Очередь перед 46-й налоговой инспекцией некоторые предприниматели занимают с ночи. Я приехала 27 октября к 6 утра. И убила целый день на перерегистрацию нашей с мужем фирмы. Если учесть, что в семейном бизнесе я и за гендиректора, и за бухгалтера, и за диспетчера, то потеряла не только время, но и деньги. Конечно, я еще в июле знала, что нужно будет перерегистрироваться. Но тогда, сразу после выхода закона, ни мы, ни нотариусы, ни сами налоговики не знали, как оформлять новые документы. Можно было бы пройти перерегистрацию, воспользовавшись услугами почты. Но у меня — как, думаю, и у большинства небольших фирм — регистрация оформлена на левый адрес.
Как ни странно, претензий к работе 46-й налоговой лично у меня не возникло. Трудятся они с 7 утра до 9 вечера, причем без обеда. Порядок пытаются поддерживать: стоит ОМОН, чтобы давки не было, заграждения, чтобы очередность соблюдалась, пытаются вести учет номерков (очередь электронная). Другое дело, что у нас все выходит как всегда... Даже разгрузить 46-ю инспекцию додумались лишь после двух месяцев давки в очередях — с 26 октября 46-я прекратила прием тех, кому нужна всего лишь выписка из ЕГРЮЛ.
Очередь занимают с ночи, а то и с вечера предыдущего дня. Соответственно, часов в 7 утра ее можно занять только километрах в полутора, а то и в двух от входа в налоговую — каким-то там тысячным субъектом. Тут же предлагается купить место в очереди — цена 2000 рублей. Самое неприятное, что где-то после 9 утра открывают центральный вход и народ просачивается внутрь, минуя ОМОН и заграждения и используя народную мудрость и природную наглость (или наоборот: народную наглость и природную мудрость). Просачивается, минуя колоссальный хвост, к вожделенной стойке с электронными номерками. Поэтому хвост ползет довольно медленно.
В районе часа дня номерок можно взять совершенно свободно. Правда, это уже 900-е и дальше номера — то есть не факт, что пройдешь до 9 вечера. Расклад такой: я, простояв с 6 утра, ухватила 648-й номер и где-то после трех документы сдала. Номер в электронной очереди именной — его дают после предъявления документов , а при сдаче документов прикладывают к делу. В зависимости от того, в какое тебе окно, номера распределяются еще и по литерам. По моей литере К (перерегистрация без внесения изменений в устав) документы принимали быстро. Пропускная способность — около 100-120 человек в час.
Пока стояла в очереди, вот какие мысли у меня возникли. Я не понимаю, зачем эта перерегистрация в таком массовом порядке была нужна. У нас с мужем-учредителем не было и, уверена, не будет, проблем с разделом долей фирмы, так как не будем мы ее делить, ликвидируем к черту. Вот и меняли бы свои уставные документы только те, кому есть что терять. Очередь в два раза уменьшилась бы. Для меня эти изменения — очередная формальность. Ну, учредительный договор не нужен, список участников надо вести — раньше эта информация в договоре была, нужно прописать, как можно выйти из ООО. Зато собрали со всех по 800 рублей пошлины (выписка из ЕГРЮЛ и регистрация). Заработали юридические конторы: цены за услуги по приведению устава в соответствие с законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» — от 1800 рублей (дают на флешке типовой устав и список необходимых документов — остальное пишешь сам) до 15 000 рублей (за такие деньги обещают написать устав под вашу организацию — в чем лично я сомневаюсь — и сопроводить в налоговую). Но очередь-то они не занимают, а сдавать документы должен гендир лично. Получают, правда, сами — по доверенности. В эту же сумму, кажется, входят нотариус (мне в 1000 рублей обошлось заверение моей подписи) и пошлина.
Самое неприятное — создается впечатление, что тебя опутывают паутиной, вынуждая действовать не по своей воле. Эта перерегистрация лично мне не нужна, я могла бы прийти и через месяц, когда очередь спадет. Но в Сбербанке без нее не открывают счет. Наверное, к декабрю могут и обслуживать перестать. Желания цивилизованно бизнесом заниматься практически не осталось — все в тень…
А еще, пока стояла в очереди, нарастало чувство обиды не только на власть, но и на обывателей. Снимают репортаж, идет вдоль очереди корреспондент. И вещает: «Раньше мы все стояли в очередях за бананами и сапогами, а тут вот теперь стоят те, кто нам эти сапоги и бананы продавал». Еле сдержалась, чтоб не подойти и не бросить ему в лицо: милый, давай мы все бросим свои ООО, дающие, кстати, рабочие места таким, как ты, и встанем в очередь за пособием по безработице…
Юлия Т., совладелица торговой фирмы