К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Банкиры


До кризиса 1998 года владельцы банков были самой привилегированной кастой в бизнесе. Именно в финансовой сфере были нажиты первые крупные состояния

Банковская лихорадка конца 1980-х заложила основы десятков крупных состояний и создала несколько крупных проблем — от макроэкономической дестабилизации начала 1990-х до хронической слабости российского банковского надзора, неспособного уследить за сотнями мелких кредитных учреждений. Тогда же возник и отрицательный образ банкира-однодневки, зарабатывающего на дырах в законе и близости к правительству.

Во многом эти претензии справедливы, но с огульным осуждением первых частных банкиров согласиться нельзя. В большинстве своем это были смелые и работящие люди, которые точно не были виноваты в том, что становление нового экономического института в условиях разваливающегося СССР было по существу стихийным.

Первые коммерческие банки в стране победившего социализма появились в результате частной инициативы председателя правления Промстройбанка СССР Михаила Зотова. Весной 1988 года он создал два акционерных банка в Ленинграде и один в Москве. Более того, зарегистрировал их документы на заседании правления своего банка! Руководство Государственного банка и правительства СССР на первом этапе отнеслось к этой инициативе благосклонно. Все понимали, что для обслуживания новой экономики одного Госбанка и пяти недавно созданных спецбанков недостаточно. Так «процесс пошел».

 

Принятый в мае 1988 года закон о кооперации разрешил объединениям кооперативов создавать «хозрасчетные отраслевые или территориальные кооперативные банки». Первый такой банк, «Союз», был зарегистрирован предпринимателями из Чимкента 24 августа: на оплату уставного капитала пошла выручка от продажи трех грузовиков лука. Еще через два дня появился на свет ленинградский банк «Патент» (сейчас «Викинг») Он стал первым кооперативным банком на территории РСФСР. До конца года на территории России было создано еще 24 банка. В следующие три года число новых банков увеличивалось лавинообразно — к началу 1992 года в России было зарегистрировано более 2000 кредитных учреждений.

Как протекал процесс создания банка? Вот яркий рассказ кооператора из Набережных Челнов Леонида Онушко, основателя одного из первых частных банков «Континент». В августе 1988-го его внезапно выдернули в Москву на совещание президиума Совета министров СССР. В перерыве с ним заговорил премьер Николай Рыжков:

 

«— Как там, в глубинке? Кооператоры идут в атаку?

— Да нет, — отвечал я, — кооператоры в глухой обороне.

— А что мешает? — поинтересовался премьер.

 

Я подумал и сказал, что Жилсоцбанк не понимает, как кредитовать свободного производителя, нужны кооперативные банки...

— Это уже камешек в Гостева (министр финансов СССР), — усмехнулся Рыжков. — Мы же записали в законе «О кооперации в СССР» что-то насчет кооперативных банков, в чем же дело, где банки?..

— Так ведь команды не было, — с досадой отозвался Борис Гостев.

— Какая тебе команда нужна, ведь есть прямая запись в союзном законе. Вот что, — обратился он ко мне, — а вы можете инициировать создание первого банка?

— Да, мы имеем конкретную проработку, но не знаем, с какого конца заходить.

 

— Тогда так, Борис Иванович, берите товарища из Челнов под личный контроль, а я себе помечу вопрос. Через недельку приходите в Минфин и решайте вопрос по собственному кооперативному банку».

Несмотря на поддержку Рыжкова, Онушко пришлось проявить немалую хитрость и настойчивость, чтобы зарегистрировать банк.

Основатель Кредо-банка Юрий Агапов прошел через те же регистрационные мытарства, с одной лишь разницей: его «крышей» был сам генсек Горбачев, с которым будущий банкир познакомился на выставке в честь образования СССР. «Партийный лидер стал спрашивать, чем мы занимаемся, дошел до меня, — вспоминает Агапов. — Я ответил, что по образованию финансист, банкир. На что получил исторический (для меня) ответ: «Правильно! Когда за дело берутся финансисты — дело пойдет». Когда стало очевидно, что начальник юротдела Госбанка СССР Михаил Коган старается заволокитить процесс, Агапов положил перед чиновником фотографию, на которой был изображен он сам рядом с Горбачевым. Подействовало.

На этом, конечно, настоящие проблемы только начинались. Требования к размеру уставного капитала были невысоки — 500 000 рублей — три грузовика лука. Но у многих не было и такого первоначального капитала. «Когда пришла пора вносить деньги в уставный капитал, практически все сагитированные пайщики отказались это делать, — вспоминает Агапов. — Тогда я попросил их хотя бы по безналичному расчету внести минимальные деньги, которые я предварительно им дал наличными, чтобы было все-таки три, пусть фиктивных, участника. Надо сказать, что деньги я, в свою очередь, тоже одолжил».

 

Следующей проблемой было отсутствие помещений. К середине 1990-х президент Инкомбанка Владимир Виноградов был одним из самых могущественных бизнесменов страны. А в 1988 году ему пришлось оббить немало порогов, прежде чем его банк получил крышу над головой. Вот как об этом рассказывал сам Виноградов: «Сколько я ни ходил по верхам в поисках помещения для своего банка, все было бесполезно! Не помогли ни секретари ЦК ВЛКСМ, ни правление нашего МЖК, ни исполком Красногвардейского райсовета, которому принадлежала вся недвижимость. Спасла нас начальница РЭУ «Сабурово» Ирина. У нее я в лоб спросил: «Деньги заработать хочешь?» Она покраснела, вышла, закрыла дверь и ответила: «Хочу!» «Много платить не могу, — сделал я предложение, — но за аренду платить буду!» «Только мне!» — согласилась «партнерша». Так у Инкомбанка появилась своя первая жилплощадь — три комнаты в молодежном жилищном комплексе в Сабурово.

И все же, несмотря на трудности, у многих первопроходцев остались о тех временах благодарные воспоминания. «Первые четыре года мы жили сказочно», — вспоминает бывший клерк калининского отделения Госбанка Шухрат Мавланов, который в 1989 году создал банк «Тверь». Да, новоявленным банкирам приходилось поначалу ютиться в тесных комнатушках, зато не было ни налоговой инспекции, ни жесткой отчетности, к тому же Госбанк СССР и ЦБ России выдавали практически бесплатные кредиты. «Нас поднял сельскохозяйственный кредит 1990 года, «Твери» дали 5 млн рублей», — вспоминает Мавланов. Казенные ресурсы новые частные банки получали тогда под 3%, максимум под 5%.

Автор — генеральный директор АНО «Экономическая летопись». Автор 15 книг по современной экономической истории

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+