Синдром хорошего человека: как выстраивать границы и не делать лишнюю и чужую работу
Генри Клауд и Джон Таунсенд — клинические психологи, эксперты по лидерству и бизнес-консультанты. Помимо этого они — христиане и религия для них (и для их пациентов и клиентов) важна настолько, что они встроили христианскую мораль в свои психологические рекомендации. В своем бестселлере «Синдром хорошего человека: как научиться отказывать без чувства вины и выстроить личные границы» они учат своих читателей говорить «нет», оставаясь хорошими людьми и не нарушая христианской и общечеловеческой этики. Советы они сопровождают ссылками на Библию, но практически все они подойдут не только верующим христианам. Они будут полезны любым людям, которые заметили, что у них есть проблемы с выстраиванием границ — дома, в кругу друзей, в обществе незнакомцев или на работе.
«Подобно тому как домовладельцы ставят заборы вокруг своего участка, нам необходимо установить ментальные, физические, эмоциональные и духовные границы нашей жизни, чтобы помочь различать, что входит в зону нашей ответственности, а что нет», — пишут Клауд и Таунсенд.
Книга «Синдром хорошего человека: как научиться отказывать без чувства вины и выстроить личные границы» выходит в октябре в издательстве «Бомбора». Forbes публикует отрывок.
«Отсутствие границ создает проблемы на рабочем месте. Консультируя корпорации, я видел, что это камень преткновения многих управленческих конфликтов. Если бы люди брали на себя ответственность за установление четких границ на работе, большинство сложных ситуаций, по которым я даю консультации, не возникли бы. Давайте посмотрим, как применение границ может решить некоторые распространенные проблемы на рабочем месте», — пишет Клауд. Здесь и далее повествование ведется от Клауда.
Проблема 1: Взваливание на себя чужих обязанностей
Ханна — административный помощник в небольшой компании, которая занимается организацией тренингов для представителей промышленности. В ее обязанности входит бронирование тренингов и ведение расписания докладчиков. Ее коллега Джек отвечает за оборудование. Он доставляет материалы на место, устанавливает аппаратуру и заказывает еду. Вместе Ханна и Джек обеспечивают проведение мероприятий.
Через несколько месяцев Ханна начала терять энергию, хотя ей очень нравилась ее новая работа. В конце концов ее подруга и коллега Линда спросила, что не так. Ханна сначала не могла понять, в чем дело. Потом осознала: дело в Джеке!
Джек просил Ханну: «Забери это для меня, пока тебя не будет» или «Пожалуйста, принеси эту коробку с материалами в мастерскую». Постепенно он перекладывал свои обязанности на Ханну.
— Ты должна перестать делать работу Джека, — сказала Линда. — Просто занимайся своим делом и не беспокойся о нем.
— А если что-то пойдет не так? — спросила Ханна.
Линда пожала плечами.
— Тогда обвинят Джека. Это не твоя ответственность.
— Джек будет сердиться на меня за то, что я не помогла, — сказала Ханна.
— Пусть, — сказала Линда. — Его гнев не сможет навредить тебе так сильно, как его плохая работа.
Поэтому Ханна начала устанавливать ограничения для Джека. Она сказала ему: «На этой неделе у меня не будет времени принести тебе материалы». А когда Джек не успел сделать все сам, Ханна сказала: «Мне жаль, что ты не сделал этого раньше, и я понимаю, что ты в затруднительном положении. Может быть, в следующий раз ты будешь лучше планировать. Это не моя работа».
Некоторые тренеры были возмущены тем, что их оборудование не было настроено, а клиенты — тем, что в перерыве не было предоставлено питание. Но босс довел проблему до ответственного лица — Джека, велел ему привести все в порядок или искать другое место. В итоге Ханне снова стала нравиться работа, а Джек стал более ответственным. А все потому, что она установила границы.
Если на вас взвалили чужие обязанности и вы испытываете обиду, необходимо взять на себя ответственность за свои чувства и понять, что в несчастье виноват не коллега, а вы сами. В этом, как и в любом другом конфликте границ, вы должны сначала взять ответственность за себя.
Затем вы должны поступить ответственно по отношению к своему коллеге. Подойдите к нему, объясните ситуацию. Когда он попросит вас сделать то, что не входит в ваши обязанности, скажите «нет» и откажитесь делать то, что он хочет. Если он рассердится за отказ, сочувствуйте его гневу, но твердо придерживайтесь своих границ. Не злитесь в ответ. Бороться с гневом с помощью гнева — значит, втянуться в его игру. Сохраняйте эмоциональную дистанцию. Объясните: «Мне жаль, если это тебя расстраивает. Но эта работа не входит в мои обязанности. Я надеюсь, у тебя все получится».
Если он продолжает спорить, скажите, что вы закончили обсуждение этой темы, но он может прийти к вам, когда будет готов поговорить о чем-то другом. Не попадайте в ловушку, оправдываясь, почему не можете выполнить работу за него. Он будет пытаться найти способ доказать, что вы должны делать его работу, а вам придется подстраиваться под его мнение об этом. На самом деле вы никому не должны объяснять, почему не хотите делать то, что не входит в ваши обязанности.
Многие чрезмерно ответственные люди, работающие рядом с недостаточно ответственными, делают хуже для своих коллег. Постоянно выручая их, они не получают удовольствия ни от работы, ни от отношений с этими людьми. Отсутствие границ вредит им самим, а также мешает развиваться окружающим. Если вы относитесь к числу чрезмерно ответственных людей, вам необходимо научиться устанавливать границы.
Однако иногда коллеге действительно нужна помощь. Вполне законно выручить ответственного человека или пойти на уступки коллеге, который использует их с пользой. Это любовь, а хорошие организации работают с любовью.
Будучи психологами в больнице, мы часто подменяли друг друга на дежурствах. Но если бы один из нас начал использовать другого в своих интересах, мы должны были бы прекратить это. Прикрывать коллегу в этот момент означало бы поддерживать плохую модель поведения.
Проблема 2: Слишком много сверхурочной работы
Начиная консультационную практику, я нанял для работы в офисе женщину на 20 часов в неделю. На второй день ее работы дал ей кучу дел. Примерно через 10 минут она постучала в мою дверь со стопкой бумаг в руках.
— Чем могу вам помочь, Лори? — спросил я.
— У вас есть проблема, — сказала она.
— Да? Какая? — не понял я.
— Вы наняли меня на 20 часов в неделю, но только что дали работы на 40. Какие 20 вы хотели бы проработать сами?
Она была права. У меня действительно была проблема: я не справлялся со своей рабочей нагрузкой. Мне пришлось бы либо тратить больше средств на помощь, либо сокращать проекты, либо нанимать кого-то еще. Но это была моя проблема, а не ее. Я должен был взять на себя ответственность и решить ее. Лори сказала мне: «Плохое планирование с вашей стороны не должно быть чрезвычайной ситуацией с моей стороны».
Многим начальникам не так повезло. Их подчиненные берут на себя ответственность за отсутствие планирования и никогда не устанавливают для них ограничений. Они не видят отсутствия границ, пока не становится слишком поздно, пока не теряют хорошего сотрудника из-за переутомления или выгорания. Таким начальникам нужны четкие границы, но многие сотрудники боятся их установить, как это сделала Лори, потому что им очень нужна работа или они боятся неодобрения.
Если вы находитесь в ситуации, когда выполняете много дополнительных обязанностей, потому что вам «нужна работа», то у вас проблема. Если вы работаете сверхурочно больше, чем хотите, то находитесь в рабстве у своей работы. Вы — раб, а не работник по контракту. Четкие и ответственные договоры объясняют их сторонам, что от них ожидается, и могут быть исполнены. Рабочие места должны иметь точное описание обязанностей и квалификации.
Как бы ни было трудно, вам необходимо взять ответственность за себя и предпринять меры по изменению ситуации. Вот несколько шагов, которые можно сделать.
- Установите границы своей работы. Определите, сколько сверхурочного готовы выполнять: возможно, от вас это потребуется во время сезонных кризисов.
- Пересмотрите свою должностную инструкцию, если таковая существует.
- Составьте список задач, которые вам необходимо решить в ближайший месяц. Сделайте копию списка и определите приоритет для каждого пункта. Укажите в этом списке задачи, которые не входят в вашу должностную инструкцию.
- Назначьте встречу с начальником, чтобы обсудить перегрузку работой. Вместе просмотрите список задач, которые необходимо выполнить в ближайший месяц. Попросите начальника расставить приоритеты. Если он хочет выполнения всех задач, а вы не можете сделать этого, возможно, ему придется нанять временного сотрудника для помощи. Вы также можете пересмотреть свою должностную инструкцию вместе с начальником, если считаете, что выполняете работу, которая не входит в вашу компетенцию.
Если руководитель по-прежнему возлагает на вас необоснованные надежды, вы можете взять с собой на вторую встречу одного или двух коллег или обсудить проблему с сотрудником отдела кадров. Если и в этом случае руководитель по-прежнему не согласен, может быть, придется искать другую работу в своей организации или за ее пределами. Возможно, придется пойти в вечернюю школу или пройти онлайн-курс обучения, чтобы открыть для себя другие возможности. Или понадобится просмотреть сотни объявлений о приеме на работу, уделить больше времени профессиональным сайтам, доработать резюме. А может быть, вы захотите открыть собственный бизнес или пересмотреть бюджет, чтобы создать чрезвычайный фонд для выживания в период между увольнением с нынешней работы и началом новой.
Что бы вы ни делали, помните, что перегрузка — это ваша ответственность и ваша проблема. Если работа сводит вас с ума, нужно что-то с этим делать. Возьмите проблему в свои руки. Перестаньте быть жертвой жестокой ситуации и начните устанавливать границы дозволенного.
Проблема 3: Неверно расставленные приоритеты
Мы говорили о том, как установить ограничения для другого человека. Вам также необходимо установить ограничения для себя. Необходимо осознать, сколько времени и энергии у вас есть, и соответствующим образом ими распорядиться. Знайте, что и когда вы можете делать, отказываясь от всего остального. Научитесь знать свои границы и соблюдать их, как это делала Лори. Скажите своей команде или начальнику: «Если я собираюсь сделать А сегодня, то смогу сделать Б только в среду. Это нормально? Или нам нужно перераспределить обязанности?»
Эффективные работники делают две вещи: стремятся выполнять работу на «отлично», выполняя ее по степени важности. Многие же позволяют себе отвлекаться на несущественное. При этом они могут делать несущественное очень хорошо! Им кажется, что они отлично справляются со своими обязанностями, но начальник считает, что главные задачи не выполняются. Тогда они чувствуют себя недооцененными и обижаются, потому что приложили столько усилий. Они много работали, но не ставили границ дополнительным делам и действительно важные не получали их внимания.
Скажите «нет» неважному и стремлению сделать меньше, чем нужно. Если будете прилагать максимум усилий для выполнения самых важных дел, вы достигнете своих целей.
Помимо отказа от неважного, необходимо составить план выполнения важных дел и установить барьеры вокруг своих задач. Осознайте свои границы и не позволяйте работе управлять жизнью. Наличие ограничений заставит вас расставить приоритеты. Если вы возьмете на себя обязательство тратить на работу столько-то часов в неделю, вы будете расходовать их более разумно. Можно сказать «да» всему, если ваше время безгранично. Говорите «да» лучшему, и вам редко придется говорить «нет» хорошему.
Президент компании, которая из-за работы слишком часто отрывалась от дома, взяла на себя обязательство проводить в офисе не более сорока часов в неделю. Поначалу было очень трудно, поскольку она не привыкла так строго планировать время и обязательства. Но постепенно стала тратить ограниченное время более разумно и даже добилась большего, поскольку была вынуждена сосредоточиться на приоритетах.
Работа будет расти, чтобы заполнить отведенное на нее время. Если на совещании нет повестки дня с временны´ми рамками, то обсуждение может быть бесконечным. Выделяйте время на определенные дела и придерживайтесь установленных лимитов. Вы будете работать эффективнее и больше любить свою работу.
Проблема 4: Сложные коллеги
Когда мы занимались консультированием, менеджеры по персоналу часто направляли к нам сотрудников из-за стресса. При разборе таких ситуаций часто оказывалось, что «стресс на работе» — это коллега, который выводит из себя. Этот человек на рабочем месте оказывал сильное влияние на эмоциональную жизнь страдающего, который не знал, как с этим справиться.
В этом случае необходимо вспомнить, что вы способны изменить только себя. Вы не можете изменить другого человека. Вы должны видеть проблему в себе, а не в нем. Видеть в другом проблему, которую нужно решить, — значит дать ему власть над собой и своим благополучием. Поскольку вы не можете изменить другого, вы не контролируете ситуацию. Настоящая проблема заключается в том, как вы относитесь к проблемному человеку. Вы — тот, кто испытывает боль, и только у вас есть возможность ее устранить.
Многие люди находят огромное облегчение в мысли о том, что они не могут контролировать другого и должны сосредоточиться на изменении своей реакции на него. Не позволить неприятному коллеге влиять на них — эта мысль меняет жизнь и становится началом настоящего самоконтроля.
Проблема 5: Критическое отношение
Причиной стресса часто становится работа с человеком, настроенным сверхкритично. Люди либо пытаются одержать верх над критиком, что практически никогда не удается, либо позволяют ему провоцировать себя на гнев. Некоторые принимают критику так близко к сердцу, что доходят до самобичевания. Эти реакции свидетельствуют о неспособности отстраниться от критикующего человека и сохранить свои границы.
Позвольте критикующим людям быть собой, но не впитывайте их мнение. Убедитесь в том, что у вас есть более точная оценка себя. Возможно, вам также захочется вступить в конфронтацию с чрезмерно критичным человеком. Сначала скажите ему, что вы чувствуете по поводу его отношения и того, как оно влияет на вас. Если он мудр, то прислушается к вам. Если же нет и его поведение мешает другим, то, возможно, с ним захотят поговорить двое или более человек. Если он не согласится измениться, вы можете сказать, что не хотите с ним разговаривать, пока он не возьмет свое поведение под контроль. Можно также следовать правилам подачи жалоб, принятым в вашей организации. Важно помнить, что вы не можете контролировать его, но можете физически или эмоционально дистанцироваться. Это и есть самоконтроль.
Не пытайтесь добиться одобрения такого рода людей. Это не работает: вы только почувствуете, что вас контролируют. Не вступайте в споры и дискуссии. Вы никогда не выиграете. Если вы позволите им увлечь вас, думая, что измените их, вы накликаете на себя беду. Держитесь отдельно. Храните свои границы. Не втягивайтесь в их игру.