Большинство зумеров думают о смене работы в 2025 году
Более трети зумеров (34%) заявили, что собираются сменить работу в 2025 году, еще 25% задумываются о переходе в другую компанию, говорится в исследовании кадрового агентства UTEAM, проведенном по просьбе Forbes. Аналитики компании опросили 1285 человек в возрасте 18–27 лет. Они также выяснили, что в 2024-м работу сменили 45% молодых сотрудников, а 17% рассказали, что переходили в новые компании несколько раз.
Частая смена работы — тренд среди зумеров. 43% опрошенных заявили, что обычно увольняются раз в год, еще 15% делают это раз в полгода, а 7% — раз в квартал. Примерно каждый пятый сотрудник (21%) переходит в другую компанию раз в два–три года и всего 5% готовы работать в одном месте пять лет и дольше.
Для работодателей такая ситуация невыгодна: какое-то время молодому сотруднику необходимо обучаться и вникать в рабочие процессы, а как только он начинает приносить ощутимые результаты, ему приходится искать замену, говорит хэдхантер и сооснователь сервиса Facancy Алена Владимирская. Компании же превращаются в «бесконечные университеты» для новых работников. Однако тенденция часто менять работу постепенно становится менее выраженной, особенно среди не самых высококвалифицированных «белых воротничков», так как высокооплачиваемых вакансий для них становится меньше, а конкуренция — жестче, считает она.
Причиной такой частой смены работы Владимирская называет дефицит кадров последних нескольких лет, который давал возможность при переходе в другую компанию повышать свою зарплату на 20% и более. Кроме того, в силу возраста у молодежи мало ограничивающих факторов, например, наличия ипотеки или семьи, которые могут удержать от увольнения. Также, по словам Владимирской, молодежь иначе относится к частой смене работы: если раньше такая стратегия могла испортить репутацию сотрудника, то теперь общество в целом поощряет поиск себя.
Согласно исследованию, чаще всего причиной для смены работы у зумеров становится зарплата: 71% опрошенных сделали это в 2024 году ради повышения дохода. Это важно не только для молодежи, отмечают аналитики. По данным другого совместного исследования UTEAM и облачной CRM-системы для рекрутинга Talantix (входит в экосистему hh.ru), для россиян всех возрастов финансовый фактор является основным при смене работы, говорят в компании. Но на втором и третьем местах для зумеров возможность профессионального роста (61%) и наличие интересных задач (52%), в то время как более старшим сотрудникам важны лояльность руководителя и атмосфера в коллективе. Примерно каждый пятый зумер (21%) назвал причиной увольнения переезд в другой город.
Директор по развитию платформы для поиска работы и сотрудников «Авито Работа» Роман Губанов отмечает, что молодежи зачастую важен HR-бренд и близкие по духу ценности работодателя. Опрос, проведенный компанией в августе 2024 года, показал, что большая часть молодых сотрудников хорошо осведомлены о ценностях, которые продвигает их работодатель, а у 83% опрошенных корпоративные ценности совпадают с их собственными, добавляет он.
На рынке труда доля молодых сотрудников сокращается, поэтому компании стараются учитывать их ценности, предлагают возможности гибкого графика, удаленной работы и даже закрывают глаза на «тихие отпуска» — поездки или отгулы без оповещения работодателя, утверждают в UTEAM. Удержать молодежь также помогает адаптация на новом рабочем месте, считает директор департамента по управлению талантами и развитию персонала МТС Ольга Митрофанова. Она говорит, что в телеком-компании среди прочего закрепляют за сотрудниками-зумерами наставников, которые помогают освоиться в команде и разобраться в незнакомых бизнес-процессах. Также с новыми специалистами строят индивидуальные треки развития. В результате средний стаж работы оставшихся в штате МТС стажеров составляет около двух с половиной лет, уверяет Митрофанова.