe берет с клиентов по $5 за каждую транзакцию. «Тот факт, что модель PayNearMe бесплатна для покупателей, вызывает интерес, но все будет зависеть от охвата, а у нас он максимальный», — парирует генеральный директор EBillMe Маруэн Форзли.

У этого рынка есть потенциал: почти четверть домохозяйств в США не пользуются кредитной или дебетовой картой, и 37% семей с годовым доходом ниже $30 000 (целевая группа Шейдера) имеют, по данным исследовательской фирмы EMarketer, широкополосный доступ в интернет. Шейдер считает, что возможность совершать онлайновые покупки за наличные также привлечет людей с карточными счетами, которые не хотят залезать в долги.

В детстве Шейдер жил в Калифорнии, в частности в Пало-Альто, колыбели Кремниевой долины. Его отец имел ученую степень по математике и работал в отделах развития бизнеса компаний ранга IBM, а мать была учительницей начальных классов. С дипломом Университета Калифорнии в Беркли по промышленной технологии Шейдер устроился консультантом в Bain & Co. Затем поступил в бизнес-школу Стэнфордского университета.

 

Его следующей работой стала калифорнийская компания Go Corp., где он познакомился с гуру венчурного капитализма Винодом Хослой и Джоном Дорром, а также с Омидом Кордестани, который позже возглавил отдел маркетинга в Google, и Стрэттоном Склавосом, будущим генеральным директором VeriSign, основного эмитента сертификатов подлинности для веб-сайтов. Go была первопроходцем в области компьютерных систем на PIN-кодах — это прообраз ПО, на котором основаны операционные системы Palm Pilot и iPhone. В 1993 году, когда компания развалилась, он перешел в основанную Эриком Ханом фирму Collabra, позволявшую пользователям электронной почты устраивать онлайн-дискуссии. В 1995 году Netscape купила Collabra, а Шейдер дорос до главы отдела международного маркетинга этой компании — с этой должности он ушел, чтобы запустить Accept.com.

Шейдер с компанией потратили три месяца на разработку прототипа системы платежей между физическими лицами и продемонстрировали его крупным игрокам Кремниевой долины. Затем на горизонте появилась Amazon; сделку закрыли в апреле 1999 года. «Это могло случиться, только когда пузырь был надут до максимума», — говорит Шейдер.

Шейдер раскритиковал бизнес-план и сдал в утиль тысячи новых mp3-плееров Good, опасаясь, что клиенты, купив их, потребуют техподдержки. Примерно в то время RIM собиралась выпустить новый BlackBerry, который тогда был лишь двухсторонним пейджером. Имея $40 млн венчурного капитала, Шейдер решил создать сервис корпоративных коротких сообщений, который бы работал на устройствах, конкурирующих с BlackBerry. К 2004 году программное обеспечение Good работало на главном конкуренте RIM — Palm Treo. Через три года Motorola бросилась в бой и купила Good за $500 млн (Шейдер не раскрывает сколько он получил в сделке с Amazon.com).

Шейдер несколько месяцев проработал в Motorola, а затем ушел, чтобы основать еще один стартап, Jasper Wireless, который выпускал программное обеспечение для сотовых сетей. Он привлек $25 млн, а затем в 2008 году вышел из бизнеса после размолвки с основателями.

В 2009 году Шейдер задумал Kwedit, фирму для выдачи краткосрочных кредитов на покупку виртуальных товаров в играх вроде Farmville и Mafia Wars компании Zynga. За девять месяцев Шейдер собрал $3 млн и заключил соглашение с 7-Eleven о приеме наличных. Когда распространился слух о том, что Facebook собирается вторгнуться в область игровых кредитов, Шейдер не отступил. Он посовещался с руководством сети 7-Eleven, принадлежащей японской компании Seven & I Holdings, и решил использовать сервис для всех видов электронных транзакций. «Все потребители должны иметь равные возможности при покупке вне зависимости от способа платежа», — говорит старший директор по новым услугам 7-Eleven Раджа Доддалла.

 

Еще один пул потенциальных партнеров PayNearMe — коллекторские агентства. Western Union обслуживает погашение долгов, но взимает с должников комиссии в размере $15 или более. PayNearMe, где сейчас работает всего 20 сотрудников, планирует предложить эту услугу за $3–5.

«То, каким ты задумываешь свой бизнес, практически никогда не совпадает с тем, каким он выходит», — говорит Шейдер.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+