К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Малый бизнес и реальность

фото Foto SA / Corbis
фото Foto SA / Corbis

Исследования бизнес-климата различными структурами проводятся регулярно, а малое и среднее предпринимательство являются одними из наиболее актуальных объектов анализа: из-за динамичности своего развития и более быстрой реакции на изменения окружающей среды эта сфера требует постоянного мониторинга.

Выводы, которые приведены в последнем исследовании Ernst & Young «Барометр предпринимательского климата», интересны с точки зрения методологии и истории наблюдения за предпринимательской средой, но имеют ограниченную ценность с точки зрения описания текущей ситуации: большинство количественных показателей, учитываемых в исследовании, относятся к 2008-2010 годы, т.е. итоги восстановления российского малого бизнеса после кризиса в нем не отражены.

С другой стороны, некоторые субъективные параметры, например, восприятие предпринимателями бизнес-среды, меняются гораздо более сложно и долго и поэтому представляет больший интерес для обсуждения. Интересно, в частности, как соотносятся результаты исследования (в нем участвовало 50 респондентов из России) с итогами опроса предпринимателей ОПОРА РОССИИ в регионах РФ (6000 респондентов).

 

Поддержка бизнеса со стороны государства в России была оценена Ernst & Young выше среднеевропейской и существенно выше, чем в странах G20. Однако сами российские предприниматели, особенно в регионах, чаще используют негативные оценки при описании государственной политики в этой сфере. Так, 22% респондентов считают, что администрация региона не уделяет никакого внимания развитию малого и среднего бизнеса, а еще 31% считают, что внимания уделяется мало. Только 5% компаний ощущают, что поддержка предпринимательства — это приоритет региональной администрации. При этом, по данным исследования ОПОРЫ РОССИИ, 23% респондентов отмечают низкую или нулевую эффективность действий власти в этом направлении.

Надо понимать и еще один момент: существенным отличием России от некоторых других стран является высокий уровень региональной дифференциации, в том числе и в плане среды для развития малого предпринимательства. Имея опыт исследования 10 субъектов РФ в разрезе муниципальных образований, мы постоянно сталкиваемся с тем, что какие-то значимые инициативы власти в развитии бизнес-климата затухают на уровне регионального центра, тогда как большинство муниципалитетов никак не содействует бизнесменам.

 

Поэтому оценки Ernst & Young касательно того, что 24% респондентов считают инкубаторы инструментом серьезного влияния на развитие бизнеса, не совсем соотносятся с тем, что в регионах России только 13% предпринимателей вообще осведомлены о деятельности бизнес-инкубаторов, 36% из них считают эти организации «низкоэффективными» или «вообще не эффективными». Впрочем, в том, что касательно поддержки МСП среди предпринимателей преобладают негативные отзывы, с результатами исследования Ernst & Young нельзя не согласиться.

Анализ и сопоставление результатов различных исследований бизнес-климата – это гораздо более сложный вопрос, чем кажется на первый взгляд, однако интерес к нему в любом случае повышает шансы на изменение ситуации к лучшему. И в этой связи Россия – та страна, в которой потенциал этих изменений очень высок и результат мог бы быть особенно значим для экономики.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+