Михаил Полстяной, глава компании «Ратибор», выпускающей джемы и варенья, говорит, что самые трудные клиенты для него — это торговые сети. «Они непредсказуемы. Обязательств по объемам закупок не берут, ничего спланировать нельзя», — жалуется предприниматель. Сети расплачиваются за товар с отсрочкой как минимум в 30 дней, приходится искать деньги, чтобы закрыть кассовые разрывы.
Решить эту проблему можно разными способами. Например, взять кредит — если есть что заложить. Полстяной заложил все что можно, поэтому для текущего финансирования пользуется факторингом. Механизм такой: продавец товара передает специальной компании — ее называют фактором — право требования задолженности с покупателя, а взамен получает деньги (за вычетом небольшого процента) для пополнения оборотных средств. «Удобно: большая отгрузка — и через два дня у тебя 90% денег в кармане, — рассказывает Полстяной. — К тому же легко осваивать объемы. Если они вдруг снизятся, ты не будешь обременен кредитами».
В России факторинг стал активно развиваться в последние несколько лет. На малый и средний бизнес приходится более 80% клиентов компаний-факторов. Средняя ставка — 2% в месяц, это соответствует 27% годовых — несколько дороже, чем по обеспеченным кредитам (около 20% годовых).
Для получения денег придется набраться терпения и собрать более 20 различных документов: учредительные документы, информацию о финансовом состоянии компании, сведения о покупателях, с которыми планируется работа по факторингу. Есть и специальные требования. Например, в Промсвязьбанке попросят заполнить анкету для оценки воздействия деятельности заемщика на экологию. Банк перенял эту практику у ЕБРР, с которым плотно сотрудничает. Вся процедура — от первого контакта с менеджером банка до заключения договора — занимает от одной до четырех недель.
Средний срок займа — чуть более двух месяцев. Лимит финансирования определяет банк, анализируя отношения между клиентом и его контрагентами. Ряд банков устанавливают минимальные лимиты ежемесячного оборота по факторингу или по числу сделок. В Промсвязьбанке, например, минимальный ежемесячный лимит — 3 млн рублей. Из-за кризиса факторам пришлось ужесточить свои требования к заемщикам. Например, Nordea (бывший Оргрэсбанк) сократил факторинговый портфель в четыре раза, до 400 млн рублей. Банк в первую очередь берет на обслуживание компании из тех регионов, где у него есть представительства. В Промсвязьбанке при заключения договора финансирования в обязательном порядке требуют поручительства собственников бизнеса. «Риск-менеджмент является основой хорошей факторинговой компании», — считает председатель правления Национальной факторинговой компании Роман Огоньков.
Стоимость факторинга можно попытаться снизить. От чего она зависит? Во-первых, от срока кредитования: чем он больше, тем услуга дороже. Во-вторых, от объема передаваемой на обслуживание дебиторской задолженности (больше сумма — ниже ставка). В-третьих, стоимость финансирования будет зависеть от активности клиента. Чем больше должников передано фактору, тем лучше условия. «Ниже вероятность, что компания столкнется с большим числом дефолтов», — объясняет Роман Огоньков.
В отличие от обычного кредитования, в факторинге ключевое значение имеет финансовое положение не клиента, а его партнеров. Небольшая фирма, поставляющая товар в крупную торговую сеть, — желанный клиент. «Мы можем принять слабого клиента с хорошим дебитором», — говорит Александр Федоров, первый заместитель главы группы «Лайф», созданной на основе Пробизнесбанка.
Помимо денег для малого бизнеса в факторинге в связи с кризисом появился и другой интерес — возможность дополнительного давления на крупного должника. В исполнении факторинговых компаний это выглядит так: фактор звонками или визитами своих сотрудников планомерно напоминает дебитору о необходимости погасить долг. Просьбы проработать того или иного дебитора могут поступать и от самого клиента. Если он сомневается, что контрагент заплатит вовремя, фактор начнет звонки заранее, незадолго до наступления срока платежа.
Михаил Полстяной рассказывает, что очень волновался, когда в конце прошлого — начале этого года ритейлеры стали задерживать оплату товаров. Его партнер, Русская факторинговая копания, тогда взяла на контроль его должников. Торговая сеть «Копейка», например, после настойчивых напоминаний из факторинговой компании расплатилась за джемы и варенья в срок.
Владислав Урусов, начальник отдела факторинговых операций банка Nordea, считает, что тот, кто четко понимает свои перспективы и не имеет проблем со сбытом, «сидит на факторинге долго и счастливо: ведь реально его стоимость перекладывается на конечного покупателя».