К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Я справлюсь быстрее сам»: какие установки лидера тормозят развитие бизнеса

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Порой руководитель, несмотря на все свои усилия, сталкивается с тем, что бизнес или юнит движутся не туда. Почему так происходит? Проблема может быть в привычках и установках, которые он принимает за аксиому, считает основательница детской школы программирования CODDY Оксана Селендеева. В колонке для Forbes она рассказывает о пяти вредных убеждениях лидеров, с которыми сталкивалась сама или наблюдала у коллег-бизнесменов

В мире бизнеса лидерство часто сравнивают с супергеройством, где основная суперсила — умение мастерски управлять временем. Руководители сталкиваются с жесткими сроками, бесконечными запросами от сотрудников и многозадачностью, которая становится неотъемлемой частью их бытия.

Каждый из нас, кто находится на руководящей позиции, отлично знает основы тайм-менеджмента: мы планируем месяц, неделю, день, фиксируем задачи, устанавливаем реалистичные сроки, выстраиваем обратную связь с командой и, конечно, работаем на пределе своих возможностей. Однако, несмотря на все эти усилия, мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда продуктивность команды не достигает ожидаемого уровня, а результаты появляются медленнее, чем хотелось бы. 

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Почему так происходит, когда, казалось бы, делаешь все правильно? Мой опыт показывает, что иногда мы слишком усложняем процессы, следуя устоявшимся лидерским убеждениям, которые глубоко укоренились в нашем сознании и в итоге больше вредят, чем помогают. Что это за установки?

 

Погружаться в операционку

Причин, по которым руководитель хочет погружаться в повседневные задачи, всего две:

  • желание чувствовать свою ценность и получать подтверждение своей значимости;
  • знания и навыки у ваших сотрудников в дефиците.

Если первая причина про вас — отлично. Это легко исправить. Вам нужно перенастроить свои «чувства удовлетворения»: сосредоточьтесь на новых успехах, например повышении стандартов компании, выполнении новых проектов, мотивации команды и др. Что касается второй причины, найти решение тоже можно. Если кому-то из ваших сотрудников для качественного выполнения задач необходимо небольшое обучение, организуйте его. Если у вас есть возможности провести обучение для нескольких человек, еще лучше. Приоритет отдавайте тем, кто хочет развиваться и готов к вызову.

 

Важно запретить себе даже думать: «Я справлюсь быстрее сам». Конечно, быстрее. Но это никак не решит проблему и только глубже погрузит вас в рутину повседневности. А если вы постоянно занимаетесь повседневными делами, то кто тогда смотрит в будущее? Кто помогает другим? Кто строит планы? Другими словами, кто ведет?

Когда CODDY только начинала работать, я сама оказалась в ловушке повседневных обязанностей. Мне казалось, что я как основатель должна участвовать во всем: сама проверяла каждый документ, утверждала расписание занятий, общалась с родителями. Это давало мне иллюзию контроля, но о стратегии и развитии компании думать времени уже не оставалось.

Однажды я застала себя за тем, что лично согласовываю мелкие правки в программах курсов, а это отнимало минимум два часа моего времени в день. Потом мой близкий друг задал мне простой вопрос: «Ты хочешь быть операционным менеджером или лидером, который ведет свою компанию вперед?» Он буквально заставил меня остановиться. Я поняла, что мой страх сделать что-то не так мешает расти не только мне, но и моей команде. 

 

В результате я выбрала трех наиболее перспективных методистов и обучила их принимать решения по курсам самостоятельно. Сначала было сложно, без ошибок не обошлось. Но спустя три месяца они стали работать быстрее и лучше меня. Эффект был потрясающим — мы начали запускать новые курсы в два раза быстрее. Позже я стала доверять сотрудникам и другие задачи, которые, как мне раньше казалось, без меня не решатся. Сама же нашла больше времени для стратегических инициатив, а команда заметно окрепла и стала более независимой.

Делать все и немного больше

Хотеть сделать все — это, конечно, благородно. Но абсолютно бессмысленно. И чем больше вы будете сопротивляться этому факту, тем больше будете разочаровываться сами, и ваша перегруженная команда тоже. Нужно уметь расставлять приоритеты и отбрасывать какие-то задачи за их ненадобностью, сложностью, неактуальностью.

Признаю, мне тоже хочется быть тем самым лидером, который успевает всегда, везде и сразу. Но ведь невозможно быть одновременно идеальным стратегом, творческим вдохновителем и сверхэффективным исполнителем. Мы как-то готовили запуск нового направления. В процессе появилась идея сделать курс VR-программирования — проект, который мне самой был невероятно интересен. Но я сказала себе «стоп». Почему? Потому что команда уже была перегружена первой задачей. Если бы мы начали распыляться, потеряли бы фокус и завершили бы оба проекта с низким результатом.

Чтобы освободить себя от желания «сделать все», нужно освоить три ключевых навыка:

  • говорить нет;
  • правильно расставлять приоритеты и выбирать первоочередные задачи;
  • доводить дело до конца, если взялись за него.

Стив Джобс как-то сказал, что люди думают, что сосредоточение — это говорить да тому делу, на котором вы хотите сосредоточиться. Но это совсем не так. Это значит говорить нет сотне других хороших идей, подчеркивает Джобс.

 

Безусловно опираться на свой опыт

У меня есть друг, он руководитель. Раньше он тщательно проверял работу своей команды дизайнеров и постоянно давал обратную связь, конструктивную критику. Это было полезно — сперва... Он сам начинал креативщиком, хорошо знал индустрию: тренды, вкусы и обычаи. Его опыт и помог ему в свое время занять лидерские позиции и возглавить компанию. Но это было много лет назад. Индустрия менялась, появлялись новые тренды. Проблема оказалась в том, что он уже давно руководитель, а не креативщик. И за эти годы потерял связь с рынком. Вместо того, чтобы исследовать и оставаться в курсе событий, он продолжал перерабатывать свои старые идеи. 

Когда я встретила его, он возглавлял убыточную компанию. Она теряла крупных клиентов и регулярно получал жалобы, а онлайн-отзывы на услуги были просто ужасны. К тому же хорошие специалисты покидали команду. Правда, руководитель все же смог исправить ситуацию. Как? Он перестал думать, что знает все на свете, отказался от своей склонности к перфекционизму и ввел правило: самый оптимальный способ улучшить продукт — вывести его на рынок, посмотреть на реакцию людей, получить обратную связь и прислушаться к ней, а не доверять только своему опыту.

Когда я начинала бизнес, мне тоже казалось, что я знаю лучше всех, как все должно работать. У меня был случай, когда мы переделывали дизайн личного кабинета. Я была уверена, что знаю, как выглядят лучшие интерфейсы — ведь мы уже делали что-то подобное раньше. Но отзывы партнеров, франчайзи и преподавателей показали обратное. Они хотят простоты, быстроты, а не нагромождения и красоты. Мне стоило просто выслушать тех, кто работает ближе к ситуации, — наших дизайнеров.

Урок, который я усвоила: даже если вы считаете, что знаете все в своей области, никогда не замыкайтесь в себе. Настоящий лидер не доказывает, что всегда прав, он учится, меняется и двигается вперед вместе со своей командой.

 

Экстренно лечить симптомы болезни

Самая простая истина: лечение симптомов не поможет вылечить болезнь. Это знают все. Но почему-то, когда компания начинает заболевать, мы снова и снова беремся врачевать симптомы, а не ищем причину.

Когда вы заняты — а это происходит почти постоянно, — может возникнуть искушение быстро разрулить ситуацию с помощью временного решения, чтобы просто поддержать работу системы. Вы можете даже сказать себе: «Я вернусь к этому позже, когда появится время». Внимание, спойлер: время не появится. Вы просто откладываете проблему на потом, до ее следующего возвращения. И когда она возникнет снова, последствия будут хуже.

Был случай, когда текучка кадров в одной крупной компании, с которой мы работали, стала просто катастрофической. В ответ на это руководство предложило повышение зарплат. Помогло? Да, но ненадолго. Через несколько месяцев ситуация повторилась. Корень оказался в том, что у сотрудников не было ни карьерных перспектив, ни нормальной обратной связи. После внедрения программ менторства и улучшения процессов коммуникации проблема решилась основательно.

Некоторое время назад и я столкнулась с ситуацией, которая теперь кажется мне классическим примером лечения симптомов. Мы в CODDY поняли, что теряем школьников, которые только начали ходить на наши занятия. Причина казалась очевидной — неинтересные первые уроки. Тогда мы оперативно подключили преподавателей для улучшения начальных занятий, провели для них краткое обучение и немного изменили содержание курсов.

 

Сначала все выглядело успешно, отток немного снизился. Но спустя пару месяцев вернулся. Мы добавили еще больше интерактивных заданий, снова обучили преподавателей и вложились в рекламные материалы, чтобы впечатлить новых учеников. Но и на этот раз сработало лишь временно. Только после того, как серьезный клиент выбрал нас в последнюю очередь среди конкурентов, я осознала — проблема не в уроках. Мы переоценивали значимость рекламных обложек и недооценивали глубину общения с клиентами, сосредоточились на упаковке, а не на реальном конкурентном преимуществе.

Мы стали общаться с клиентами, чтобы выяснить, что на самом деле не так. Один из отзывов стал особенно показательным. Семья ученика объяснила, что выбрала другую компанию из-за того, что уровень обратной связи там гораздо выше. Мы учли этот сигнал и сосредоточились на улучшении коммуникации с клиентами и создании комплексной системы поддержки учеников. И только после этого компания увидела более явные результаты.

Быть всегда на связи

Когда стала считаться нормой доступность руководителя все 100% рабочего дня? Так быть не должно, хотя это и может вызвать недовольство у некоторых людей. У лидера есть свои задачи и обязанности. И посвящение всего своего времени команде, ее запросам — попросту неэффективно.

Когда-то я и сама думала, что секрет успешного управления — это быть рядом с командой постоянно. Почти все рабочее время проводила за обсуждением вопросов с сотрудниками, проверяя детали их работы, выполняя просьбы. Казалось, что если я отвечаю на каждый запрос моментально, то остаюсь на волне. Но на деле я оказалась в ловушке: сложно было сосредоточиться на долгосрочных планах — я успевала работать только над срочным. Однажды даже просидела весь день, отвечая сотрудникам, и пропустила встречу с крупной IT-компанией, которая была запланирована за месяц до этого.

 

Тогда я приняла решительные меры. Установила фиксированные интервалы времени, когда мои коллеги могли ко мне обращаться. Вместо того, чтобы находить меня постоянно доступной, они оставляли свои вопросы на особые встречи. В первые недели мне казалось, будто я потеряю контроль, если не прослежу каждую мелочь сама. Но на деле сотрудники стали более инициативными, а вопросы, которые они мне задавали, — глубже и ценнее. А главное — я наконец-то почувствовала, что веду компанию устойчиво, а не бегу упреждать пожар за пожаром.

Вывод: постарайтесь найти такой способ взаимодействия со специалистами, чтобы быть достаточно доступным, не принося в жертву то время, которое вам необходимо для глубокого анализа, стратегии и, собственно, укрепления лидерства.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+