Часто учет мобильной связи в компаниях сводится к тому, что сотрудникам назначается определенный лимит расходования, а сумма превышения удерживается из зарплаты. По словам Алексея Уколова, коммерческого директора сервиса Tarifer.ru, помогающего определить оптимальный тариф, такой подход может навредить бизнесу: потратив все деньги на личные звонки, сотрудник начинает экономить на телефонных переговорах с клиентами. А иногда просто невозможно отследить, сколько было потрачено на связь по каждому номеру. Уколов приводит такой пример: в стандартной корпоративной PDF-детализации от «Билайна», чтобы вычислить сумму расходов по конкретному номеру, необходимо сложить итоги из шести разделов, добавить НДС и еще 1,2% («надбавка за услуги связи»).
Как сокращать затраты без ущерба для бизнеса?
Выбор тарифа
Сергей Мерзликин, начальник ИТ-отдела компании «Конверсия-Жилье», производящей стройматериалы, рекомендует начать сокращение расходов с периодического изучения тарифов оператора и выбора оптимальных вариантов для сотрудников. Для этого надо хотя бы раз в год составлять таблицу потребления услуг по каждому номеру за несколько месяцев. Затем вычисляются затраты на эти услуги по нескольким тарифным планам — упрощенные формулы расчета можно составить самостоятельно. Такой расчет позволяет оценить общую картину и выбрать оптимальный тариф. Сами сотрудники обычно либо не могут контролировать расходы (не получают детализацию расходов), либо ленятся это делать.
При расходах компании на мобильную связь от 500 000 рублей в месяц точно нужно вести переговоры с провайдерами о получении корпоративных скидок.
Система лимитов
Во владимирской инженерно-технологической фирме «Системы и технологии» больше двухсот сотрудников, многие часто в командировках по России и за границей. Мобильной связью приходится пользоваться много, и когда количество рабочих номеров превысило полсотни, потребовалось по-новому наладить финансовый и организационный учет расходов. Сократить затраты на связь почти на треть позволила система лимитов и отчетности сотрудников за их превышение. Теперь всегда можно сказать, сколько было потрачено на рабочие, а сколько на личные разговоры. С ростом количества используемых SIM-карт у оператора удалось получить хорошие скидки, что позволило сократить не только корпоративные расходы, но и сделать личную связь выгоднее для сотрудников.
Упростить работу по сокращению расходов помогла специальная программа — анализатор счета. Она автоматически составляет отчет для сотрудника (сами звонки и стоимость, превышение лимита) и отчет для администрации (общие расходы на связь по подразделениям и сотрудникам). Для разных групп сотрудников могут быть заданы десятки разных лимитов. Например, лимит месячных расходов может выглядеть так: 500 рублей на местные звонки, 300 рублей на межгород, 100 рублей на мобильный интернет, роуминг запрещен, 20 SMS. Любое превышение из этого списка оплатит сам сотрудник.
Разделение номеров на личные и служебные
Начальник ИТ-департамента «Систем и технологий» Андрей Комиссаров говорит, что выбор тарифа для сотрудника зависит от его категории — отдел маркетинга больше использует сотовую связь, а водители меньше. Каждый сотрудник заполнил заявление и знает, что за превышение лимита придется написать объяснительную, иначе сумма автоматически вычитается из зарплаты, все расходы по неслужебным номерам также оплачиваются самостоятельно. После получения отчетов из сотовой компании программа автоматически рассылает по электронным адресам детальный отчет, причем разделение на личные и служебные номера уже хранится в самой программе. У сотрудников есть две недели, чтобы предоставить отчеты о превышении лимитов в финансовую службу и заявить новые служебные номера, разговоры по которым не будут вычтены из зарплаты. Вместе с объяснительными документами стандартный табличный документ Excel с отчетом о превышении лимитов поступает финансовому директору и далее в бухгалтерию. Примерно раз в квартал лимиты сотрудников могут быть пересмотрены.
Налоговая экономия на телефонных разговорах
Существуют программы, которые решают задачу учета детализаций. Информация от оператора загружается в систему, что позволяет построить статистические и аналитические отчеты для наглядного мониторинга расходов. С использованием такой программы можно настроить более сложные правила разделения расходов между компанией и сотрудником, чем просто лимит. Самый понятный пример — введение списка служебных номеров, звонки на которые оплачиваются работодателем. Этот список можно ежемесячно уточнять и дополнять, что также позволяет содержать в актуальном состоянии телефонную книгу контрагентов, с которыми общаются сотрудники. Еще одно применение списка служебных номеров — это возможность обосновывать в налоговой инспекции списание на затраты всех расходов на служебные звонки. Мало кто пока применяет это на практике именно из-за того, что необходимо подготовить отчеты для налоговой, а вручную это сделать невозможно. Софт этот процесс автоматизирует.
Компьютерные программы отчетности
Многие опрошенные эксперты из компаний, которым уже удалось сократить расходы на связь, рекомендуют обязательно внедрять специальное программное обеспечение — анализатор счета. Он помогает автоматизировать процесс отчетности по затратам на связь для бухгалтерии и ответственного за мобильную связь. Сотрудникам с такой программой легче разобраться в своих расходах и снизить их. Компании же софт позволяет не оплачивать личные переговоры персонала и экономить на налогах.
Вот несколько примеров софта для оптимизации расходов на связь.
Единственное решение, которое предлагает сам оператор. Разработки МТС и «МегаФона» пока не распространены. Внешний вид программы простой и понятный, ведь его разрабатывали маркетинговые специалисты «Билайна». Просто интегрируется с программами 1С для расчета зарплаты и бухучета, а для бухгалтера работа осуществляется внутри привычных окон 1С.
Цены: если у компании на счету до 50 номеров, обслуживание обойдется в 1000 рублей, более 300 — в 8000 рублей в месяц. Первый месяц работы бесплатно.
Единственная программа с функцией подбора выгодного тарифа для сотрудников.
Цены: Небольшие компании могут оплачивать использование ежемесячно — цена до 2500 рублей. Альтернатива — единовременный платеж за лицензию, в этом случае каждые 50 номеров обойдутся примерно в 7000 рублей. Версия программы с подбором тарифов стоит примерно вдвое дороже. Первый месяц — бесплатно.
«Анализатор детализаций» MTSoft
Собственная разработка небольшой компании.
Цены: установка на один компьютер стоит около 3000 рублей, любые последующие обновления бесплатны. Дополнительные работы по настройке — до 20 000 рублей. Демо-версия для 10 номеров — бесплатно.
Простая интеграция в систему электронного документооборота на базе SharePoint является преимуществом этой программы. Просто установить ее нельзя, требуется полноценное внедрение от системного интегратора.
Цены: от 1 млн рублей плюс затраты на любые доработки.