Чудаковатый бизнес: как жительница Кубани заработала на игрушках по детским рисункам
«Разреши себе быть чудиком» гласит заглавная страница сайта краснодарской компании «Чудики». Бренд изготавливает игрушки по детским рисункам. Так получаются причудливых форм коты, медведи, зеленые собаки и др. Идею основательница бренда жительница Краснодара Настя Сон подглядела за рубежом — похожий проект Child’s Own развивала канадская предпринимательница Венди Цао. С момента запуска в 2016 году проект Сон привлек более 56 000 подписчиков в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), а его годовая выручка доросла до 4,5 млн рублей.
С 2021 года «Чудики» выпускают изделия и по собственным эскизам. В ассортименте представлены, например, ставшие виральными велюровые маски в виде сердца. В них все чаще можно увидеть молодоженов, а соосновательница коммуникационного агентства Setters, номинантка в категории «Новые медиа» рейтинга Forbes «30 до 30» 2024 года Александра Жаркова выступала в такой маске на одной из конференций.
Как жительница Кубани построила бизнес на детских фантазиях и что его ждет дальше?
Оживить игрушку
30-летняя Настя Сон родилась в станице Нижнебаканской на юго-западе Краснодарского края. Но в 15 лет переехала с семьей в Краснодар. Родители, по ее словам, не были связаны с творчеством и всю жизнь занимались «мелким предпринимательством»: в разное время торговали цветами, автозапчастями и продуктами. Сон и сама видела себя в предпринимательстве. Поэтому после школы поступила в Кубанский государственный университет, где изучала в том числе менеджмент. А по окончании вуза в 2014 году устроилась администратором в краснодарский салон красоты, чтобы поддерживать себя финансово и параллельно искать идеи для бизнеса. «У меня была потребность делать что-то свое, а не просто ходить на работу», — поясняет она.
Подходящая идея нашлась в 2015 году. Тогда Сон наткнулась в интернете на канадский бренд Child’s Own, который создавал игрушки по детским рисункам. В России ничего подобного на тот момент не было, и она решила запустить похожий бизнес. Первую игрушку — человечка белого цвета с желтыми ногами, красными руками и красно-желтыми волосами — создала для знакомой с ребенком. Изделия отшивала сама, на домашней машинке. В этом помогли навыки рукоделия, которым ее в детстве обучила мама. Ткани — флис и хлопок — закупала на рынке в Краснодаре.
Следующие пять-шесть изделий Сон создала тоже бесплатно для знакомых, «чтобы набить руку». Первую символическую плату, 500-800 рублей, стала брать только в ноябре 2015-го. К тому моменту она уже завела для своих работ страницу в Instagram и назвала ее Chudiki. Раскрутить аккаунт помогло сотрудничество с лидерами мнений. В декабре предпринимательница написала инфлюенсеру Дарье Бакулиной (1,7 млн подписчиков в Instagram), на которую была подписана, и предложила сшить игрушку для ее дочери. Со слов Сон, блогер сразу пришла в восторг от идеи. Уже через неделю фото готового изделия — человечка с треугольной головой и фиолетовым телом — красовалось в профиле Бакулиной. А еще через неделю аудитория «Чудиков» в Instagram выросла до 1500 человек.
К концу года основательница изготавливала уже от семи до 10 игрушек в месяц. Но дело приносило небольшой доход, менее 10 000 рублей. Поскольку Сон продолжала работать в салоне красоты, она не полагалась на заработок с «Чудиков», а занималась игрушками «для души». Уйти из найма и сфокусироваться на своем деле предпринимательница решилась только в середине следующего года. К тому времени она все так же продавала по 10 игрушек в месяц, но в несколько раз повысила их стоимость. «Я была уверена, что все получится и «Чудики» станут популярными», — вспоминает она. Однако в 2017-м Сон начала подрабатывать: на фрилансе вести Instagram для местных бизнесов, так как бренд не приносил достаточно денег, чтобы она могла себя обеспечить.
Первую крупную сумму, 150 000 рублей, на «Чудиках» Сон заработала только в марте 2017 года. Тогда она впервые получила корпоративный заказ — от Сбербанка на 100 игрушек по готовым детским рисункам. Они изображали жирафа, слона, глазунью, солнце, вспоминает предпринимательница. Банк планировал подарить их участникам благотворительного марафона «Бегущие сердца», который проводил совместно с фондом «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой в мае того же года в Москве. Сроки были сжатые — на производство отводилось всего 20 дней. И чтобы уложиться, Насте даже пришлось подключить к проекту маму.
Полученные средства, а также общий рост заказов позволили предпринимательнице к осени нанять швею. «Построение лекал и все, что связано с шитьем, — не моя сильная сторона, [я понимала, что] есть люди, которые делают это куда лучше», — признается она. Но «конечные штрихи», например вышивка или роспись, еще долго оставались за ней, добавляет Сон. Со временем основательница сняла небольшую мастерскую в центре Краснодара — до этого все изделия отшивались дома.
Сокровища из сундучка
Первой серьезной выручки проект достиг по итогам 2019 года: тогда она составила 780 000 рублей. Добиться этого удалось во многом за счет постепенного повышения качества изделий и, как следствие, цен — они выросли до 4000 рублей за штуку. Так, Сон со временем «отошла от флиса» и стала закупать более дорогие ткани — лен и вязаный трикотаж, чтобы игрушки выглядели «стильно». Положительная динамика проекта убедила ее в 2019 году отказаться от подработок и полностью посвятить себя бренду. «Я тогда поняла, что «Чудики» могут приносить деньги, а не только вдохновлять и умилять», — поясняет собеседница Forbes.
Заметно спрос на необычные игрушки вырос в следующий, пандемийный год. Тогда семьям, сидевшим на карантине, хотелось порадовать себя и своих детей, поясняет Сон. Помогали и блогеры, которые поддерживали маленькие проекты в непростое время — например, бесплатно рассказывали о них. Так, репост Евгении Шиповой (сегодня у нее более 600 000 подписчиков в Instagram) публикации «Чудиков» принес бренду 2000 новых подписчиков. Как результат, годовая выручка марки выросла до 1,5 млн рублей. Это позволило нарастить команду — в 2021 году ней работали уже три сотрудника (две швеи и помощница, которая упаковывала и отправляла заказы) — и снять в Краснодаре мастерскую побольше, площадью 25 кв. м. Растущая производительность повлияла на выручку — к концу года она составила уже 2,3 млн рублей.
Сон вспоминает, что первые несколько лет игрушки в основном покупали родители. Предпринимательнице же хотелось выйти за пределы семейной аудитории. Случай представился в 2021 году. Тогда она получила заказ от московской сети магазинов здоровых продуктов «Амбар». Компания хотела «чего-нибудь хлебобулочного». Так родился «Месье Батон». Это объемная 42-сантиметровая игрушка в виде батона, которую Сон придумала сама. Публикация с батоном в Instagram собрала так много положительных комментариев, что Сон решила расширить изначальную концепцию и выпускать готовые изделия по собственным эскизам. «Захотелось показать, на что мы способны, не опираясь на чужие рисунки», — добавляет она. Вскоре она запустила сайт, где стала не только предлагать отшить изделия по детскому рисунку, но и продавать готовые игрушки. На его разработку и съемку изделий она потратила 500 000 рублей из оборота бренда.
В 2022 году марка нарастила выпуск игрушек до 60 штук в месяц. В производстве использовала драп, вязаный трикотаж, джинсовую ткань и лен. «Чудик — это сокровище, которое должно всю жизнь тебя сопровождать, радовать, лежать в сундучке и выглядеть хорошо» — так предпринимательница объясняет разнообразие в тканях.
По итогам года выручка бренда выросла до 3,1 млн рублей. Часть суммы принесли заказы калининградского магазина антиквариата и сувениров «Барахольщик», который в октябре 2022-го начал сотрудничать с «Чудиками». В среднем партнер заказывал по 100 игрушек каждые четыре-пять месяцев. Это изделия из актуальной коллекции марки, а также сшитые по старым лекалам бренда, накопившимся за годы работы. Сон не раскрывает условия сотрудничества. Но признается, что продает магазину товары по сниженным ценам, так как партнер заказывает крупные партии, в которых часть моделей повторяется. «Барахольщик» на запрос Forbes не ответил.
Под новым углом
Следующий, 2023 год стал рекордным по числу коллабораций с бизнесом, рассказывает Сон. Партнерами компании стали московский бутик-отель «Рихтер», маркетплейс «Яндекс Маркет» и др. По ее словам, бренды сами приходили к ней, а она соглашалась, так как совместные проекты помогают показать «Чудиков» «под новым углом». «Сказать: посмотрите, как мы еще умеем», — продолжает предпринимательница. Условия сотрудничества с бизнесом она не раскрывает. Но говорит, что обычно стороны либо делят пополам затраты на производство, либо клиент оплачивает заказ по оговоренной цене и проводит съемку готовой продукции за свой счет.
Одним из самых ярких оказалось партнерство с маркой постельного белья MORФEUS. В мае «Чудики» выпустили 25 подушек в виде розовых круассанов. Несмотря на высокую стоимость, 11 900 рублей за изделие, их раскупили за восемь часов, утверждает коммуникационный директор MORФEUS Роза Корсакова. На фоне высокого спроса компания даже заказала у бренда еще несколько партий. Общее число проданных изделий составило 100 штук. В декабре «Чудики» также выпустили три костюма для детской зоны в кафе завтраков Eggsellent — шляпу-глазунью, жилетку в виде тостового хлеба и плащ-салат. Как рассказали Forbes в Eggsellent, компания заплатила бренду 22 000 рублей. Коллаборации принесли плоды: благодаря проектам аудитория бренда Сон в Instagram выросла на 20 000 человек, и сейчас на аккаунт подписаны свыше 56 000 человек.
За 2023-й пополнилась и коллекция собственных игрушек бренда. Одна из новинок прошлого года — объемная маска в виде сердца. Она создавалась не на продажу, а под личные нужды, признается собеседница Forbes: «Мы хотели что-то надеть на головы моделям для фотосессии изделий и сшили маску в качестве реквизита». Однако фото в масках вызвали такой ажиотаж среди подписчиков бренда, что в марте Сон решила добавить сердце в ассортимент «Чудиков». Первые 10 «сердец» приобрела соосновательница коммуникационного агентства Setters, номинантка в категории «Новые медиа» рейтинга Forbes «30 до 30» 2024 года и давняя знакомая Сон Александра Жаркова. Она заказала их для сотрудников офиса Setters, «чтобы там все были в любви», рассказывает Настя.
Блогер и сама неоднократно появлялась в этой маске на различных мероприятиях, включая конференции. Это во многом способствовало успеху продукта. Впоследствии бренд получил еще несколько заказов на сердца для сотрудников от российских компаний. А в июле этого года товар стал бестселлером: бренд продал 50-60 таких изделий. На сегодня среди его основных покупателей — организаторы свадеб. Для молодоженов сердца становятся частью свадебных нарядов: «Мы это называем «чудики женятся». Это всегда нетипичные, очень классные свадьбы», — улыбается Сон.
Волшебная атмосфера
За прошлый год суммарная выручка бренда составила 4,5 млн рублей, а прибыль — 2,3 млн рублей. Большую часть выручки — 65% — принесли частные заказы по рисункам детей, четверть — продажа игрушек из постоянной коллекции, еще 10% — коллаборации. До конца года Сон намерена нарастить годовой показатель до 7 млн рублей. Для этого она в том числе оптимизирует расходы. Компания уже начала сотрудничать с поставщиком тканей из Китая: летом она получила первую партию за 70 000 рублей. Это почти втрое дешевле, чем она бы заплатила в России, уверяет предпринимательница.
Привлечь новых клиентов и нарастить показатели позволят и коллаборации. В апреле «Чудики» выпустили 40 масок в виде ромашек для кондитерской «Любовь и сладости», основанной солистом группы «Руки вверх!» Сергеем Жуковым и его женой Региной Бурд. Половину изделий стороны бесплатно разослали инфлюенсерам. Среди них были номинантка в категории «Мода и дизайн» рейтинга Forbes «30 до 30» 2022 года, основательница бренда украшений Lili Archive Лилиана Григалашвили и основательница сервиса печати фотокниг «Периодика» Варя Веденеева. Остальные маски-ромашки раскупили за три дня через сайт «Чудиков». «Любовь и сладости» не платили бренду, уточнила PR-директор кондитерской Юлия Енькова: «Чудики» сделали маски совместно с нами на бесплатной основе».
Летом марка выпустила шесть игрушек, включая велюровые щипцы для завивки ресниц, совместно с сетью магазинов косметики и товаров для дома «Золотое яблоко». Они воплотили рисунки, созданные детьми сотрудников компании. Позже компании разыграют получившиеся игрушки среди подписчиков, уточнила Сон. В пресс-службе ретейлера рассказали Forbes, что для них это была возможность сделать «креативный HR-проект с брендом, который им нравится». Условия сотрудничества стороны не раскрыли.
Что еще привлекает клиентов и партнеров в «Чудиках»? MORФEUS, «Рихтер» и Eggsellent отмечают ставку компании на «трогательный ручной труд», а также «нестандартную концепцию» и «уникальный дизайн» изделий. Впрочем, на сегодня «Чудики» — не единственный проект в своей нише в России. Аналогичная концепция у «Малявиков», которые с 2018 года работают в Нижнем Новгороде. Как и Сон, основатели предприятия Егор Балакин и Ирина Максимова заимствовали идею у канадской компании Child’s Own. Но к запуску подтолкнули и «Чудики», у которых на тот момент уже был «сильный аккаунт», делятся предприниматели.
В апреле 2020 года в Москве появился еще один бренд с такой же идеей — «Мой чудо герой». Его основательница Ольга Иванова уверяет, что узнала о проекте Сон только спустя пару месяцев после старта. Но его уверенный рост лишний раз убедил ее развивать свое дело. У проекта она также переняла «фишки» для продвижения. Среди них — конкурсы и взаимный пиар. Как считает Иванова, «Чудики» смогли привлечь клиентов и закрепиться в нише за счет правильного позиционирования в социальных сетях: «Идея волшебства пронизывает каждый пост и фото, создается атмосфера, в которую хочется окунуться».
Сон, впрочем, не соревнуется с марками, считая их слишком маленькими. Среди конкурентов она выделяет только российский бренд деревянных игрушек «Радуга грез». «Родители [покупая игрушки «Радуги грез»] выбирают историю со смыслом, в этом мы с ними похожи», — объясняет предпринимательница. «Радуга грез» не ответила на запрос Forbes.
В планах проекта на этот год — создавать новых персонажей и сформировать сток изделий. Это позволит бренду работать с физическими магазинами и активнее развивать собственный интернет-магазин, рассказывает Сон. В будущем она мечтает выйти на азиатский и европейский рынки: «В России продукты вроде нашего ценятся, но очень узким кругом людей, а за границей другие объемы и заработок. Я думаю, иностранцы оценят наших чудиков».