К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Возврат в 1990-е: зачем бизнес привлекает тарологов к найму сотрудников

Фото Jonathan Wiggs / The Boston Globe via Getty Images
Фото Jonathan Wiggs / The Boston Globe via Getty Images
В 2024 году на рынке труда появилась необычная практика: некоторые компании приглашают для проведения собеседований тарологов. HR-специалисты связывают тенденцию со множеством причин — от эксцентричности руководителей и моды на гадания до роста недоверия в обществе

 «Кандидат в ярости: «Что за чушь?» Мы в ярости: «Что за чушь?» Но компания непреклонна: таролог или не будет офера» — так хедхантер Алена Владимирская описывает недавнюю ситуацию, произошедшую с ее клиентом. В качестве одного из этапов собеседования в «звучащий необанк» кандидата попросили пройти этап отбора с тарологом. По словам Владимирской, «как только расклад закончился, в собственника влетела красивейшая астрологическая карта совмещения гороскопов кандидата и компании», составленная искусственным интеллектом, а соискатель получил предложение о работе. Впрочем, он отказался со словами: «Что-то я понял, что работать в компании, где оценивают людей по таро, очень стремно. А как они работу оценивать будут?» 

С привлечением тарологов к найму сотрудников сталкивалась не только Владимирская. Точечные запросы на рынке труда подтверждают в HR-холдинге Ventra и в компании hh.ru. Forbes разобрался, зачем работодатели прибегают к подобным проверкам и станут ли они стандартом на рынке труда. 

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

«Специфичные и эпатажные»

Директор по персоналу и организационному развитию сервиса «Работа.ру» Юлия Санина отмечает, что нетрадиционные методы оценки кандидатов всегда существовали на рынке труда. С ней соглашается операционный директор HR-холдинга Ventra Лусине Абгарян, добавляя, что карты таро стоят в одном ряду с оценкой кандидатов по знаку зодиака, фотографиям и даже по почерку.

 

Чаще всего такие проверки — следствие увлечений и мировоззрений руководителей и владельцев бизнеса. Они характерны для предпринимателей, которые выросли или основали первый бизнес в 1990-е годы, считают опрошенные Forbes HR-специалисты. Тогда был расцвет «кашпировских» (отсылка к психотерапевту и экстрасенсу Анатолию Кашпировскому. — Forbes), веры в НЛО, различных шарлатанов и прочей чепухи», перечисляет соосновательница платформы для поиска работы careerspace и номинантка рейтинга Forbes «30 до 30» в категории «Предприниматели» Арина Хромова. По ее словам, она сталкивалась с такими генеральными директорами и собственниками компаний и в 2010-е, когда работала executive search-консультантом (подбор руководителей высшего звена) в международных консалтинговых компаниях Spencer Stuart и Ward Howell. «Эти люди очень специфичные и эпатажные», — уточняет она.

Сейчас духовные практики и гадания снова набирают популярность в России, а это способствует спросу на тарологов, отмечает руководитель направления «Химия, оборудование, агросектор» кадрового агентства get experts Юлия Бутаева. Благоволит и текущая политико-экономическая нестабильность, считают собеседники Forbes. «Ситуация по уровню неопределенности очень похожа на период 30-летней давности. Люди пытаются искать ответы в мистическом, потому что переваривать события реальной жизни очень сложно. Это отражается в том числе и на принятии управленческих решений», — заключает Хромова. 

 

Вдобавок наем с помощью тарологов может быть маркетинговым ходом. В качестве примера партнер и руководитель практики «Банки и финтех» рекрутинговой компании Marksman Наталья Валдаева приводит вакансию HR-таролога от продуктового ретейлера X5 Group, опубликованную в марте 2024 года. Как рассказал позднее собеседник Forbes, знакомый с ситуацией в компании, это была однократная акция ради пиара. «Использование гороскопов или других эзотерических методов может привлекать внимание и вызывать обсуждения», — заключает Санина из «Работа.ру». 

Есть и другие причины обращения к тарологу для найма сотрудников. Среди них — отсутствие качественной системы оценки кандидата в фирме. В такой ситуации компания хочет «опереться хоть на какие-то критерии», говорит Бутаева из get experts. Еще одним поводом для приглашения необычного эксперта может стать наличие нескольких подходящих кандидатов, предполагает специалист карьерного маркетплейса hh.ru Олеся Мазурова: «Некоторые компании для этого используют психологические тесты, тесты на IQ или мотивационные опросники, а кто-то захочет обратиться к тарологу или астрологу». 

Отпугнуть кандидата

Впрочем, мистические практики пока нельзя назвать стандартом на рынке труда. Во многом потому, что они не могут заменить объективные критерии отбора, такие как профессионализм, опыт работы, навыки и личные качества кандидата, считает Санина: «В конечном итоге эффективность работы сотрудников определяется их компетенциями и результатами, а не астрологическими предсказаниями». «Нормой остается рациональный подход к управлению персоналом, который можно понятно и прозрачно измерить и оценить», — вторит ей Абгарян из Ventra. 

 

Сомневаются эксперты и в том, что использование тарологов станет трендом. С юридический точки зрения отказать кандидату в приеме на работу из-за рекомендации такого специалиста затруднительно, так как это не подразумевается российским законодательством, объясняет Мазурова: «По Трудовому кодексу отказать кандидатам на открытую вакансию можно только по причине их деловых качеств, то есть несоответствия квалификационным требованиям, таким как стаж работы, уровень образования, наличие определенных навыков и другое».

В компаниях с «нормальными» управленческими практиками невозможен наем сотрудников с участием таролога, констатирует соосновательница careerspace Арина Хромова: «Это противоречит всему, что мы знаем о найме и управлении талантами. Зачем нам тогда описания вакансий, тесты на «харды» и «софты» (hard skills и soft skills), кейс-интервью и так далее, если все решает женщина или мужчина с картами в руках?» Как отмечает Владимирская, к такому методу оценки кандидатов могут обратиться в компании, чей руководитель «не уверен в себе и своем бизнесе, раз ищет защиты в мистике».

Но основной причиной, по которой наем с помощью тарологов не станет распространенной практикой, эксперты называют острый дефицит кадров, вызванный демографической ямой 1990-х, высокой смертностью во время пандемии, частичной мобилизацией и релокацией специалистов в 2022 году. «На рынке правит бал кадровый голод, и компаниям совсем не с руки добавлять еще один этап проверки соискателя, когда приличный кандидат и так на вес золота», — говорит эксперт «Актион Кадры и HR» Данил Мяло. Особенно сильно нехватка чувствуется в сферах технологий, НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и производства, перечисляет Бутаева: «Сложно представить ситуацию, когда кандидаты из этих сфер соглашаются с оценкой не по их профессиональным навыкам, а по раскладу таролога». Дополнительный этап проверки вроде расклада на таро только отпугнет соискателя и сорвет переговоры, добавляет она. 

Спорная практика

Впрочем, одна из необычных практик отбора может закрепиться на рынке, считает часть рекрутеров. По их наблюдениям, на рынке набирают обороты проверки соискателей на полиграфе (детекторе лжи). До 2022 года такой этап отбора обычно проходили кандидаты на «коррупционно емкие позиции» вроде закупщика, говорит Валдаева из Marksman. А после массовой релокации сотрудников с подобными проверками стали сталкиваться и другие специалисты. «Значение служб безопасности в компаниях очень сильно возросло», — констатирует она. 

Сейчас проверки на полиграфе распространены в государственных структурах, компаниях, которые с ними сотрудничают, в банках и у IT-разработчиков, которые «вовлечены в проекты по импортозамещению», делится наблюдениями Валдаева. По подсчетам специалиста get experts Бутаевой, на сегодня около половины вакансий топ-менеджеров предполагают прохождение такой проверки. Работодатели используют детекторы лжи во многом для предупреждения правонарушений и серых схем, добавляет она.  

 

Собеседницы Forbes связывают тренд с активным наймом в российских компаниях после ухода западных игроков. «[На рынке] остались крупные российские компании, которые уже использовали полиграф. Для них он был привычным этапом отбора, который редко удивлял или демотивировал кандидатов», — объясняет Бутаева. Тренд на полиграф отражает и царящее в российском обществе недоверие, которое возросло в последние два года «из-за политической ситуации», добавляет Хромова. 

Какие вопросы могут задать соискателям во время проверки на детекторе лжи? Среди самых распространенных Хромова называет следующие: «При трудоустройстве вы скрыли или исказили какие-либо данные о себе?», «Вы когда-либо использовали фальшивые документы при устройстве на работу?», «Вы наносили вред имуществу работодателя?» Ее компания careerspace встречала анкеты для соискателей с вопросами об их отношении к «спецоперации»*, ЛГБТ («движение ЛГБТ» признано экстремистской организацией и запрещено в России) и традиционным семейным ценностям. «Может быть, часть таких вопросов появляется и на полиграфе, особенно если мы говорим о компаниях с государственным участием», — рассуждает предпринимательница. О том, что кандидата могут спросить, есть ли у него знакомые иностранцы, или о причинах отъезда из страны после начала «спецоперации», говорит и Валдаева.

Но и проверки на полиграфе не все эксперты склонны считать трендом. Так, по данным сервиса для поиска работы SuperJob, тестируют на детекторе лжи лишь 6% работодателей. Этот этап отбора предусмотрен для специалистов на позиции с доступом к коммерческой тайне или другой конфиденциальной информации, говорит Мяло из «Актион Кадры и HR». При этом по закону о персональных данных компания обязана взять у кандидата согласие на подобную проверку. «Учитывая, какие суммы штрафов сейчас за неправильные согласия, экономнее работников все же подобным образом не проверять — велики риски судебных споров», — обращает внимание Мяло. Нарушение законодательства в области персональных данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц — от 60 000 до 100 000 рублей. 

Мешает и кадровый голод. На фоне острого дефицита специалистов бизнес пытается упростить оценку соискателей, «чтобы не потерять перспективных работников», добавляет Мяло. А согласно данным «Работа.ру», только 56% россиян готовы пройти проверку на полиграфе при приеме на новое место работы. 20% сделают это в любом случае, 24% респондентов против такого отбора при трудоустройстве. Главной причиной отказа 60% опрошенных назвали неуверенность в благонадежности компании, которая заставляет проходить детектор лжи. 41% считают процедуру неоднозначной с этической точки зрения. Санина из «Работа.ру» добавляет, что использование полиграфа остается спорной практикой, так как итоговые результаты могут зависеть от множества факторов, включая стресс человека во время теста. 

 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+