К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Игра в угадайку: как Роскомнадзор будет вести учет блогеров и что с этим не так

Фото Jana Shnipelson / Unsplash
Фото Jana Shnipelson / Unsplash
Роскомнадзор и Минцифры разработали правила идентификации блогеров с аудиторией свыше 10 000 подписчиков, которые должны вступить в силу с 1 ноября. Forbes разобрался, кого все-таки касаются эти правила, как будет устроен процесс передачи данных Роскомнадзору и что так и осталось непонятно

В пятницу, 4 октября Роскомнадзор (РКН) и Минцифры представили проекты правил передачи владельцами страниц с аудиторией от 10 000 пользователей данных о себе, а также формирования перечня таких страниц. Эти правила разъясняют поправки к нескольким федеральным законам, которые Госдума приняла в конце июля. Они обязали пользователей сообщать о себе информацию в РКН, в противном случае им нельзя будет размещать рекламу и просить донаты, а другим юзерам будет запрещено делиться их постами. 

Из поправок тогда не было понятно, как передавать данные и какие именно, касаются ли правила коммерческих аккаунтов, СМИ и пр. Теперь же механизм верификации владельцев каналов стал понятнее, но вопросов к нему еще много, говорят юристы и эксперты, с которыми пообщался Forbes. «Сейчас более понятным стал сам процесс: в какой момент у владельца страницы возникает обязанность подать уведомление в РКН, в какой срок это сделать, каким способом, — говорит партнер юрфирмы Versus.legal Александра Курдюмова. — Но проекты по-прежнему оставляют множество белых пятен, ответов на многие концептуальные вопросы в документах нет».

Forbes разобрался, как будет устроен процесс учета в Роскомнадзоре, исходя из новых правил, что будет, если этого не сделать, и какие во всем этом «белые пятна».

 
Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Кого коснутся правила

Из проектов правил следует, что они распространяются на пользователей социальных сетей, объем аудитории «персональных страниц» которых составляет более 10 000 пользователей. Под это определение бесспорно попадают личные страницы физических лиц либо индивидуальных предпринимателей, говорит Анастасия Красникова, сооснователь правового центра при Ассоциации блогеров и агентств (АБА) и руководитель юридического блока агентства Blacklight. И речь идет как о тех, кто размещает рекламу, так и о тех, кто ее не размещает, добавляет партнер юридической фирмы Comply Максим Али.

Главный вопрос тут в том, что именно Роскомнадзор вкладывает в слово «персональные» — личные страницы физлиц либо же вообще все страницы, на которые подписаны 10 000 и более юзеров, рассуждает Красникова. Она склоняется к тому, что ведомство имеет в виду второе: в правилах перечислен порядок передачи данных о себе и для физлиц, и для юрлиц, а значит, они касаются в том числе и коммерческих аккаунтов, и аккаунтов СМИ. Об этом же говорит Али: «Самое главное — [из проектов правил] стало окончательно понятно, что закон затронет работу бизнеса. Если у компании будут паблики с 10 000+ подписчиков, ей придется включаться в реестр Роскомнадзора». 

 

При этом директор юридического департамента «Европейской медиагруппы» Дмитрий Григорьев считает требование для СМИ избыточным: «В экономическом смысле блоги и СМИ находятся в равных бюрократических условиях в борьбе за рекламодателя. Но СМИ как раз больше страдают, так как им добавляются новые требования [помимо обязанности, по закону о СМИ, указывать наименование издания, учредителя, ФИО главного редактора и др.], хотя в целом они и так уже видны государству».

В правилах не перечислены конкретные соцсети, пользователи которых должны будут вставать на учет. Григорьев и старший партнер юрфирмы Versus.legal Александра Курдюмова уверены, что речь идет про аккаунты в соцсетях, которые перечислены в соответствующем реестре: «ВКонтакте», «Одноклассники», Twitter (сейчас X, заблокирована в России), TikTok, Likee, YouTube, Telegram, LiveJournal, «Пикабу», Pinterest, «Дзен», RuTube, Twitch, Discord и Yappy. Будет ли регулирование распространяться на другие площадки, пока так и не ясно, считает Али. Красникова и директор юридического департамента рекламного агентства Media Instinct Group Дарья Гутьерес-Фернандес допускают, что правила коснутся и аккаунтов в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России).

Еще из правил не до конца понятно, что имеется в виду под пользователями в контексте объема аудитории, обращают внимание юристы. Например, во «ВКонтакте» есть друзья (те, чей запрос ты принял), а есть подписчики (если отказать пользователю в «дружбе», он станет подписчиком). Курдюмова полагает, что речь идет о любых пользователях, взаимодействующих со страницей, то есть о тех, кто предпринял какое-то действие — подписался, добавился в друзья и так далее. Красникова считает, что РКН в правилах специально использовал слово «пользователи», чтобы оставить себе «пространство для маневра» в подобных случаях.

 

В проектах правил среди тех, кого они могут коснуться, указаны в том числе и иностранные граждане, что делает непонятным вопрос языка аккаунта и геопринадлежности его аудитории. Красникова говорит, что РКН здесь будет действовать, исходя из практики, которая сформировалась по маркировке рекламы: «Если у вас размещаются российские рекламодатели, вы общаетесь на русском языке, то здесь неважно, гражданин Казахстана вы или России — вы попадаете под правила». Курдюмова считает, что РКН имеет в виду иностранных граждан, которые либо ведут аккаунт в российских соцсетях вроде «ВКонтакте» или Yappy, либо, если имеют страницу в иностранной соцсети, делают контент для российской аудитории. «Во втором случае, конечно, очень сомнительно, что у РКН будут какие-то рычаги воздействия, чтобы иностранные пользователи верифицировались в России», — констатирует она.

В целом охват подпадающих под новые требования лиц максимально широкий, заключает Курдюмова: «Нужно исходить из того, что это любой пользователь с более чем 10 000 подписчиков». Григорьев считает, что речь тут о всех, кто хочет легально получать рекламные доходы и донаты от российских резидентов.

В самом Роскомнадзоре отказались комментировать это и другие разночтения в правилах. В Минцифры также отказались от дополнительных пояснений.

Как будет устроен процесс учета

В правилах говорится, что сведения о себе пользователь должен направить в течение 10 рабочих дней с момента, когда количество его подписчиков перевалило за 10 000. Далее в течение семи рабочих дней РКН будет проверять данные (срок может быть продлен еще на семь дней), в течение трех дней выносить решение о включении в перечень и еще в течение трех дней — направлять пользователю и владельцу соцсети уведомление и уникальную ссылку, перейдя по которой, можно будет увидеть, что владелец включен в реестр. Для подачи данных о себе предлагается использовать «Госуслуги» и сайт Роскомнадзора. Проекты правил также допускают, что появятся специальные программы и направлять информацию можно будет через них, говорит Курдюмова.

Почти у всех собеседников Forbes возник вопрос, как быть пользователю, у которого количество подписчиков колеблется в районе 10 000. «В приказе установлено как одно из оснований исключения из реестра «не соответствие персональной страницы требованиям Федерального закона №149, предъявляемым к объему ее аудитории». Возникает замкнутый круг: блогер с аудиторией 10 000 подписчиков подает данные для включения в реестр, от него отписываются два пользователя, и его исключают из реестра. Потом он снова подает эти данные. А если у него согласована рекламная кампания, то в моменте уменьшения количества подписчиков происходит срыв рекламной кампании, так как требования не будут соблюдены», — описывает проблему руководитель юридического отдела коммуникационного агентства DIDENOK TEAM Ирина Шамонина. В качестве решения она предлагает предусмотреть «порог динамики изменения аудитории», например до 1000 подписчиков.

 

Пользователи-физлица должны передавать РКН фамилию, имя, отчество и номер телефона создателя страницы, email, использованный при ее создании и ведении, а также контактные данные администратора. Для компаний список шире: им нужно направить ведомству свое название, организационно-правовую форму, ОГРН, номер телефона человека, создавшего страницу, email, использованный при ее создании и ведении, и, опять же, контактные данные администратора. Для иностранных физлиц и юрлиц правила схожие. 

Главная проблема тут — в том, что РКН требует сообщать данные о создателях страниц, утверждают юристы. «С этим могут возникнуть сложности, так как прошло слишком много времени, и установить первоначального создателя будет очень сложно, особенно если аккаунт принадлежит юридическому лицу», — говорит Шамонина. Красникова, впрочем, считает, что ведомство в данном случае имеет в виду текущих владельцев страниц. Основательница агентства Ablab.pro Анастасия Бурмистрова также видит проблему в безопасности: «Если такие данные предоставлять, вплоть до почты и номера телефона, — это прямая дорога к взломам. Непонятно, как блогерам обезопасить себя».

После того как Роскомнадзор вынес решение о включении в перечень и сообщил о нем пользователю, тот должен разместить на странице пометку «А+», фразу «Включена РКН в перечень персональных страниц» и уникальную ссылку от ведомства. При этом не до конца понятно, кому и что будет доступно по этой ссылке. ТАСС писал, что через нее можно будет получить информацию только о том, включен канал в перечень или нет. Али тоже к этому склоняется: «Похоже, что постороннему удастся узнать из реестра не так много о паблике — по сути, лишь факт включения страницы в реестр. Но в случае серьезных разбирательств в РКН всегда можно направить адвокатский или судебный запрос».

При этом, как отмечает Али, ряд требований, касающихся размещения пометок на странице, будут «заведомо невыполнимыми». Например, РКН хочет, чтобы маркировка страницы была тем же размером шрифта, что и название страницы. «Но все же название страницы во многих соцсетях пишется самым крупным шрифтом. И возможность влиять на размер шрифта у пользователя сильно ограничена. Выходит, РКН придется, как и с маркировкой рекламы, издавать по ходу применения закона «разъяснения-костыли», которые будут уточнять содержание закона. Хотелось бы, чтобы эти формулировки скорректировали на этапе разработки проекта», — делится он.

 

В проекте правил говорится, что Роскомнадзор не будет включать страницу в перечень, если она не пройдет верификацию, или должен будет исключить ее за нарушение закона. По мнению Красниковой, это может быть своеобразным «рычагом давления»: «Формулировка, за что могут исключить из перечня, размытая, под нее можно подтянуть любого, и таким образом ограничить ему доступ к размещению рекламы». Курдюмова с этим согласна. Однако она сомневается, что РКН в принципе сможет должным образом обработать грядущее огромное количество заявок, и предполагает, что ведомство скорее будет точечно отрабатывать уже включенные в реестр страницы в тех случаях, если есть основания для исключения. Григорьев вовсе сомневается, что у Роскомнадзора есть интерес не включать или исключать страницы из перечня: «Сейчас цель, напротив, включать и включать, чтобы показать работоспособность нормы».

Вопросы вызывает и сама по себе верификация данных Роскомнадзором. «Мы обеспокоены тем, что может возникнуть путаница, где сложно будет подтвердить, действительно ли принадлежит этот канал человеку, который заявлен», — делится Максим Перлин, CEO агентства Blacklight и основатель Ассоциации блогеров и агентств. Он считает, что для полноценной верификации РКН должен работать в связке с соцсетями. Согласно июльским поправкам, власти смогут потребовать социальную сеть раскрыть данные за пользователя. В VK напрямую не ответили Forbes, как будут взаимодействовать с РКН в контексте создания перечня пользователей с аудиторией от 10 000. «Мы работаем в рамках действующего законодательства Российской Федерации», — сказали в пресс-службе. Forbes также направил вопрос в Telegram.

Что будет, если не передать свои данные

За как таковой отказ владельца аккаунта с аудиторией 10 000 пользователей или более сообщать данные о себе Роскомнадзору, ответственности нет. «Если в целом донаты вы не просите, репосты вам нафиг не нужны, рекламы у вас нет, вы можете не регистрироваться», — рассуждает Красникова. Ответственность появляется, если пользователь разместит на своей странице рекламу. Он будет отвечать по части первой статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях («Нарушение законодательства о рекламе»), говорят юристы. Штрафы по ней для физлиц — от 2000 до 2500 рублей, для должностных лиц — от 4000 до 24 000 рублей, для юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.

Али и Григорьев склоняются к тому, что отвечать за нарушение будет только рекламораспространитель, то есть владелец аккаунта. Но вот Красникова говорит, что к ответственности призовут и рекламодателя, такое допускает и Курдюмова. 

 

Июньский законопроект запрещает владельцам персональных страниц с аудиторией свыше 10 000 человек, которые не сообщат о себе в РКН, также размещать просьбы о перечислении донатов. Но, по словам Красниковой, конкретная ответственность за это, как и за репосты контента с таких персональных страниц, пока не прописана. Али и Курдюмова предполагают, что такие страницы могут блокироваться по инициативе Роскомнадзора. Григорьев не исключает, что пункты об ответственности за репосты власти могут сформулировать позднее.

Красникова говорит, что с 4 октября идет публичное обсуждение проектов правил, период с 1 ноября 2024 года по 1 января 2025-го будет адаптационным, и санкции по нововведению власти начнут применять уже после этого. Она считает, что регистрироваться в РКН будет большинство пользователей, кого правила касаются. Так же считают Бурмистрова и Шамонина, а Перлин оценивает долю таких пользователей в 80–90%. Объясняется это просто: дело не в штрафах, а в том, что компании, особенно крупные, часто не будут заключать рекламные контракты с теми, кто не состоит в реестре, считает Красникова. «Тут [для блогеров] страшен не сам штраф, а как раз комплаенс: если ты не в реестре, то к тебе просто не придут», — согласен и Григорьев.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+