В августе 2011 года саратовский предприниматель Вячеслав Крючков выиграл дело, начатое против него прокуратурой из-за отсутствия лицензии на эксплуатацию АЗС. Когда в августе на его заправку нагрянула прокурорская проверка, предприниматель не ждал неприятностей — он был уверен, что не нарушает закона. Крючков занимался автозаправочным бизнесом в Саратове давно и знал, что еще в 2002 году деятельность по эксплуатации АЗС исключили из числа лицензируемых на основании федерального закона.
Однако по результатам проверки Крючкова обвинили в нарушении ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и привлекли к административной ответственности за «осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов без лицензии». В качестве наказания суд назначил штраф в размере 40 МРОТ.
В ответ Вячеслав Крючков подал кассационную жалобу в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа. Через месяц бизнесмену удалось доказать, что суд ошибочно отнес АЗС к взрывопожароопасным производственным объектам, так как бензин на заправке не перерабатывался и уж тем более не производился. В результате, Федеральный арбитражный суд отменил решение нижестоящего суда, а Крючков получил возможность спокойно работать дальше. Не все предприниматели от перемен в сфере лицензирования выигрывают. Чаще всего изменения в сфере лицензирования встают бизнесменам в копеечку.
Замена лицензии на СРО
В течение последних лет законодательство в сфере лицензирования менялось многократно. Причем изменения эти касались как порядка выдачи лицензий, так и органов, уполномоченных выдавать лицензии или контролировать соблюдение их условий. Многие функции по лицензированию государство делегировало саморегулируемым организациям (СРО).
«Предпринимателям проще не стало. Зарабатывают на этом СРО те люди, под чьи частные интересы эти организации были созданы, — говорит управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес проектам» Кира Гин-Барисявичене. — Создавая СРО, государство хотело заменить лицензирование и установить новый механизм контроля и мониторинга предпринимательской деятельности в определенных отраслях. Представители государства сами СРО не проверяют и не контролируют. На сегодняшний день можно признать, что эффект от такой «новации» для самих отраслей и для общества минусовый».
Кира Гин-Барисявичене вспоминает, что в России любая компания, не имеющая в реальности ни персонала, ни техники, могла получить строительную лицензию: «Всегда находились ловкие люди и фирмы при Федеральном лицензионном центре (ФЛЦ) при Госстрое, которые могли «документарно» обеспечить компанию персоналом и техникой. Таким образом, собирался полный пакет документов, необходимый для получения лицензии, и лицензия выдавалась. Об этих схемах знали абсолютно все — обман государства и общества процветал. Сами лицензионные сборы обходились в 1300 рублей, по срокам обычно укладывались в месяц-два». Что сегодня? Строительные СРО работают на скоростях «Сапсана». Вступить в организацию и получить допуск к строительным работам можно всего лишь за три дня. Но и цена «билета» значительно увеличилась. Начальные взносы в СРО — 350 000 рублей. Неслучайно между СРО возникает конкуренция — их становится все больше и больше.
В ближайшем будущем должны быть приняты еще и технические регламенты по отдельным видам деятельности.
Новый регулятор
Ежегодно, по мере того как меняется законодательство, бизнесмены вынуждены приспосабливаться к новым условиям и минимизировать издержки. Руководитель корпоративной практики аудиторской компании «ФБК-Право» Александр Ермоленко считает, что предпринимателям придется начать с налаживания отношений с новым регулятором, что часто обходится недешево. «Сфера лицензирования достаточно коррупционная, любые разрешения связаны с административной реакцией, то есть по сути со взятками, не то что все дают взятки и все берут, но это, как мы понимаем, очень распространено, — говорит Ермоленко. — Поэтому когда меняется регулятор, то просто нужно с новыми людьми выстраивать отношения, и просто по-человечески, и в плане всяких подковерных дел тоже. Поэтому это, конечно, влечет дополнительные расходы, организационные, финансовые».
Изменения требований
Иногда налаженный бизнес практически рушится из-за изменений в лицензионных требованиях, которые предприниматели должны соблюдать как при подаче документов на новую лицензию, так и в процессе своей работы. Как правило, эти ужесточения влекут за собой дополнительные проверки (как это было в случае с лицензиями на торговлю алкогольной продукцией), а иногда и передел на рынках.
«Существует и светлая сторона ужесточения лицензионных требований. Определенные виды деятельности являются достаточно специфическими и требуют наличия профессионалов и хорошей технической базы. Соответственно, если предприниматель не соответствует лицензионным критериям или не хочет им соответствовать, то он не получит разрешение на осуществление того или иного вида деятельности», — считает старший юрист юридической компании «Приоритет» Виталий Бородкин.
А руководитель корпоративной практики аудиторской компании «ФБК-Право» Александр Ермоленко не верит в то, что изменения в требованиях лицензирования помогают очистить рынок от недобросовестных игроков: «Наличие лицензии сегодня не свидетельствует об определенном уровне работы, а свидетельствует только о том, что бизнесмен озадачился, собрал документы, заплатил деньги и получил уже наконец эту лицензию. Но она ничего не гарантирует, — отмечает Ермоленко. — Со строительством, например, практически ничего не изменилось. Теперь вместо того, чтобы получить лицензию, нужно войти в СРО. Есть организации, которые действительно саморегулируемые и полноценные, но таких достаточно мало, много организаций, которые за деньги предоставляют такую услугу. По сути, это тоже лицензирование за деньги, как и было раньше, только раньше были взятки чиновникам, а сейчас вроде как более законная схема».
Вот несколько примеров того, как отражались на бизнесе изменения законодательства в сфере лицензирования последних лет.
1. Бизнес: туроператорская и турагентская деятельность
Суть изменений: отмена лицензий, переход на СРО
Дата вступления в силу: 1 января 2007 года
Проблемы: Вместо лицензирования у туроператоров появилась финансовая ответственность от 500 000 до 100 млн рублей (в зависимости от размера выручки и направления деятельности). Был создан Единый федеральный реестр туроператоров, куда государство обязало вносить сведения о себе всех, кто занимается турбизнесом. Это привело к значительному переделу туристического рынка, так как изменения в законодательстве стали выгодны прежде всего крупным страховым компаниям и большим туроператорам. Многие региональные компании закрылись, а «входной билет» на рынок туриндустрии стал значительно дороже. С другой стороны, мошенников стало меньше.
2. Бизнес: строительство
Суть изменений: отмена строительных лицензий, переход на СРО
Дата вступления в силу: 1 января 2010 года
Проблемы: Старые лицензии с 1 января 2010 года уже не действовали, а СРО еще не заработали в полную силу, поэтому допуски на производство работ не выдавались. Компании и организации, которых СРО не обеспечила допусками, по сути, юридически действовали незаконно, так как не имели право вести свою деятельность. Кроме того, никто не мог гарантировать (и не гарантировал), что они соблюдают в своей работе государственные стандарты или какие-либо нормативы.
3. Бизнес: аудит и оценочная деятельность
Суть изменений: отмена лицензий, переход на СРО, изменение в системе экзаменов
Дата вступления в силу: 1 января 2010 года
Проблемы: изменена система сдачи экзаменов, а также структура экзамена. Более того, экзамены стали платными. Из 100 000 аудиторов, аттестованных на данный момент, экзамен сдали около 100 человек.