Интернет-магазинов становится все больше — объемы электронной коммерции в России в ближайшие два года вырастут на 25%. Развитие рынка сдерживает только отсутствие дешевой доставки. Качество и цены «Почты России» устраивают не всех.
Если есть деньги, можно закупить грузовики и создать собственную службу доставки, как KupiVip. Можно субсидировать доставку, как делают крупные игроки вроде Ozon. А можно отдать курьерскую доставку на аутсорсинг, как поступает большинство небольших интернет-магазинов. При любом из вариантов доставка съедает в среднем до 10% прибыли интернет-магазинов. Неудивительно, что появляются стартапы, которые стараются решить эту проблему. Вот свежие примеры.
Терминал самообслуживания
Инвесткомпания Svarog Capital запускает проект по созданию сети постаматов — аналогов камеры хранения с терминалом оплаты, где люди могут самостоятельно оплатить и забрать товар, заказанный в интернет-магазинах или по каталогу. Официальный старт проекта PickPoint запланирован на 30 ноября. По словам Надежды Романовой, генерального директора созданной под проект компании «Сеть автоматизированных пунктов выдачи», еще до старта заключены договоры с 25 интернет-магазинами и торговцами по каталогам, среди которых, например, компания «Ив Роше».
15 постаматов будут установлены в торговых центрах «Домодедовский», «Город», «Ереван плаза» и других. В планах — довести до 2015 года количество постаматов в Москве до 100 штук. Аналитики компании предсказывают, что к 2012 году только рынок доставки товаров частным лицам в Москве вырастет на 80% и составит $150 млн, или 17 млн посылок.
Для сравнения: в Германии сейчас функционирует порядка 2400 постаматов, в Великобритании — 1200. По подсчетам Романовой, передавая заказы клиентам через подобные терминалы, интернет-магазины могут сократить расходы на доставку на 15-20%. Самообслуживание позволяет избежать очередей, а удобное территориальное расположение терминалов экономит время и гарантирует получение заказа точно в срок.
Курьеры на скутерах
Роман Прилипко приехал из Магнитогорска в Москву в 2009 году. Бывшему сотруднику девелоперской компании сразу бросилось в глаза отсутствие в столице по-настоящему быстрой службы доставки. Осенью 2009 году Прилипко начал ее создавать: разработал фирменный стиль, интернет-сайт, арендовал офис и нанял сотрудников. Чтобы водители не простаивали в пробках, Прилипко усадил их не на автомобили, а на скутеры, окрашенные в ярко-зеленый цвет и оборудованные мотонавигаторами. В дело было вложено €150 000 личных сбережений.
Главную ставку начинающий предприниматель сделал на скорость доставки: он гарантирует клиентам доставку в течение часа. Что на выходе? Жесткая дисциплина (за опоздание курьеров штрафуют) и четкая организация (три диспетчера с помощью трекинговой компьютерной программы управляют 20 курьерами) позволили начинающему бизнесмену обзавестись солидными клиентами. Компания Прилипко, например, полностью взяла на себя доставку по Москве для интернет-магазинов сети аптек «36,6» (срочные заказы) и провайдера «Скартел» (бренд Yota), ведутся переговоры с авиакомпанией S7. Зимой предприниматель собирается пересадить своих курьеров на Daewoo Matiz (10 автомобилей закупили, 10 взяли в лизинг).
Стоимость доставки в пределах МКАД — 600 рублей, в радиусе до 10 км от МКАД — 800 рублей. Почти вдвое выше, чем при традиционной доставке. Насколько услуга востребована клиентами? «Мы живем в огромном мегаполисе и настолько заняты, что, как только что-то срочно нужно, человек готов расстаться и с большими деньгами, лишь бы ему помогли. Кроме того, все больше людей ценят свое время и не готовы простаивать в пробках по три часа», — говорит Прилипко.
Велокурьеры
Екатеринбургский предприниматель Юрий Кукарских в июне 2009 года пошел еще дальше, пересадив своих курьеров на велосипеды. В штате его компании «ВелоДоставка» семь постоянно работающих курьеров, которые разъезжают по городу в ярко-красных жилетах. Велокурьеры Кукарских работают только в пределах Екатеринбурга. Доставляют заказы круглый год. Один из критериев отбора сотрудников — умение кататься и управлять велосипедом на снегу.
Какова цена? «Мы не делаем стоимость своим конкурентным преимуществом, главное — скорость», — отмечает Кукарских. Бизнесмен гарантирует, что груз будет доставлен в любую точку города в течение двух часов. 80% клиентов, по признанию предпринимателя, — интернет-магазины. За год работы, по словам Кукарских, удалось выйти в ноль.