К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Агрегаторы развлечений и виртуальные ассистенты: какой бизнес запускать в 2025 году

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Развитие нейросетей и уход зарубежных игроков из России после начала «спецоперации» в 2022 году продолжают задавать тренды на отечественном рынке. Многие освободившиеся ниши до сих пор пустуют, что создает возможности для российских предпринимателей. Forbes пообщался с представителями бизнеса и инвестиционных фондов и узнал, в каких нишах стоит запускать проекты в 2025 году

Виртуальные помощники

Одним из самых перспективных рынков для запуска компаний в новом году руководитель Центра развития бизнеса, аналитики и пилотов MTS StartUp Hub Сергей Деревцов называет нейросети. По его словам, каждый пятый стартап в мире, который привлек инвестиции в 2024 году, связан с искусственным интеллектом (ИИ). В России такие проекты, по его данным, за год собрали больше других сегментов бизнеса — $14,11 млн. И эта тенденция набирает обороты. 

Среди наиболее актуальных ниш на этом рынке в 2025 году собеседник Forbes называет обучаемых виртуальных ассистентов (копилотов), которые выполняют различные задачи клиентов бизнеса и таким образом снижают нагрузку на сотрудников. Они, например, могут спланировать путешествия, подобрать билеты и пр. Объем этого сегмента рынка, по оценке Деревцова, составляет 20-40 млрд рублей и показатель ежегодно растет на 22,3%. 

Сейчас в России подобные помощники в основном создаются внутри корпораций. Так, Т-Банк (бывший Тинькофф Банк) в апреле 2024 года представил экосистему из шести ИИ-ассистентов. Пока в приложении банка доступны два — по управлению финансами и учитель по финансовой грамотности для детей. Остальные, например для управления инвестициями, находятся в разработке. Весной ассистента внедрила платформа с объявлениями о недвижимости Циан. Он находит для посетителей площадки подходящие предложения о продаже, покупке или аренде жилья. Похожий инструмент есть у «Аэрофлота». Авиакомпания выпустила его в октябре 2024 года. Он среди прочего помогает подбирать авиабилеты.

 

В то же время в нише есть место и для независимых игроков, которые могут в перспективе продать свои разработки корпорациям или же со временем выйти на IPO, отмечает Деревцов. В качестве примера сделок с крупными игроками он приводит покупку российским сервисом для путешественников Tutu компании Copilot2trip в июле 2024 года. Ее сумма могла составить $100 000, считает основатель сообщества Travel Startups и организатор конференции TravelHub Леонид Пустов. Стартап за год до этого основал Ислам Мидов, бывший глава корпоративного венчурного фонда МТС. Его команда разработала чат-бота, который отвечал на различные вопросы туристов — от поиска подходящих отелей до составления маршрута по достопримечательностям. На базе актива Tutu уже запустил собственного ИИ-ассистента «Джарвел», который пока работает в режиме бета-теста. 

Партнер инвестиционного фонда Leta Capital Сергей Топоров тоже считает нишу перспективной. По его словам, в 2025 году будут востребованы как виртуальные ассистенты, так и агенты, которые могут не только писать письма, но и отправлять их адресатам за пользователей, а также выполнять те или иные поручения автономно в заданный период. В качестве примера он называет ИИ-агентов для бизнеса от американской компании CrewAI, которые могут выполнять различные задачи в сферах маркетинга, финансов, продаж и др. По его словам, у новых стартапов есть все шансы привлечь к себе внимание инвесторов, а также крупных компаний. Последние могут заинтересоваться сторонними разработками в случае, если у них недостаточно свободных и квалифицированных специалистов, способных с нуля разработать продукт на базе ИИ, добавил он.

 
Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Решения для рекламного рынка

Еще одна сфера, на которую стоит обратить внимание предпринимателям, — рекламные и маркетинговые инструменты. Она освободилась в 2022 году после того, как ряд зарубежных игроков ограничил доступ к своим решениям из-за «спецоперации»*. Так, в марте компания Meta (признана в России экстремистской организацией и запрещена), которой принадлежат Facebook и Instagram, на время запретила российским пользователям через свои соцсети запускать рекламу на локальном и зарубежных рынках. Перестал работать и сервис Google Ads, который позволял размещать контекстную рекламу на YouTube и других площадках. Деятельность в стране заморозили и ряд менее крупных компаний вроде рекламной платформы Criteo и Planoly, которая помогает планировать публикацию постов в социальных сетях. Это открыло возможности для российских альтернатив, отмечает директор по коммуникациям венчурного фонда Startech.vc Лиза Тихер.

С ней согласен основатель фонда «Ноосфера» (инвестирует не в проекты, а напрямую в предпринимателей) Николай Пономаренко. Среди перспективных ниш на рынке AdTech он называет решения для автоматизации постинга в социальных сетях, а также создания контента с помощью искусственного интеллекта, которые упрощают работу маркетологов. Согласно подсчетам консалтингового агентства Hubspot, уже свыше 75% специалистов используют нейросети, чтобы сократить время выполнения задач вроде генерации текстов, видео и фото для продуктовых и рекламных материалов. Эффективность искусственного интеллекта приведет к тому, что более 45% экономической выгоды будет приходиться на ИИ-маркетинг к 2030 году, прогнозируют аналитики международной консалтинговой компании PwC. 

В России пока мало решений, которые позволяют генерировать рекламный и маркетинговый контент, при этом сервисы востребованы среди корпораций, добавляет Тихер. Так, в 2023 году разработчик решений для крупного бизнеса в сфере онлайн-ретейла 24TTL запустил платформу 24AI, которая с помощью ИИ создает изображения для маркетплейсов: пользователь загружает фото продукта, подбирает фон и описывает идею желаемой картинки, а сервис предлагает варианты ее реализации. Уже в октябре этого года продукт приобрел банк для предпринимателей «Точка», сумма сделки могла составить до 500 млн рублей.

 

Еще одна интересная ниша — анализ больших данных, который помогает прогнозировать спрос на тот или иной продукт, говорит Пономаренко. В качестве примера сервисов, которые берут на себя такие задачи, он приводит Mpstats, запущенный в 2020 году программистом Дмитрием Черобаевым. Разработка анализируют данные маркетплейсов и предсказывает рост или снижение конкуренции в той или иной отрасли бизнеса. Подобные площадки берут на себя часть функций маркетологов, таким образом повышая их эффективность, считает Пономаренко.

Среди перспективных сегментов на рынке AdTech Тихер также называет площадки по управлению рекламными активностями через единый интерфейс и сервисы для показа рекламы в мобильных приложениях (In-app-реклама). Пока в России мало подобных продуктов, утверждает она. В качестве примера она приводит стартап Mobidriven, который анализирует аудиторию мобильного приложения и запускает персонализированные показы рекламы для подходящих пользователей. Компанию в 2022 году запустил российский предприниматель Сергей Сафонов. В том же году он привлек 70 млн рублей от фонда Startech.Partners и бизнес-ангела, среди клиентов стартапа — банк ВТБ, сеть продуктовых магазинов «Пятерочка» и др. По данным СПАРК, выручка бизнеса в прошлом году составила 733 млн рублей, а прибыль — 71,9 млн рублей. В 2024 году выручка может достичь 1,4 млрд рублей, прогнозируют в компании. 

Сервисы для путешественников 

Собеседники Forbes верят и в рынок самостоятельной организации путешествий, который тоже пережил ряд перестановок в 2022 году, когда из России ушли сервисы бронирования жилья Booking, Airbnb и планирования путешествий Tripadvisor. Этот сегмент быстро заняли российские проекты, включая МТС Travel, «Яндекс Путешествия», «Суточно.ру», Tutu и др. Но они помогают найти и арендовать жилье или купить билеты до пункта назначения. При этом среди россиян востребованы сервисы для организации досуга во время поездок, а эта ниша пока относительно свободна, делится наблюдениями генеральный директор МТС Travel Вадим Мельников. 

К последним он относит, например, маркетплейс с аудиогидами WeGoTrip, основанный в 2019 году выпускниками ИТМО Александром Головатым, Кириллом Чернаковым и Станиславом Петряковым. Платформа агрегирует экскурсии со всего мира, включая Россию, США, страны Европы, Азии и Африки. С 2020 по 2022 год стартап привлек более $1,1 млн от фонда Joint Journey Сергея Дашкова, основателя «единорога» (компании стоимостью $1 млрд и более) из Кремниевой долины, и других инвесторов, а в 2023 году — еще $450 000 от венчурного фонда Iskra Ventures на развитие продукта на базе ИИ. 

Помимо платформ с экскурсиями, Мельников называет перспективными агрегаторы геоквизов (интеллектуальная игра с изучением местности), единые сервисы аренды снегоходов, яхт и другого транспорта для досуга в разных точках страны и другое. По его словам, в этой сфере пока нет заметных игроков. Впрочем, фаундерам будет непросто развивать такой бизнес. Среди основных барьеров он называет отсутствие безналичной оплаты у многих предпринимателей, которые предоставляют аренду транспорта и другие услуги в регионах. А без этого их сложно интегрировать в онлайн-платформу и предлагать пользователям функции моментального бронирования. 

 

Новые игроки также могут разработать решения для бронирования и оплаты услуг, которые отели предлагают своим клиентам, — например, экскурсий для постояльцев, оздоровительных программ, добавляет Мельников. По его наблюдениям, в России уже есть подобные сервисы, например цифровая платформа 2roomz, через которую гости отелей могут общаться с персоналом и бронировать различные услуги. Но они в основном ориентированы на сетевые гостиницы вроде Ancor, в то время как в подобных продуктах нуждаются более мелкие, региональные отели (до пяти номеров), гостевые дома и апартаменты.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+