К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Страна таможенников: как формировать потребность быть предпринимателем

Фото Александра Щербака / Коммерсантъ
Фото Александра Щербака / Коммерсантъ
Почему меры стимулирования малого бизнеса не дают всплеска бизнес-активности

Все бизнес-сообщество напряженно следит за последними решениями власти и очередными реформами в области предпринимательства. В апреле на заседании Госсовета обозначена новая целевая область — увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВНП страны почти в 2 раза. Главный вопрос заключается в том, каким образом собираются достигать этого значения. Потому что декларация — это замечательно, мы в этом спорте достигли чемпионских высот, а вот с планом действий и реализацией, как всегда, могут возникнуть непредвиденные сложности.

Сегодня на долю МСП в структуре ВНП страны приходится лишь 21%. Для сравнения: в экономике Чехии доля МСП — 35%, в Малайзии — 47%. Понятно, что эти страны не способны за пару месяцев присоединить площадь в размере 27 000 квадратных километров, но здесь вопрос про настоящие и подложные целевые области. В качестве последнего статистического гвоздя: в США и Японии вклад малого и среднего бизнеса в ВНП свыше 60%.

При этом даже ребенок в России может озвучить необходимые меры для стимулирования малого бизнеса: снижение налогового бремени, снижение страховых отчислений (мы все помним, как их подняли в 2013-м и количество малых и средних предприятий сократилось на 13%), господдержка и субсидирование, специальные условия кредитования и создание благоприятной деловой среды. С постоянным упорством это повторяют как мантру все эксперты, субъекты предпринимательства, представители регулирующих органов — в общем, абсолютно все. Но проблема заключается не только в том, что эти меры не реализовываются или реализовываются неэффективно, как, например, субсидирование, являющееся часто элементом строительства очередной утечки бюджетных средств.

 

Проблема заключается в отсутствии идеологического фундамента.

Ведь пока мы строили разные идеологические парадигмы про «равенство и братство», «супердержаву», «особый путь», «внешнюю угрозу», «территориальное воссоединение», наши геополитические конкуренты учили детей с школьной скамьи складывать доллар с долларом. И популяризировали институт предпринимательства.

 

Три ключевых фактора, определяющих бизнес-активность населения:

  • ценность денег;
  • популяризация предпринимательства в обществе;
  • профильное практикоориентированное образование.

Предпринимателями не рождаются, предпринимателями становятся под воздействием этих факторов. И даже если мы улучшим экономическую среду, чуда не произойдет. Наша задача шире — сформировать такую культуру, в которой дети будут мечтать о собственном бизнесе еще со старших классов школы.

Страна таможенников

Представьте себе, что буквально несколько лет назад мы жили в стране, где большинство школьников мечтали стать таможенниками, когда вырастут. Таможенниками! Нет, таможенник — это отличная профессия, но что это за детская мечта такая? Сегодня на втором месте по популярности жизненного пути у выпускников школ — работа в госсекторе, более 15%.

 

Школьники подсознательно выбирают стабильные профессии с низкими рисками, средней ответственностью и средним заработком. Что должно происходить в стране, где школьники искренне мечтают быть таможенниками и чиновниками? Много хорошего, но точно не удвоение доли МСП.

С другой стороны, именно эти ценности мы им дали и продолжаем давать сегодня. Учителя, родители, книги. Большинство из них не видели предпринимателя вживую.

Ни в школе, ни в университетах нет ни одного предмета, хотя бы отдаленно связанного с бизнесом.

Многие предполагают, что бизнесу надо учиться в процессе. Что достаточно базовых академических дисциплин. Так вот, если бы я с первого курса изучал, например, работу в CRM-системах, то, возможно, моя карьера сложилась бы намного быстрее, потому что я с CRM-системой не могу толком разобраться уже 4 года. Почему со студенческой скамьи не надо изучать инструменты внедрения IP-телефонии, управление кол-центром, digital маркетинг, почему этому всему надо учиться в процессе ведения бизнеса, а таможенному делу — с первого курса?

У себя на факультете бизнеса мы видели тех немногих школьников, которые сегодня мечтают стать предпринимателями. У них совсем другие ориентиры. Для них образцом для подражания выступают Стив Джобс и Ричард Бренсон. И хотелось бы, чтобы новыми ориентирами для них выступали Сергей Галицкий и Аркадий Волож. Они со школьной скамьи читают книги Филиппа Котлера. И хотелось бы, чтобы они начинали читать Игоря Манна. Эти студенты будут составлять основу предпринимательского сообщества уже через несколько лет — бизнес-сообщество стремительно молодеет.

 

Решение

В Польше с 2002 года предпринимательство вошло в национальную методическую основу для дошкольного и школьного образования. В странах ЕС школьники изучают предпринимательскую деятельность как обязательный предмет. В США в университетах или колледжах преподают курс по созданию бизнеса. В Бразилии уровень бизнес-активности 27% — СМИ здесь уже несколько лет пропагандируют предпринимательство, создавая положительный, притягательный образ бизнесмена.

Поэтому сегодня в первую очередь нужно формировать потребность быть предпринимателем. Мы обязаны популяризировать профессию «предприниматель» в обществе. Через самые популярные у общества каналы — телевидение и интернет — мы должны формировать героев предпринимательского сообщества. Они у нас есть.

У нас огромное количество молодых миллионеров, которые заработали капитал на собственном интеллектуальном ресурсе.

Не тендер, не нефть с газом, а удобный, нужный аудитории продукт. Наша задача заключается в том, чтобы об этих предпринимателях говорили все, как о национальных героях (тем более что зарабатывать деньги, опираясь на интеллект и идеальную бизнес-модель, — это действительно героизм). Они должны становиться примером для тех, кто сейчас идет подавать документы в высшее учебное заведение.

 

Второй шаг — кардинально пересмотреть учебную подготовку, начиная со старших классов школы и заканчивая вузом. Ввести программу, каждая дисциплина которой готовит ребенка к предпринимательству, начиная от генерации бизнес-идей до комплексного управления бизнесом. И тогда мы сможем получить не только полуостров, но и здоровое предпринимательское сообщество.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+