К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Стройка и гонка нейронок: как победители рейтинга Forbes «30 до 30» провели 2024 год

Фото DR
Фото DR
Новые проекты, жесткая конкуренция и признание иноагентом — так уходящий год прошел у победителей рейтинга «30 до 30». Они рассказали Forbes о своих успехах, трудностях и планах на 2025-й

Полная ликвидация

Для победительницы рейтинга Forbes «30 до 30» в категории «Социальные практики» в 2022 году, бывшего директора благотворительного фонда «Нужна помощь» (признан иноагентом) Софьи Жуковой 2024-й оказался тяжелым. В марте Минюст внес организацию в реестр иностранных агентов. 

В официальном заключении ведомства говорится, что «Нужна помощь» получил такой статус за финансирование НКО (некоммерческие организации), признанных иноагентами, говорит Жукова. По ее словам, из 787 организаций, которые поддержал фонд в этом году, восемь действительно ими были.

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Еще одной причиной признания «Нужна помощь» иноагентом стало ежегодное исследование о профессиональной благотворительности, которое фонд выпустил вместе с иностранной исследовательской компанией Tiburon Research. Но это основание для внесения в список Жукова считает ошибкой, поскольку фонд работал с российским офисом Tiburon Research и не получал финансирование из-за рубежа. 

 

Она признает, что до февраля 2022-го организация получала пожертвования от иностранного сервиса Benevity (компания из Калгари, которая предоставляет платформы для управления благотворительными пожертвованиями и грантами). Но после начала «спецоперации»* она перестала принимать и эти средства. «Все платежи, которые, как мы считали, могли прийти от иностранных граждан, мы возвращали обратно. [После февраля 2022-го] у нас не было иностранного финансирования, мы не занимались политической деятельностью, но сегодня попасть под действие этого закона (имеется в виду федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». — Forbes) можно практически за что угодно», — сетует Жукова.

Софья Жукова (Фото DR)

После признания фонда иноагентом доноры перестали переводить деньги «Нужна помощь», а партнеры — принимать пожертвования из-за опасений оказаться в реестре за сотрудничество. «Статус [иноагента] существует для того, чтобы поставить на нас метку: «Это опасные ребята, имейте это в виду». Но реально разбираться в сути дела готовы не все», — рассуждает собеседница Forbes. Так, с января по май пожертвования от физлиц для фондов-партнеров «Нужна помощь» снизились с 20,1 млн до 7,5 млн рублей в месяц. Таким образом за пять месяцев 2024 года фонду удалось собрать лишь 74 млн рублей. Для сравнения: в 2023-м только частных пожертвований от физлиц было собрано на сумму 263 млн рублей. 

 

В конце апреля «стало ясно, что былого объема платежей и партнерств уже не вернуть», и «Нужна помощь» распустила 70% команды, чтобы сократить расходы. Из 67 сотрудников в фонде осталось около 10, включая финансистов, юриста и отделы по работе с НКО и донорами. А к концу июля команда после неудачных переговоров с оставшимися партнерами «поняла, что пришло время ликвидироваться», рассказывает Жукова. Тогда же фонд начал расторгать договоры с партнерскими НКО и переводить им оставшиеся пожертвования. Сейчас организация находится в процессе ликвидации.

Сама Жукова продолжает работать с НКО и консультирует их по фандрайзингу, стратегии и бюджету. «Я остаюсь убежденной приверженкой идеи «Нужна помощь»: главная ценность — это человеческая жизнь», — говорит она. По ее подсчетам, за девять лет работы ее команда привлекла более 2,7 млрд рублей на поддержку сотен благотворительных организаций. Среди них — фонды «СПИД.ЦЕНТР», «Помощь Бездомным Беспородным Животным», «Права женщин» и «Разные дети», который помогает воспитанникам интернатов, детям с синдромом Дауна и детям с ограниченными возможностями здоровья. «Это огромные средства и свидетельство большого кредита доверия со стороны наших жертвователей и партнеров», — заключает она. 

Главная победа

У победителя рейтинга самых перспективных россиян по версии Forbes «30 до 30» в категории «Финансы и инвестиции» в 2021 году Георгия Высоцкого, основателя сервиса для оплаты чаевых картой «Нетмонет», год выдался насыщенным. С 2023-го он вместе с бывшим руководителем iOS-разработки приложения для обработки фотографий Prisma Андреем Володиным развивает сервис Gracia AI. Изначально с его помощью можно было загружать созданные в других приложениях изображения, а сервис воспроизводил их в виртуальной реальности. Пользователи загружали фото еды, детей, зданий и пр. Но в этом году компания перешла к объемным динамическим видео, которые позволяют погружаться в трехмерные пространства и взаимодействовать с ними, например перемещаться, переставлять объекты и пр. 

 
Георгий Высоцкий (Фото DR)

Под эту трансформацию партнеры привлекли $1,2 млн от зарубежных венчурных фондов The Venture Reality Fund, Triptyq Capital, LVL1 Group и Future Fund. Собирать раунд было тяжело, признается Высоцкий: «Атмосфера на венчурном рынке сейчас не самая хорошая, но у нас получился отличный микс [инвесторов] и географический, и индустриальный. Есть фонды с фокусом на VR, есть технологические фонды, есть фонды, которые, скорее, помогают контактами с бизнес-девелопментом». 

На то, чтобы перестроить «стратегию разработки», ушел год, рассказывает Высоцкий. Поэтому выпустить бесплатное приложение для объемных видео — для персональных компьютеров и гарнитур виртуальной реальности — удалось только в октябре 2024-го. 

Это сооснователь стартапа считает главной победой проекта в этом году. По его словам, продукт предназначен для B2C-пользователей — профессиональных производителей контента. Он предлагает им инструменты по созданию и просмотру объемных видео. Сервисом уже пользуются 10 000 человек в месяц: «Это очень неплохо для VR, мы гордимся таким результатом», — заключает Высоцкий. 

По его словам, монетизируется продукт за счет партнерств с бизнесом. Gracia AI предоставляет компаниям доступ к своему SDK (англ. software development kit — комплект для разработки программного обеспечения). Они могут использовать технологию в продуктах вроде платформы для видеоконференций в VR, приводит пример сооснователь. Первую выручку сервис получил летом этого года. На сегодня она составляет «десятки тысяч долларов в месяц», говорит Высоцкий. Он признается, что пока у проекта нет больших контрактов, но ведутся переговоры с несколькими крупными игроками, включая Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в России). Последняя может использовать технологию Gracia AI в производстве контента для фитнес-приложения в виртуальной реальности Supernatural.

Большая стройка

Для победительниц рейтинга Forbes «30 до 30» в категории «Мода и дизайн» в 2022-м, основательниц онлайн-ресейл-платформы The Cultt Анны Автайкиной, Дарьи Зосименко, Марии Манаевой и Татьяны Ермаковой главным событием уходящего года стало открытие первого бутика на Петровском бульваре в центре Москвы. Выбор локации Ермакова объясняет так: «Мы хотели сохранить уединенность люкса и отойти от перегруженных тусовочных улиц, при этом захватить холодный трафик (посетители, которые раньше не слышали о бренде. — Forbes) и быть территориально удобными». Запуск магазина занял почти год и потребовал 30 млн рублей. Эти средства основательницы получили от бизнес-ангела. Они рассчитывают вернуть их за два с половиной года. 

 

Самыми тяжелыми этапами работы над бутиком предпринимательницы называют согласование дизайн-проекта и коммуникаций с собственниками здания, администрацией Москвы и пр. Оно заняло более полугода. Ремонтные работы также затянулись. Компания планировала открыть магазин в сентябре 2024-го, но сделать это удалось только в ноябре. Из-за этого команда пропустила важный для офлайн-ретейла период — с августа по октябрь, когда наиболее высокий сезон продаж, сетует Манаева. В результате проект вырос лишь на 60% по итогам 2024 года, хотя планировалось вдвое год к году. Собеседницы Forbes не раскрывает выручку и прибыль бизнеса, но общий оборот The Cultt в этом году превысил 500 млн рублей. По данным СПАРК, выручка ООО «Культ» в 2023-м составила 155,7 млн рублей, прибыль — 16,6 млн рублей. 

Нарастить финансовые показатели удалось за счет увеличения среднего чека, добавляет Манаева. Он вырос на треть по сравнению с прошлым годом. Прирост обеспечил бутик, где средний чек оказался вдвое выше, чем в онлайне. «Это свидетельствует о готовности [клиентов] совершать более крупные покупки в физическом магазине благодаря возможности вживую посмотреть pre-owned товар (то есть вещь, которую уже использовали. — Forbes) и улучшенному клиентскому опыту», — гордится предпринимательница. 

Мария Манаева, Татьяна Ермакова, Дарья Зосименко и Анна Автайкина (Фото DR)

На 2025-й у The Cultt большие планы: команда планирует расширить ассортимент ювелирных изделий и часов и открыть пункты самовывоза с услугой примерки в российских городах. «Каждый день мы встречаем в бутике клиентов, которые с нами все четыре года с основания проекта и помнят наш первый крошечный офис. Каждый из них отмечает, какой огромный путь мы проделали. Мы поставили себе высокую планку, которую уже нет возможности и желания опускать. Так что дальше только быстрее, выше, сильнее», — рассуждает Зосименко. 

Новый уровень

Ощущения от уходящего года 20-летний победитель рейтинга Forbes «30 до 30» в категории «Музыка» 2024-го Андрей Смелянский (Toxi$) описывает так: «Знаете, когда стучишься в одну дверь несколько лет и вдруг она открывается. То, что видим за этой дверью, — и есть мой 2024-й. Этот год стал для меня переломным и открыл новые возможности». 

 
Андрей Смелянский (Фото DR)

В апреле хип-хоп-исполнитель отправился в свой первый сольный тур. С 26 апреля по 31 августа он посетил 16 российских городов, включая Казань, Тюмень, Новосибирск. А в октябре дал два концерта в Москве и Санкт-Петербурге, которые собрали 7000 и 3500 зрителей соответственно. Это в разы больше, чем на первых сольниках артиста, которые прошли в феврале 2024 года. Тогда музыкант собрал 2700 человек в Москве и 2000 в Санкт-Петербурге. В конце октября Toxi$ начал второй тур по России и Белоруссии. Всего по итогам года артист даст 70 концертов, рассказали Forbes в его команде.

За год исполнитель выпустил семь синглов, включая sped up (альтернативная версия песни, ускоренная в несколько раз). Все они попали в чарты стримингов «Звук», «Яндекс Музыка» и «VK Музыка». Один из них, HURTZ, продержался в топах 23 недели. А песня I GOT U попала в подборки площадок «Топ-100 хитов года», занимала лидирующие строчки в чартах 19 недель и собрала более 25 млн прослушиваний. В этом году артист также опубликовал два мини-альбома UNIQUE и «Изнутри», которые попали в топ как российских площадок, так и зарубежных Apple Music, Spotify и YouTube Music. За счет этого общее количество прослушиваний треков Андрея на всех платформах в 2024-м выросло в семь раз год к году, месячная аудитория на основных российских платформах увеличилась втрое, подсчитал международный дистрибьютор Believe, с которыми сотрудничает Toxi$. 

Сколько он заработал на концертной деятельности и стримингах, Смелянский раскрывать отказался. Основатель и руководитель лейбла VAUVISION Владимир Ванин считает, что концерты могли принести Смелянскому 136 млн рублей. При этом реальный доход артиста мог составить 30–35 млн рублей, а то и «в три раза меньше». «Часть суммы [от выручки] ушла организаторам каждого концерта, менеджменту [артиста], на оформление сцены, гонорары музыкантов», — поясняет собеседник Forbes. Выручку со стриминга он оценивает в сумму до 28 млн рублей. 

Бешеная гонка

У Дениса Димитрова, победителя рейтинга Forbes «30 до 30» в категории «Наука и технологии» в 2024-м, год прошел в жесткой конкуренции с разработчиками искусственного интеллекта по всему миру. Последние несколько лет он занимает позицию управляющего директора по исследованию данных в «Сбере» и руководителя научной группы Sber AI Research, которая разрабатывает нейросети Kandinsky и Kandinsky Video, способные генерировать изображения и видео по текстовому описанию, и чат-бот GigaChat. «Раз в три дня выходит новая генеративная модель, которая бьет по качеству все предыдущие. Через месяц, если ничего не делать, вас обгонят. Поэтому приходится буквально каждую неделю превосходить себя», — рассуждает Димитров.

 

За последний год подразделению удалось добиться значительных результатов. Так, к ноябрю 2024-го аудитория GigaChat превысила 8 млн уникальных пользователей, а количество запросов к сервису перешагнуло за 200 млн. В топ-4 вошли «написать статью или реферат» (14%), «создать рекламные материалы» (11%), «сформировать выводы по документу» (10%) и «написать или проверить код» (10%). Бот также собрал свыше 10 000 корпоративных клиентов, их названия не раскрываются. С помощью программных интерфейсов (API) они создают собственных ассистентов, заточенных под различные потребности бизнеса. Они, например, готовят презентации, разрабатывают дизайн упаковок для товаров, описывают объекты недвижимости, перечисляет собеседник Forbes. 

Денис Димитров (Фото DR)

В июне 2024-го «Сбер» выпустил приложение GigaApp, в котором пользователь может задать нейросети определенную роль, например, профессора математики или истории. Алгоритм подстраивается под нее и общается с пользователем в том стиле, который ожидается от его персонажа. Это делает процесс взаимодействия с ИИ комфортнее для человека, а алгоритму легче извлекать нужную информацию из доступного в интернете массива данных, утверждает Димитров: «Модель видела триллионы текстов в интернете, она и про математику, конечно, знает. Но когда вы с ней общаетесь в формате чата, она об этом не вспоминает. А когда вы ее просите быть профессором математики, она вспоминает именно эту часть [данных]». 

С июля прошлого года по ноябрь 2024-го аудитория Kandinsky выросла до более чем 15 млн уникальных пользователей, а число генераций превысило 600 млн. В апреле компания выпустила новую версию модели Kandinsky 3.1. Она предлагает больше инструментов для профессионалов. Например, одна из новых функций InPainting позволяет «замазать» часть картинки и на освободившееся место добавить сгенерированный ИИ объект.

В декабре компания также выпустила новую модель генерации видео Kandinsky 4.0 Video. Теперь алгоритм создает видеоряд продолжительностью до 12 секунд в разрешении HD и поддерживает различные соотношения сторон, что позволяет производить с его помощью разный контент, в том числе трейлеры и рекламные ролики. В Kandinsky 4.0 Video доступна функция редактора, которая позволяет не только создавать ролики, но также монтировать их и накладывать музыку, сгенерированную моделью под конкретное видео. Все ИИ-сервисы «Сбера» остаются бесплатными для B2C-пользователей и монетизируются за счет корпоративных клиентов. Инвестиции в разработки моделей Димитров раскрывать отказался. 

 

Источник в «Сбере» считает, что пока Kandinsky Video заметно уступает конкурентам из США и Китая. Димитров признает, что российским ИИ-продуктам тяжело участвовать в глобальной гонке из-за отсутствия отечественных графических процессоров. «Мы в текущей парадигме (в условиях санкций. — Forbes) примерно никогда не будем лидерами в этой области, потому что Россия не производит никаких конкурентоспособных чипов. Они есть, но они абсолютно несравнимы с чипами Nvidia», — заключает Денис. Среди лидеров в сегменте он называет Sora от OpenAI, Veo-2 от Google DeepMind, Pika 2.0 от Pika Labs и др. Тем не менее Kandinsky Video опережает конкурентов в ряде функций, например, оживления лиц, уверяет Димитров. 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+