Три года назад финансовый менеджер Александр Левенштейн попал в автоаварию. По дороге из Москвы в родное Иваново задремал за рулем и врезался во впереди идущую машину. «Не очень сильно врезался, — вспоминает предприниматель, — получил небольшую вмятину». Участники аварии не стали ждать автоинспекцию и поехали дальше. Левенштейн за свои 52 года четыре раза попадал в похожие истории. И он не одинок: по данным немецкого объединения страховщиков GDV, около 25% всех аварий на автобанах со смертельным исходом в прошлом году произошли из-за усталости и сна за рулем. В России эта проблема так же актуальна, хотя статистики нет.
Об аварии предприниматель вспомнил, когда встретился со специалистом Института психологии РАН Владимиром Суходоевым. Тот занялся проблемами безопасности автодвижения еще в 1962 году, когда учился в Московском автодорожном институте, затем переключился на исследование состояния человека в сложных условиях, а с начала 1980-х занимается приборами, отслеживающими поведение и реакции участников космических полетов.
Ученые еще в начале XX века разработали диагностику состояния человека по кожно-гальваническим реакциям — ее используют, к примеру, в «детекторах лжи». Чтобы понять, как человек себя чувствует, и, например, отличить спящего от бодрствующего, тоже можно измерять проводимость кожи. Датчик, который ее измерял и передавал данные на компьютер для анализа в реальном времени, был последней работой Суходоева перед встречей с Левенштейном.
Летом прошлого года Левенштейн уволился с поста генерального директора девелоперской компании Insigma, строившей элитный жилой комплекс «Итальянский квартал» в центре Москвы. Часть заработанных денег он решил вложить в технологический стартап и несколько лет искал подходящий проект — в частности, пытался вложиться в систему дистанционной диагностики состояния паропроводов, использующихся в нефтяной и газовой промышленности, но дело не пошло.
Дремлющие за рулем водители — отличный рынок, решил Левенштейн и выделил Суходоеву 1,5 млн рублей на разработку компактного нательного прибора, предохраняющего шоферов от сна, получение патентов и прототипов.
Stop Sleep — двойной «перстень» с контактами, его надевают на пальцы. Как только человек приближается к состоянию сна, прибор начинает вибрировать, жужжит и мигает. «Человеку, который боится заснуть, прибор точно не даст этого сделать», — обещает Левенштейн. От одной зарядки прибор работает около 15 часов. В нем есть память, которая хранит данные о состоянии водителя за последний месяц использования. В том числе в момент аварии — это важно для страховых компаний, говорит Левенштейн.
О производстве Stop Sleep созданная Левенштейном компания «ПФС-Диагностика» (Суходоев имеет в ней долю, но размер ее не раскрывает) договорилась с пензенским производственным объединением «Старт» «Росатома», выпускающим, помимо прочего, медицинскую диагностическую технику. Первую партию в 10 000 Stop Sleep «Старт» должен выпустить к 1 ноября. Цена прибора в магазинах составит 3500 рублей, или $120. Левенштейн будет продавать Stop Sleel в рунете, ведет переговоры с магазинами автоаксессуаров и сетями автозаправок.
Самым эффективным конкурирующим решением Левенштейн считает системы защиты от сна ценой около $1000, которые встраивают в дорогие модели Toyota, Mercedes, Saab, Audi. В китайском наушнике «Антисон», который продают через интернет за 400 рублей, Левенштейн не видит конкурента: система реагирует на наклон головы и включает сигнализацию, когда человек уже уснул, а это слишком поздно. Крупнейший книжный интернет-магазин рунета Ozon.ru продал не больше десятка таких наушников, сообщил PR-менеджер магазина Михаил Осин. Он говорит, что покупатели брали «Антисон» как дополнительный гаджет в придачу к крупным покупкам.
Владелец крупнейшего автомобильного сайта рунета Auto.ru Михаил Рогальский полагает, что 3500 рублей — слишком дорого для большинства автолюбителей. А вот председатель правления Гильдии актуариев Владимир Новиков советует сделать основным покупателем прибора не автолюбителей, а страховые компании: им, полагает он, выгодно дарить его клиентам, чтобы снизить выплаты в случае аварии.