Стройка и гонка нейронок: как победители рейтинга Forbes «30 до 30» провели 2024 год
Полная ликвидация
Для победительницы рейтинга Forbes «30 до 30» в категории «Социальные практики» в 2022 году, бывшего директора благотворительного фонда «Нужна помощь» (признан иноагентом) Софьи Жуковой 2024-й оказался тяжелым. В марте Минюст внес организацию в реестр иностранных агентов.
В официальном заключении ведомства говорится, что «Нужна помощь» получил такой статус за финансирование НКО (некоммерческие организации), признанных иноагентами, говорит Жукова. По ее словам, из 787 организаций, которые поддержал фонд в этом году, восемь действительно ими были.
Еще одной причиной признания «Нужна помощь» иноагентом стало ежегодное исследование о профессиональной благотворительности, которое фонд выпустил вместе с иностранной исследовательской компанией Tiburon Research. Но это основание для внесения в список Жукова считает ошибкой, поскольку фонд работал с российским офисом Tiburon Research и не получал финансирование из-за рубежа.
Она признает, что до февраля 2022-го организация получала пожертвования от иностранного сервиса Benevity (компания из Калгари, которая предоставляет платформы для управления благотворительными пожертвованиями и грантами). Но после начала «спецоперации»* она перестала принимать и эти средства. «Все платежи, которые, как мы считали, могли прийти от иностранных граждан, мы возвращали обратно. [После февраля 2022-го] у нас не было иностранного финансирования, мы не занимались политической деятельностью, но сегодня попасть под действие этого закона (имеется в виду федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». — Forbes) можно практически за что угодно», — сетует Жукова.
После признания фонда иноагентом доноры перестали переводить деньги «Нужна помощь», а партнеры — принимать пожертвования из-за опасений оказаться в реестре за сотрудничество. «Статус [иноагента] существует для того, чтобы поставить на нас метку: «Это опасные ребята, имейте это в виду». Но реально разбираться в сути дела готовы не все», — рассуждает собеседница Forbes. Так, с января по май пожертвования от физлиц для фондов-партнеров «Нужна помощь» снизились с 20,1 млн до 7,5 млн рублей в месяц. Таким образом за пять месяцев 2024 года фонду удалось собрать лишь 74 млн рублей. Для сравнения: в 2023-м только частных пожертвований от физлиц было собрано на сумму 263 млн рублей.
В конце апреля «стало ясно, что былого объема платежей и партнерств уже не вернуть», и «Нужна помощь» распустила 70% команды, чтобы сократить расходы. Из 67 сотрудников в фонде осталось около 10, включая финансистов, юриста и отделы по работе с НКО и донорами. А к концу июля команда после неудачных переговоров с оставшимися партнерами «поняла, что пришло время ликвидироваться», рассказывает Жукова. Тогда же фонд начал расторгать договоры с партнерскими НКО и переводить им оставшиеся пожертвования. Сейчас организация находится в процессе ликвидации.
Сама Жукова продолжает работать с НКО и консультирует их по фандрайзингу, стратегии и бюджету. «Я остаюсь убежденной приверженкой идеи «Нужна помощь»: главная ценность — это человеческая жизнь», — говорит она. По ее подсчетам, за девять лет работы ее команда привлекла более 2,7 млрд рублей на поддержку сотен благотворительных организаций. Среди них — фонды «СПИД.ЦЕНТР», «Помощь Бездомным Беспородным Животным», «Права женщин» и «Разные дети», который помогает воспитанникам интернатов, детям с синдромом Дауна и детям с ограниченными возможностями здоровья. «Это огромные средства и свидетельство большого кредита доверия со стороны наших жертвователей и партнеров», — заключает она.
Главная победа
У победителя рейтинга самых перспективных россиян по версии Forbes «30 до 30» в категории «Финансы и инвестиции» в 2021 году Георгия Высоцкого, основателя сервиса для оплаты чаевых картой «Нетмонет», год выдался насыщенным. С 2023-го он вместе с бывшим руководителем iOS-разработки приложения для обработки фотографий Prisma Андреем Володиным развивает сервис Gracia AI. Изначально с его помощью можно было загружать созданные в других приложениях изображения, а сервис воспроизводил их в виртуальной реальности. Пользователи загружали фото еды, детей, зданий и пр. Но в этом году компания перешла к объемным динамическим видео, которые позволяют погружаться в трехмерные пространства и взаимодействовать с ними, например перемещаться, переставлять объекты и пр.
Под эту трансформацию партнеры привлекли $1,2 млн от зарубежных венчурных фондов The Venture Reality Fund, Triptyq Capital, LVL1 Group и Future Fund. Собирать раунд было тяжело, признается Высоцкий: «Атмосфера на венчурном рынке сейчас не самая хорошая, но у нас получился отличный микс [инвесторов] и географический, и индустриальный. Есть фонды с фокусом на VR, есть технологические фонды, есть фонды, которые, скорее, помогают контактами с бизнес-девелопментом».
На то, чтобы перестроить «стратегию разработки», ушел год, рассказывает Высоцкий. Поэтому выпустить бесплатное приложение для объемных видео — для персональных компьютеров и гарнитур виртуальной реальности — удалось только в октябре 2024-го.
Это сооснователь стартапа считает главной победой проекта в этом году. По его словам, продукт предназначен для B2C-пользователей — профессиональных производителей контента. Он предлагает им инструменты по созданию и просмотру объемных видео. Сервисом уже пользуются 10 000 человек в месяц: «Это очень неплохо для VR, мы гордимся таким результатом», — заключает Высоцкий.
По его словам, монетизируется продукт за счет партнерств с бизнесом. Gracia AI предоставляет компаниям доступ к своему SDK (англ. software development kit — комплект для разработки программного обеспечения). Они могут использовать технологию в продуктах вроде платформы для видеоконференций в VR, приводит пример сооснователь. Первую выручку сервис получил летом этого года. На сегодня она составляет «десятки тысяч долларов в месяц», говорит Высоцкий. Он признается, что пока у проекта нет больших контрактов, но ведутся переговоры с несколькими крупными игроками, включая Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в России). Последняя может использовать технологию Gracia AI в производстве контента для фитнес-приложения в виртуальной реальности Supernatural.
Большая стройка
Для победительниц рейтинга Forbes «30 до 30» в категории «Мода и дизайн» в 2022-м, основательниц онлайн-ресейл-платформы The Cultt Анны Автайкиной, Дарьи Зосименко, Марии Манаевой и Татьяны Ермаковой главным событием уходящего года стало открытие первого бутика на Петровском бульваре в центре Москвы. Выбор локации Ермакова объясняет так: «Мы хотели сохранить уединенность люкса и отойти от перегруженных тусовочных улиц, при этом захватить холодный трафик (посетители, которые раньше не слышали о бренде. — Forbes) и быть территориально удобными». Запуск магазина занял почти год и потребовал 30 млн рублей. Эти средства основательницы получили от бизнес-ангела. Они рассчитывают вернуть их за два с половиной года.
Самыми тяжелыми этапами работы над бутиком предпринимательницы называют согласование дизайн-проекта и коммуникаций с собственниками здания, администрацией Москвы и пр. Оно заняло более полугода. Ремонтные работы также затянулись. Компания планировала открыть магазин в сентябре 2024-го, но сделать это удалось только в ноябре. Из-за этого команда пропустила важный для офлайн-ретейла период — с августа по октябрь, когда наиболее высокий сезон продаж, сетует Манаева. В результате проект вырос лишь на 60% по итогам 2024 года, хотя планировалось вдвое год к году. Собеседницы Forbes не раскрывает выручку и прибыль бизнеса, но общий оборот The Cultt в этом году превысил 500 млн рублей. По данным СПАРК, выручка ООО «Культ» в 2023-м составила 155,7 млн рублей, прибыль — 16,6 млн рублей.
Нарастить финансовые показатели удалось за счет увеличения среднего чека, добавляет Манаева. Он вырос на треть по сравнению с прошлым годом. Прирост обеспечил бутик, где средний чек оказался вдвое выше, чем в онлайне. «Это свидетельствует о готовности [клиентов] совершать более крупные покупки в физическом магазине благодаря возможности вживую посмотреть pre-owned товар (то есть вещь, которую уже использовали. — Forbes) и улучшенному клиентскому опыту», — гордится предпринимательница.
На 2025-й у The Cultt большие планы: команда планирует расширить ассортимент ювелирных изделий и часов и открыть пункты самовывоза с услугой примерки в российских городах. «Каждый день мы встречаем в бутике клиентов, которые с нами все четыре года с основания проекта и помнят наш первый крошечный офис. Каждый из них отмечает, какой огромный путь мы проделали. Мы поставили себе высокую планку, которую уже нет возможности и желания опускать. Так что дальше только быстрее, выше, сильнее», — рассуждает Зосименко.
Новый уровень
Ощущения от уходящего года 20-летний победитель рейтинга Forbes «30 до 30» в категории «Музыка» 2024-го Андрей Смелянский (Toxi$) описывает так: «Знаете, когда стучишься в одну дверь несколько лет и вдруг она открывается. То, что видим за этой дверью, — и есть мой 2024-й. Этот год стал для меня переломным и открыл новые возможности».
В апреле хип-хоп-исполнитель отправился в свой первый сольный тур. С 26 апреля по 31 августа он посетил 16 российских городов, включая Казань, Тюмень, Новосибирск. А в октябре дал два концерта в Москве и Санкт-Петербурге, которые собрали 7000 и 3500 зрителей соответственно. Это в разы больше, чем на первых сольниках артиста, которые прошли в феврале 2024 года. Тогда музыкант собрал 2700 человек в Москве и 2000 в Санкт-Петербурге. В конце октября Toxi$ начал второй тур по России и Белоруссии. Всего по итогам года артист даст 70 концертов, рассказали Forbes в его команде.
За год исполнитель выпустил семь синглов, включая sped up (альтернативная версия песни, ускоренная в несколько раз). Все они попали в чарты стримингов «Звук», «Яндекс Музыка» и «VK Музыка». Один из них, HURTZ, продержался в топах 23 недели. А песня I GOT U попала в подборки площадок «Топ-100 хитов года», занимала лидирующие строчки в чартах 19 недель и собрала более 25 млн прослушиваний. В этом году артист также опубликовал два мини-альбома UNIQUE и «Изнутри», которые попали в топ как российских площадок, так и зарубежных Apple Music, Spotify и YouTube Music. За счет этого общее количество прослушиваний треков Андрея на всех платформах в 2024-м выросло в семь раз год к году, месячная аудитория на основных российских платформах увеличилась втрое, подсчитал международный дистрибьютор Believe, с которыми сотрудничает Toxi$.
Сколько он заработал на концертной деятельности и стримингах, Смелянский раскрывать отказался. Основатель и руководитель лейбла VAUVISION Владимир Ванин считает, что концерты могли принести Смелянскому 136 млн рублей. При этом реальный доход артиста мог составить 30–35 млн рублей, а то и «в три раза меньше». «Часть суммы [от выручки] ушла организаторам каждого концерта, менеджменту [артиста], на оформление сцены, гонорары музыкантов», — поясняет собеседник Forbes. Выручку со стриминга он оценивает в сумму до 28 млн рублей.
Бешеная гонка
У Дениса Димитрова, победителя рейтинга Forbes «30 до 30» в категории «Наука и технологии» в 2024-м, год прошел в жесткой конкуренции с разработчиками искусственного интеллекта по всему миру. Последние несколько лет он занимает позицию управляющего директора по исследованию данных в «Сбере» и руководителя научной группы Sber AI Research, которая разрабатывает нейросети Kandinsky и Kandinsky Video, способные генерировать изображения и видео по текстовому описанию, и чат-бот GigaChat. «Раз в три дня выходит новая генеративная модель, которая бьет по качеству все предыдущие. Через месяц, если ничего не делать, вас обгонят. Поэтому приходится буквально каждую неделю превосходить себя», — рассуждает Димитров.
За последний год подразделению удалось добиться значительных результатов. Так, к ноябрю 2024-го аудитория GigaChat превысила 8 млн уникальных пользователей, а количество запросов к сервису перешагнуло за 200 млн. В топ-4 вошли «написать статью или реферат» (14%), «создать рекламные материалы» (11%), «сформировать выводы по документу» (10%) и «написать или проверить код» (10%). Бот также собрал свыше 10 000 корпоративных клиентов, их названия не раскрываются. С помощью программных интерфейсов (API) они создают собственных ассистентов, заточенных под различные потребности бизнеса. Они, например, готовят презентации, разрабатывают дизайн упаковок для товаров, описывают объекты недвижимости, перечисляет собеседник Forbes.
В июне 2024-го «Сбер» выпустил приложение GigaApp, в котором пользователь может задать нейросети определенную роль, например, профессора математики или истории. Алгоритм подстраивается под нее и общается с пользователем в том стиле, который ожидается от его персонажа. Это делает процесс взаимодействия с ИИ комфортнее для человека, а алгоритму легче извлекать нужную информацию из доступного в интернете массива данных, утверждает Димитров: «Модель видела триллионы текстов в интернете, она и про математику, конечно, знает. Но когда вы с ней общаетесь в формате чата, она об этом не вспоминает. А когда вы ее просите быть профессором математики, она вспоминает именно эту часть [данных]».
С июля прошлого года по ноябрь 2024-го аудитория Kandinsky выросла до более чем 15 млн уникальных пользователей, а число генераций превысило 600 млн. В апреле компания выпустила новую версию модели Kandinsky 3.1. Она предлагает больше инструментов для профессионалов. Например, одна из новых функций InPainting позволяет «замазать» часть картинки и на освободившееся место добавить сгенерированный ИИ объект.
В декабре компания также выпустила новую модель генерации видео Kandinsky 4.0 Video. Теперь алгоритм создает видеоряд продолжительностью до 12 секунд в разрешении HD и поддерживает различные соотношения сторон, что позволяет производить с его помощью разный контент, в том числе трейлеры и рекламные ролики. В Kandinsky 4.0 Video доступна функция редактора, которая позволяет не только создавать ролики, но также монтировать их и накладывать музыку, сгенерированную моделью под конкретное видео. Все ИИ-сервисы «Сбера» остаются бесплатными для B2C-пользователей и монетизируются за счет корпоративных клиентов. Инвестиции в разработки моделей Димитров раскрывать отказался.
Источник в «Сбере» считает, что пока Kandinsky Video заметно уступает конкурентам из США и Китая. Димитров признает, что российским ИИ-продуктам тяжело участвовать в глобальной гонке из-за отсутствия отечественных графических процессоров. «Мы в текущей парадигме (в условиях санкций. — Forbes) примерно никогда не будем лидерами в этой области, потому что Россия не производит никаких конкурентоспособных чипов. Они есть, но они абсолютно несравнимы с чипами Nvidia», — заключает Денис. Среди лидеров в сегменте он называет Sora от OpenAI, Veo-2 от Google DeepMind, Pika 2.0 от Pika Labs и др. Тем не менее Kandinsky Video опережает конкурентов в ряде функций, например, оживления лиц, уверяет Димитров.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.