Знать о любых изменениях законодательства бизнесу лучше заранее. А еще лучше иметь возможность участия в обсуждении законопроектов. С августа в России действует институт оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Как это работает?
Основной инструмент ОРВ — публичные консультации, организованные в форме интернет-опросников, заполнить которые может, по идее, каждый предприниматель, и в форме прямой обратной связи с бизнес-сообществами: ТПП, РСПП, «ОПОРОЙ России» и «Деловой Россией». Процедура подготовки экспертного заключения занимает около месяца и проходит в два этапа. Сначала Минэкономразвития принимает решение о необходимости проведения ОРВ (извещения о публичных консультациях публикуются на сайте министерства). Каждый желающий предприниматель может написать собственное экспертное заключение и послать его в Минэкономразвития, в том числе и по электронной почте, указанной в документах. С учетом собранных мнений в интернете публикуется итоговое заключение, где все участники могут посмотреть, были ли учтены их рекомендации.
Пока экспертиза не касается уже существующих законов, а затрагивает только готовящиеся к принятию акты, такие как правила и регламенты осуществления контроля, изменения в КоАП, технические регламенты, СНиПы, экологические требования, акты, касающиеся сертификации, декларирования, лицензирования предпринимательской деятельности, экспертизы, аккредитации, регистрации продуктов и предприятий. В стороне остаются и ключевые для бизнеса сферы регулирования: таможенное и налоговое законодательство.
Однако при этом, по словам Андрея Шубина, руководителя Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «ОПОРЫ России», ОРВ существенно облегчил возможность влиять на принятие новых законодательных актов: «Механизм проведения консультаций и оценки последствий вступления нормативного акта позволяет ликвидировать коррупционные и обременяющие бизнес-нормы, что раньше было затруднительно».
Шубин поделился с Forbes мнением о пяти законопроектах, которые выносились на обсуждение.
Паспорт отходов
Проект Постановления Правительства РФ «О порядке паспортизации отходов»
Пункт 2 обязует предпринимателей повторно оформлять паспорт отходов при изменении названия и организационно-правовой формы. Эта обязанность, однако, распространяется только на паспорта, оформленные до вступления в силу данного постановления. Необходимо предусмотреть единые условия переоформления паспортов, оформленных как до, так и после вступления постановления в силу.
Пункт 11 обязует предпринимателей переоформлять паспорта на виды отходов, не включенные в общий классификатор. При этом срок действия такого паспорта ограничивается одним годом, в течение которого соответствующий вид отходов должен быть включен в классификатор.
Принятие нормы в предлагаемой редакции может привести к ситуации, когда срок действия временного паспорта закончен, а необходимые изменения в классификатор не внесены. В этом случае предприниматель будет вынужден оформлять временный паспорт повторно, что повлечет за собой дополнительные финансовые затраты.
Проверки авторских прав
Проект административного регламента по исполнению Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ об авторском праве и смежных правах — итоговый документ ОРВ от 13.12.10
Нет прямого указания, в каких случаях Федеральная служба имеет право осуществлять проверки и каков предмет данных проверок. В настоящее время контроль над соблюдением законодательства в сфере авторских и смежных прав осуществляется через РАО и другие организации, занимающиеся коллективным управлением авторскими и смежными правами. Действующее законодательство точно не определяет, что именно Росохранкультура должна следить за соблюдением хозяйствующими субъектами авторских и смежных прав. А принятие данного административного регламента приведет к введению нового вида надзорной деятельности, не установленного в других нормативных документах.
Нарушения в области технического регулирования
Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях» (за нарушения обязательных требований в области технического регулирования) — итоговый документ ОРВ от 13.12.10
Согласно существующей редакции законопроекта, за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия нельзя будет вынести наказание в виде предупреждения.
Законопроект многократно увеличивает сумму штрафов для предпринимателей: с 50 000 рублей до 1 млн рублей для юридических лиц по отдельным составам правонарушений. При этом контролирующему органу предоставляется право приостанавливать деятельность хозяйствующих субъектов.
Риски — cерьёзное ужесточение ответственности предпринимателей за нарушения обязательных требований в области технического регулирования, вероятность создания коррупционного механизма в связи с предоставлением контролирующему органу права самостоятельно решать, налагать ли штраф или приостанавливать деятельность предприятия на срок до 90 суток.
Обслуживание кассовых аппаратов
Проект приказа Минпромторга России «Об утверждении образца паспорта контрольно-кассовой техники», экспертное заключение «ОПОРЫ России» от 24.09.10
Пункт 1.1. предусматривает определение производителем конкретного срока периодичности обслуживания контрольно-кассовой техники («…не реже…») Это может быть истолковано как завуалированное установление обязанности периодичной замены марок-пломб и других средств визуального контроля. В то время как, согласно текущему законодательству, предприниматель, использующий исправную кассу, не может быть привлечен к ответственности за нарушение периодичности технического обслуживания.
Пункт 4.1. раздела IV обязует поставщика определять «срок полезного использования ККТ со дня ввода в эксплуатацию». А пункт 4.2. раздела IV определяет, что поставщик гарантирует работоспособность ККТ в течение определенного им срока со дня ввода ККТ в эксплуатацию. Появляется возможность произвольного и неоднозначного толкования этих пунктов в силу отсутствия в действующем законодательстве понятия «срок полезного использования» и формулировки «работоспособность ККТ».
Карантин растений
Проект Федерального закона «О карантине растений», итоговый документ ОРВ от 29.11.10
Недостатки: введение запрета на осуществление хозяйственной деятельности при объявлении карантинного режима и отсутствие ограничений в сроках действия карантинного режима. Согласно законопроекту, режим подлежит отмене только «после достижения критериев ликвидации очага».
Данные положения противоречат действующему законодательству, поскольку вопросы приостановления деятельности должны регулироваться нормами КоАП (приостановка не более чем на 5 дней), либо ГК — приостановка через обращение в суд. Соответственно и в данном законопроекте приостановление деятельности должно быть решением органов судебной, а не исполнительной власти.
Далее бизнес-сообщество проводит углубленный анализ целей регулирования, возможностей решения проблемы иными средствами, оценку издержек, выгод и рисков заинтересованных сторон. По итогам собранных мнений в интернете публикуется итоговое заключение.
За три месяца существования процедуры ОРВ организация «ОПОРА России» подготовила 37 экспертных заключений, 18 из которых — отрицательные. Мнение бизнеса, правда, не носит запретительного характера, а лишь дает разработчикам возможность учитывать риски предпринимателей при доработке законопроектов.