Как экс-аналитик McKinsey выручила 60 млн рублей на бумажных фотоаппаратах из Тайваня
Случайное знакомство
28-летняя Мила Балиханова родилась в Санкт-Петербурге. Ее отец в 1990-е развивал компанию по грузовым перевозкам, а со временем переключился на поставки подержанной грузовой техники из-за рубежа. По данным СПАРК, выручка его предприятия «Вираж» за 2023 год составила почти 190 млн рублей, а прибыль — 9,2 млн рублей. Мама всю жизнь занималась домом: «У нас большая семья — четверо детей», — делится Мила.
Балиханова мечтала пойти по стопам отца, поэтому после школы поступила в Высшую школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). А по окончании вуза в 2018 году переехала в Москву и устроилась бизнес-аналитиком в местный офис международной консалтинговой фирмы McKinsey. Там же она познакомилась с будущим мужем Владимиром Коноваловым, он работал руководителем проектов в компании.
Спустя три года Мила почувствовала, что созрела для запуска своего дела, и уволилась из фирмы. «У меня не получалось работать в McKinsey так, чтобы оставалось время и силы на что-то еще. Поэтому я ушла вникуда, чтобы искать идеи для бизнеса», — вспоминает она. В том же 2021-м Балиханова присоединилась к видеопродакшну Portal, который незадолго до этого запустили двое ее друзей. Агентство снимало рекламные ролики, видео для социальных сетей и занималось компьютерной графикой. К концу года его выручка составляла уже «несколько миллионов рублей». Прибыль делилась поровну между тремя партнерами. Ее размер Мила не раскрыла.
Первое время проект существовал в формате стартапа: «Мы втроем по сути занимались всем», — вспоминает предпринимательница. Интереснее всего Миле было придумывать концепции для видео. И «чтобы научиться креативить системно» в том же 2021 году она окончила курс по креативному продвижению брендов в московском отделении международной школы Mads.
Обучение стало поворотным моментом для Балихановой. В школе она сдружилась с однокурсником, который работал в московском креативном агентстве, и как-то пригласил ее к себе в офис. Там она обратила внимание на необычный компактный цифровой фотоаппарат от тайваньского производителя PaperShoot. Его коллеге нового знакомого привезли из Тайваня.
В отличие от традиционных камер, устройство было тонким и плоским. Кроме того, у него не было экрана, этим он походил на пленочные «мыльницы»: «Чтобы увидеть снимки, нужно было подключить карту памяти из камеры к компьютеру или смартфону», — рассказывает Мила. По функционалу фотоаппарат также напоминал пленочный: соответствующий эффект на снимках имитировали встроенные фильтры. Еще одной «фишкой» изделия был корпус или, как его называет Балиханова, кейс. Он изготавливался из каменной бумаги (stone paper) — смеси биоразлагаемой смолы и прессованного известняка. А потому «мыльница» была легкой — весила не более 60 г. Корпус также можно было снять и поменять на новый, с другим дизайном.
Ничего похожего в России Мила не видела. Поэтому она решила заказать себе аппарат у производителя. А увидев ажиотаж вокруг устройства среди знакомых, запустить продажи изделий на отечественном рынке. Для этого она в конце декабря 2021-го связалась с основателем PaperShoot Джорджем Лином. Тот на удивление быстро откликнулся и предложил Балихановой эксклюзивное дистрибьюторство в России и странах СНГ. Оно подразумевало, что предпринимательница становится единственным продавцом бренда в выбранном регионе и обязана самостоятельно, без участия владельца марки, продвигать его на этой территории. На таких условиях производитель работал и с другими регионами, например, США.
Быстрый старт
В январе 2022 года стороны договорились о первой поставке. Она включала более 450 «папшей» — так стала называть необычные камеры Балиханова — и аксессуаров к ним, например, ремешков, за которые можно было повесить фотоаппарат на руку. «Такой объем был условием Лина — доказательством того, что я готова заниматься бизнесом», — делится предпринимательница. По условиям контракта, в дальнейшем от нее требовалось лишь оплачивать поставки, процент с будущей выручки партнер не брал.
По словам Балихановой, у производителя не было опыта работы с Россией, а сама она никогда не занималась импортом. Поэтому партию решили отправить частями. Первые 10 штук «на пробу» отправили в середине января. Уже через пару недель они прибыли на российскую таможню. Но забрать изделия предпринимательнице удалось лишь через месяц, так как по незнанию она несколько раз делала ошибки в таможенных документах.
Радость от полученных изделий была недолгой. К концу февраля производитель заморозил оставшуюся часть поставки из-за начавшейся «спецоперации»* России на Украине и последовавших за этим западных санкций. Логистическая компания, которой заказали отправку, не понимала, как доставить товары в Россию в новой ситуации, поясняет Балиханова. Коммерческий директор международной логистической компании Holding Finance Broker Дмитрий Угрюмов подтверждает проблемы с поставками между Россией и Тайванем. По его словам, они возникли сразу после начала февральских событий: «Тайвань — проамерикански настроенный регион и не может проводить независимую финансовую и торговую политику». Так, если до февраля 2022 года товары экспортеры отправляли напрямую в Россию, морем или самолетом, то после начала «спецоперации» пришлось искать обходные пути, добавляет Угрюмов.
В марте 2022-го Балиханова договорилась с производителем о маршруте доставки оставшейся партии. Он пролегал через несколько локаций, включая страны Среднего Востока. Из-за сложной и дорогостоящей логистики партию пришлось сократить до 200 штук. Эти товары вместе с первыми 10 папшами обошлись предпринимательнице суммарно в 1,7 млн рублей. Еще 900 000 рублей она потратила на доставку, сертификацию, оплату НДС и пр. Расходы покрывала из средств, накопленных за время работы в McKinsey, Portal, а также в анимационной студии plastr. Ее предпринимательница основала в середине 2022 года. Тогда команда Portal разъехалась по разным странам, и из-за разницы часовых поясов продолжать совместную работу стало невозможно, вспоминает она.
Доставка изделий заняла два месяца, поэтому продажи Балиханова запустила только в конце апреля. Начала с маркетплейса, посчитав, что так сможет быстро найти первых клиентов. Выбрала Ozon, как наиболее понятную для себя площадку. Уже через неделю у предпринимательницы купили первый папш. «Это было чудо. До сих пор удивительно, что так кто-то его нашел [на маркетплейсе] и решился купить. Позднее я даже проверила, не заказал ли изделие кто-то из семьи, чтобы поддержать [меня]. Оказалось, это был реальный клиент», — вспоминает Мила. Товар обошелся покупателю в 8990 рублей. Выручка поступала на ИП предпринимательницы, который она оформила, когда присоединилась к Portal.
Через пару недель Балиханова запустила русскоязычный сайт PaperShoot и завела аккаунт марки в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена). При этом таргетированная реклама в этой социальной сети была невозможна из-за ее блокировки и признания владеющей этой соцсетью компанию Meta экстремистской организацией в марте 2022-го. Поэтому для продвижения бизнеса Мила стала по бартеру сотрудничать с лидерами мнений. Так, в сентябре «заметный рост подписчиков» обеспечили публикации о папше блогера Ксении Леоновой (26 000 подписчиков). Нарастить аудиторию помогли и Reels в Instagram. В октябре 2022-го одно видео с обзором папша завирусилось и за несколько дней набрало несколько десятков тысяч просмотров.
К концу осени проект, со слов Милы, «начал расцветать». Если в июле 2022-го суммарные продажи через сайт и Ozon не превышали 20 штук в месяц, то в ноябре предпринимательница продавала уже по 300 папшей в месяц. Выручка за этот период выросла с 200 000 рублей до 3 млн рублей в месяц. Тогда же проект вышел в прибыль. Мила не раскрывает ее размер. По итогам 2022-го годовая выручка достигла 8 млн рублей. Это позволило расширить команду. К марту следующего года в компании, помимо Балихановой, работали четыре человека: маркетолог, smm-менеджер, операционный директор и операционный менеджер.
В середине 2023 года Балиханова запустила продажи папшей на «Яндекс Маркете». Она также постоянно увеличивала ассортимент. В нем появились кейсы для фотоаппаратов из пробки, кожи, дерева и с авторскими дизайнами Милы, которые производитель изготавливал по запросам предпринимательницы. Например, перед Новым годом коллекция пополнилась кейсами с изображением традиционных российских праздничных блюд. Все это помогло к концу года увеличить выручку более чем в семь раз по сравнению с 2022-м, до 60 млн рублей.
Мила не раскрыла годовую прибыль с проекта. Но ее было достаточно для того, чтобы в начале 2024 года ее муж ушел из McKinsey и пара практически не потеряла в качестве жизни. К тому моменту они два года жили в Лондоне — туда, со слов Коновалова, McKinsey перевела часть сотрудников после продажи российских активов. Как сообщал ранее Forbes, в России после сделки осталось более 100 сотрудников фирмы — остальные переехали за границу, в основном в США и Европу. Решение уволиться из компании Коновалов объяснил также желанием участвовать в семейном деле. «Тогда PaperShoot стал достаточно большим, чтобы мы могли заниматься бизнесом вдвоем», — добавила Мила. Сейчас Владимир выступает совладельцем проекта и отвечает за операционное управление бизнесом, а также финансовый менеджмент. Как распределены доли между ними, предприниматели не раскрыли.
Фотоконструктор
Сегодня цены на папши стартуют от 12 950 рублей. Самая дорогая позиция в ассортименте обойдется в 31 500 рублей. Она включает набор с камерой и двумя сменными каркасами из дерева и смолы, ремешком на руку, картой памяти, материнской платой, двумя объективами, включая широкоугольный, и др. Изделия приходят покупателю в разобранном виде, он собирает фотоаппарат подобно конструктору, рассказывает Мила: «Он сам соединяет плату и бумажный кейс». Так как кейс съемный, его позднее можно поменять на другой. На сайте доступно более 100 вариантов.
По словам Балихановой, за последние два года она неоднократно повышала цены из-за колебания курсов, сложностей с логистикой и оплатой поставок из Тайвани. Угрюмов подтверждают эти проблемы. Из-за западных санкций российские заказчики не могут отправлять средства за товары напрямую: платежи проходят через несколько регионов прежде чем поступить на счет поставщика — через страны Средней Азии, Ближнего Востока, Африки, Южной Америки и другие, поясняет он. «Компаниям из Тайваня из-за давления со стороны Запада необходимо скрывать след российского заказчика как в истории финансовых операций, так и в логистических цепочках», — добавляет Угрюмов. Все отражается на стоимости товара для конечных потребителей.
Несмотря на это, проект уверенно растет. За неполный 2024 год компания уже превысила финансовые показатели прошлого, гордится Балиханова. Около 80–90% месячной выручки сейчас приносят папши, остальное — ремешки и другие аксессуары к ним. 40% продаж приходятся на маркетплейсы Ozon, «Яндекс Маркет» и «Мегамаркет», остальные — на сайт. Предприниматели ежемесячно продают по более чем 400 камер, а к декабрю ожидают двойной спрос в преддверии праздников.
Интерес к проекту Мила объясняет необычным видом и форматом папша: «Он совмещает ощущение от пленочной съемки с удобством цифровой камеры». Предпринимательнице вторят собеседники Forbes в фотоиндустрии. Так, основатель фотолаборатории «Архив» Семен Курков описывает фотоаппарат PaperShoot как «интересный продукт», а среди его основных преимуществ выделяет внешний вид: «Это модный девайс», — заключает он. Основатель фотостудии Bedford в Санкт-Петербурге Роман Логинов называет папши «новым форматом любительских камер» на российском рынке. Впрочем, он отмечает ряд ограничений камеры. В нее, например, встроено всего четыре фильтра, в том числе для цветной и черно-белой съемки.
Проект растет во многом за счет и общего интереса к фотографии, считают собеседники Forbes. Так, за первое полугодие 2024 года на «Яндекс Маркете» фотоаппараты заказывали на 55% чаще, чем за аналогичный период 2023-го, рассказали в пресс-службе маркетплейса. Среди наиболее популярных запросов — фотоаппараты моментальной печати, спрос на них вырос более чем вдвое за тот же период, добавили в компании.
Пока прямых конкурентов у компании нет, уверяет Балиханова. Однако команда соревнуется с фотопроектами, способными подарить клиентам новые впечатления, добавляют супруги. Среди них Коновалов называет UU. Это сеть фотоателье, которые работают без фотографов: клиенты студий снимают себя сами через зеркало, спуская затвор фотоаппарата с помощью кликера. Сооснователь UU Павел Конищев, впрочем, не считает PaperShoot конкурентом. «Проекты дополняют друг друга в мире фотографий, а не борются за спрос», — рассуждает он.
Балиханова с мужем не планируют сдавать позиции. К концу года они намерены удвоить выручку бизнеса до 100–120 млн рублей. А в ближайшие пару лет открыть собственное производство аксессуаров к «папшам» в России и офлайн-магазин. Но деталями Мила делиться отказывается: «Не хотим забегать вперед».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.