К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Зачем нужен аккредитив? Советы предпринимателю

фото Fotobank / Getty Images
фото Fotobank / Getty Images
Банкир о плюсах и минусах этого инструмента международных расчетов

Автор — председатель правления и совладелец АКБ «Инвестторгбанк».

Аккредитив служит инструментом расчетов при совершении импортных и экспортных сделок. При этом он позволяет решить сразу несколько задач — минимизирует юридические риски, связанные с незнанием международного законодательства, страхует вас от недобросовестных партнеров, а также может служить инструментом кредитования. Как это работает и чем аккредитив полезен?

Аккредитив гарантирует юридическую безопасность сделки

Предположим, российский предприниматель хочет купить у итальянской компании обои (сантехнику, бытовую технику и пр.). Согласовав цены и условия, стороны заключают договор в рамках законодательства страны одной из сторон. При этом другая сторона может не знать этого законодательства. Соответственно, при наличии грамотных юристов и отсутствии таких юристов у контрагента возможны злоупотребления.

 

Риски возникают и на втором этапе — при доставке продукции. Здесь тоже возможны два варианта: или итальянская компания отправляет обои на свой страх и рискует тем, что они не будут оплачены, или российский контрагент оплачивает товар авансом, не имея гарантий доставки продукции в надлежащем виде и в срок. Большинство компаний, которые уже успешно работают на внешнем рынке, могут договориться со своими партнерами о расчетах по факту поставки товара. Но иностранные поставщики вряд ли согласятся на такие условия с предприятиями-новичками. А платить авансом небезопасно и невыгодно самим российским компаниям, делающим первые шаги на зарубежных рынках.

В такой ситуации кто-то должен сделать шаг навстречу, иначе сделка не состоится. Выходом может стать использование аккредитива как международного средства расчета.

 

Значимый плюс аккредитивов кроется в законодательном аспекте: хотя эта форма расчетов может по-разному регулироваться законодательством той или иной страны, существуют международные Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (Uniform Customs and Practice for Documentary Credits — UCP 600), которые разработаны Международной торговой палатой. И стороны внешнеторговой сделки, подчинив аккредитив этим Унифицированным правилам, успешно разрешат возможные противоречия внутренних законодательств. Это подчинение необходимо предусмотреть во внешнеторговом контракте и в договоре с банком-эмитентом. И эти же правила говорят о том, что если что-то в документарной части сделки не так, то все отношения выясняют между собой банки, а не их клиенты.

Как рассчитываться аккредитивом

Аккредитивы неспроста относятся к разряду документарных операций — документы сделки играют первостепенную роль, и банки работают именно с ними, а не с товаром. Наличие квалифицированных банкиров делает выполнение контракта существенно более безопасным, упорядоченным и предсказуемым.

Алгоритм работы с аккредитивами несложен. В отечественном банке российский предприниматель просит открыть аккредитив в пользу, например, итальянского поставщика по внешнеэкономическому контракту. Для этого требуется заполнить заявление на аккредитив, в котором указывается название бенефициара (продавца продукции), вид аккредитива (как правило, подтвержденный), дата открытия и истечения срока аккредитива, дата и место отгрузки и доставки товара и прочие параметры.

В заявлении также обозначается перечень документов, которые поставщик должен предоставить в банк, чтобы получить оплату по аккредитиву. Как правило, это инвойс (счет-фактура) и транспортная накладная. Но чем меньше доверия между продавцом и покупателем, тем больше документов они могут включать в перечень: сертификат качества, сертификат происхождения, страховой полис и т. д. и т. п.

 

Помимо российского банка (банк эмитента аккредитива) при осуществлении аккредитивной операции задействованы иностранные банки: банк продавца (может выполнять функции подтверждающего, исполняющего и авизующего банка), а если банк продавца не имеет отношений с банком-эмитентом, то он выступит только авизующим банком. В последнем случае роль подтверждающего и исполняющего банка выполнит иностранный банк, имеющий не только корреспондентские отношения с банком-эмитентом, но и установивший на него лимит кредитного риска по документарным операциям. Как правило, это весьма крупный и известный за рубежом банк.

Если поставщик не имеет представления о кредитоспособности российского банка-эмитента, он имеет право требовать от импортера, чтобы аккредитив российского банка был подтвержден известным ему банком. В этом случае подтверждающий банк берет на себя обязательства по платежу в рамках аккредитива дополнительно к обязательствам российского банка.

Таким образом, экспортер, получив извещение о поступившем в его пользу аккредитиве и выразив согласие его принять, отгружает обои и представляет подтверждающему банку (через свой обслуживающий банк или напрямую) предусмотренные аккредитивом документы, и, если документы отвечают требованиям аккредитива, в течение пяти рабочих дней получает их оплату. Другими словами, подтверждающий банк, произведя оплату документов, выступил исполняющим банком. Кстати, на этом этапе интерес продавца к сделке иссякает — он отправил товар в Россию и получил деньги.

В свою очередь исполняющий (подтверждающий) банк получает деньги от российского банка-эмитента, с которым расплачивается покупатель, либо по факту оплаты экспортеру (аккредитивы по требованию), либо через определенное время (как правило, не более 1 года, включая срок действия аккредитива) при наличии соответствующего договора между банками. В последнем случае речь идет о так называемом постфинансировании. Преимущество постфинансирования очевидно: исполняющий банк предоставляет отсрочку платежа российскому банку, а последний — российскому импортеру для оплаты полученного от поставщика товара.

Но если документы не отвечают требованиям аккредитива или представлены после истечения его срока действия, исполняющий банк произведет их оплату только при получении от банка-эмитента согласия импортера.

 

Аккредитив и финансирование импорта

Аккредитив не только защищает интересы сторон внешнеторгового контракта. Как правило, аккредитивы играют важную роль инструментов международного торгового финансирования. Это происходит следующим образом. Импортер обращается к банку-эмитенту за отсрочкой исполнения своих обязательств по аккредитиву. Банк-эмитент может удовлетворить просьбу своего клиента за счет собственных ресурсов по ставкам кредитования российского рынка (для таких сделок дорого, непривлекательно и практически не применяется) или за счет ресурсов иностранного банка, финансирующего сделку по более привлекательным ставкам международного рынка. В этом случае он выступает также в качестве подтверждающего банка.

Если импортер не предоставил банку-эмитенту денежного покрытия по аккредитиву, то такой аккредитив является продуктом кредитного характера. При этом банки предъявляют к компании, обращающейся за аккредитивом, те же требования, что и при обращении за кредитом (финансовое состояние и обеспечение). Аккредитив можно использовать и для разовых внешнеторговых сделок, и для финансирования регулярных поставок в рамках кредитной линии.

Сколько это стоит?

Разумеется, все эти услуги банки оказывают клиенту не бесплатно. Стоимость и отдельные условия обслуживания кредитных организаций могут отличаться, поэтому, не претендуя на истину в последней инстанции, попробуем осветить в целом алгоритм ценообразования в аккредитивах.

Импортер оплачивает банку-эмитенту стоимость подтверждения и стоимость предоставленного финансирования. Могут возникнуть дополнительные расходы согласно тарифам банка-эмитента, но они не превысят 1% годовых.

 

Стоимость подтверждения исчисляется в процентах годовых и складывается из ставки подтверждающего банка и маржи банка-эмитента. Для средних российских банков-эмитентов ставка подтверждающего банка колеблется от 1,5% до 4,25% годовых на срок действия аккредитива (хотя в разных странах и в разных банках может быть и на меньший срок) — зависит от экономической ситуации в стране подтверждающего банка, его кредитной политики и оценки риска подтверждения, принимаемого на банк-эмитент и страну банка-эмитента.

Стоимость финансирования исчисляется в процентах годовых и складывается из ставки LIBOR/EURIBOR, ставки иностранного финансирующего банка и маржи банка-эмитента. Стоимость финансирования, предоставляемого иностранным банком средним российским банкам-эмитентам, составит LIBOR/EURIBOR плюс 3-4,5% годовых на срок финансирования.

Маржа российского банка-эмитента зависит от многих экономических факторов, например финансового положения импортера, его остатков и оборотов в российском банке, качества предлагаемого обеспечения.

В любом случае общая стоимость подтверждения и финансирования (ставки не суммируются, поскольку каждая берется на свой срок) не должна превысить порог, при котором подтверждение и международное финансирование перестает быть экономически целесообразным по сравнению со стоимостью прямого российского кредитования.

 

Но даже если предположить, что проценты по аккредитиву и обычному кредиту одинаковы, использовать аккредитив будет выгоднее благодаря гарантированной безопасности расчетов.

Аккредитив с постфинансированием — наиболее распространенный на сегодня вид аккредитивов, поскольку предоставляет серьезные выгоды покупателю в финансировании международной торговой деятельности.

Стоит учесть, что покупатель может получить отсрочку платежа и от самого поставщика — так называемый товарный кредит, что становится все более популярным, особенно на высоко конкурентных европейских рынках, например на рынке винной продукции, что совсем не исключает возможности получения постфинансирования наряду с отсрочкой платежа.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+