Таможенные сборы обеспечивают половину доходной части бюджета России. И уже почти 20 лет мимо казны уплывают миллиарды долларов — «серые» схемы таможенного оформления грузов неискоренимы. Неудивительно, ведь на них зарабатывают все: импортеры, сами таможенники, криминальные и силовые структуры
С 1991 года российской таможней руководило шесть человек, ключевыми фигурами можно назвать трех из них.
Анатолий Круглов
Первый руководитель российской таможни занимал свое кресло дольше всех остальных — с октября 1991-го по май 1998 года. В 1993 году был принят закон «О таможенном тарифе», но основная масса товаров ввозилась в страну по внешнеторговым льготам разнообразных фондов: спорта, инвалидов, воинов-афганцев и т. д. Околотаможенный бизнес контролировался как самими таможенниками, так и криминалом. В 1997 году таможня перечислила в бюджет $12,5 млрд (20% доходной части). Для сравнения: в 1991 году таможенные сборы составили всего $75 млн. Круглова сначала поменяли на его заместителя Валерия Драганова, затем главным таможенником назначили бывшего высокопоставленного сотрудника КГБ Николая Бордюжу.
Михаил Ванин
После кризиса 1998 года и перед президентскими выборами 2000 года понадобился профессионал, способный обеспечить увеличение финансовых потоков в бюджет. В мае 1999 года руководителем таможни был назначен Михаил Ванин, бывший начальник управления по борьбе с контрабандой. В 2000 году таможня собрала около $13 млрд (32% доходов бюджета), в 2003-м (последний полный год при Ванине) — $24 млрд (30%). Изобретение Ванина — специализированные терминалы, где можно было оформить товар по специальной «сетке» — дешевле, чем по таможенному тарифу. Ноу-хау обернулось делом «Трех китов»: таможня перекрыла контрабандный ввоз мебели, за мебельщиков вступились высокопоставленные сотрудники Генпрокуратуры, а на стороне таможенников играло МВД. Громкий скандал привел к отставкам среди силовиков, в июне 2004 года был уволен и Михаил Ванин.
Андрей Бельянинов
В мае 2006 года неприметного Александра Жерихова, который руководил ведомством два года, сменил Андрей Бельянинов, бывший сотрудник Службы внешней разведки, гендиректор «Рособоронэкспорта», директор Федеральной службы по оборонному заказу. В таможню начали трудоустраиваться выходцы из ФСБ. За два года было заменено 1200 человек — от руководителей центрального аппарата до начальников таможен. В 2008 году таможня перечислила в бюджет $189 млрд (50,6% доходной части), в 2009 году — $111 млрд (48%). Побороть махинации не удалось. Один громкий пример. В июне 2009 года был арестован полковник ФСБ Николай Рыбкин. По данным следствия, его компании «Росморавиа» через морской порт Санкт-Петербурга организовала масштабные поставки контрабанды на Черкизовский рынок в Москве. В ноябре 2009-го было уволено несколько высокопоставленных сотрудников Северо-Западного управления ФСБ, в январе 2010 года лишился своего поста один из заместителей Андрея Бельянинова.
«Cерая» зона