К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как уроженка Воронежа получила работу в Голливуде и выиграла «Эмми»

Лена Гликсон (Фото DR)
Лена Гликсон (Фото DR)
Уроженка Воронежа Лена Гликсон начала карьеру музыкального редактора в 2016 году, когда выпустилась из Музыкального колледжа Беркли и попала на стажировку к голливудскому композитору и редактору Нику Соуту. За следующие шесть лет ей удалось принять участие в производстве фильмов «Джокер» и «Звезда родилась», а также поработать с шоураннерами сериала «Очень странные дела» Мэттом и Россом Дафферами. Сотрудничество принесло ей премию «Эмми»

«Мне всегда было интересно взаимодействие музыки и визуального ряда. Даже презентацию в школе мне хотелось показывать под какую-то музыку. А сейчас это моя работа», — вспоминала в одном из интервью Лена Гликсон, номинантка в рейтинг Forbes «30 до 30» в категории «Искусство» 2023 года. 

С 2016 года она работает музыкальным редактором в кино и сериалах, где отвечает за синхронизацию музыки в кадре. На ее счету — работа над оскароносными картинами «Джокер» и «Звезда родилась», а также четвертым сезоном нашумевшего сериала «Очень странные дела». За музыкальное сопровождение последнего она в 2022 году вместе с коллегами удостоилась премии «Эмми». В одном из интервью Гликсон признавалась, что была удивлена победе и считает ее лучшей оценкой своих карьерных достижений: «Это самая важная награда, которую только может получить музыкальный редактор».

Что помогло россиянке построить успешную карьеру в Голливуде? 

 
Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Идея фикс 

Лена Гликсон — родом из Воронежа. Ее родители работали программистами, но, например, отец в свободное от работы время играл на фортепиано и писал аранжировки. Интерес к искусству передался Гликсон. Ей с детства нравилось петь, и благодаря чистому голосу и хорошему слуху она регулярно становилась звездой утренников в детском саду. 

В 6 лет Лену отдали в музыкальную школу. Поначалу она обучалась в классе фортепиано, а с 9 лет — вокалу. Тогда же она начала выступать в местных музыкальных ансамблях и загорелась идеей стать профессиональным музыкантом. «Это было моей идеей фикс», — признается собеседница Forbes. Впрочем, к обучению в общеобразовательной школе она тоже относилась «гиперответственно»: «Я хотела все знать на пять с плюсом». 

 

Порой, чтобы все успевать, она днем сидела за домашними заданиями, а ночью занималась музыкой. К девятому классу продолжать в том же духе стало сложно, и Гликсон решила сфокусироваться на музыке. Тогда она ушла из общеобразовательной школы и поступила в Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей на теорию музыки. Но училище так и не окончила: на третьем курсе подала документы в несколько зарубежных вузов и поступила в Музыкальный колледж Беркли.

На такой шаг ее вдохновили примеры друзей и знакомых из школы, которые поступали в американские вузы со стипендией. К тому же образование в Воронеже было классическим, а Лене хотелось изучать популярную и джазовую музыку. В своем блоге на YouTube она называла еще одну причину, почему хотела уехать из России: сталкинг. Один из одноклассников по училищу преследовал Гликсон. «Мои родители никогда бы не решились на такой шаг (отпустить ее за границу. — Forbes), если бы не тот ужас, в котором мы жили», — признавалась она в одном из своих влогов.

Поступление заняло несколько месяцев и предполагало творческий конкурс. Сейчас музыкальное прослушивание можно пройти онлайн, а тогда, в 2012-м, требовалось приехать в Бостон, где располагается вуз, или же в европейские представительства Беркли. Гликсон выбрала первое, так как хотела ощутить атмосферу университета. Ее выступление произвело впечатление на комиссию: она не только получила заветное приглашение на учебу, но и грант на оплату образования. Сейчас стоимость одного семестра составляет $25 270 (больше 2,3 млн рублей). По словам Лены, с момента ее поступления цена возросла примерно на 40%.

 

Грант, впрочем, покрывал лишь часть стоимости обучения. Разницу помогли оплатить родители. Они же давали деньги на жилье, еду и прочие расходы. По словам Гликсон, они сильно экономили, чтобы она могла жить и учиться в США: «Воронежские цены несопоставимы с ценами в Бостоне». В своем блоге она признавалась, что родители отдавали на это всю зарплату, а сами жили на пенсию.

Со второго курса она начала подрабатывать: по семь-восемь часов в неделю помогала другим студентам разбираться с программным обеспечением. Оплата составляла $10-12 в час. В работе помогали знания, полученные от родителей. Несмотря на поддержку семьи и подработки, условия жизни Лены в США на протяжении всего обучения оставались скромными. Она снимала маленькую квартиру-студию вместе с другими русскими студентками — так выходило в разы дешевле, чем жизнь в общежитии Беркли. «Перед выпуском у меня появилась двухъярусная кровать без нижнего яруса, под которой стоял небольшой столик — это и было моим местом в квартире», — вспоминает собеседница Forbes. 

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Новая мечта 

По словам Гликсон, система американского образования отличается от российской. Например, при зачислении в университет не требуется выбирать конкретную специальность. Первый год студент может посещать всевозможные занятия, пока не определится с направлением. Так, Гликсон пришла в вуз, мечтая стать певицей. Но со временем отказалась от этой идеи: «Я поняла, что для карьеры певицы не требуется профессионального образования, и в стенах Беркли лучше освоить более практические навыки». 

На втором курсе она остановилась на факультете кинокомпозиции, где обучали созданию музыки к фильмам и ее монтажу. Студенты осваивали специальности музыкального композитора, редактора, дирижера, звукорежиссера и др., а также писали музыку к известным фильмам и анимационным проектам вроде популярного мультфильма «Как приручить дракона». 

По окончании вуза в 2016 году Гликсон переехала в Лос-Анджелес, чтобы найти работу. В одном из интервью она поясняла, что это стандартный путь для выпускников ее факультета. Она вспоминает, что многие однокурсники мечтали построить карьеру композиторов в Голливуде. Однако конкуренция в этой сфере была жесткой, так как все отправляли резюме одним и тем же работодателям, например в компанию Remote Control Productions композитора Ханса Циммера или Bleeding Fingers Music. Лене же нужно было скорее найти работу, чтобы снять бремя с родителей. К тому же у нее заканчивалась учебная виза. Поэтому выбор пал на менее конкурентную профессию музыкального редактора. 

 

Еще в студенческие годы эта специальность доставляла ей особое удовольствие своей кропотливостью. А вот многим сокурсникам эта профессия была не по вкусу, вспоминает Гликсон: «Во время учебы я замечала, что многим моим замечательным, суперталантливым и творческим друзьям просто-напросто не хватает усидчивости, чтобы разглядывать волновую диаграмму аудиофайла в небольшом отрывке и сравнивать ее с другой волной». Во многом поэтому однокурсники не обратили внимание на приглашение на практику от музыкального редактора Ника Соута (работал в паре с композитором Рольфом Кентом на фильмах «Дрянные девчонки», «Блондинка в законе»), которое он разместил на сайте Беркли. Гликсон же подала заявку, прошла собеседование, и уже в феврале 2016 года получила место стажера.

Гликсон повезло попасть к Соуту, когда он находился между проектами и мог уделять время ее обучению. Он давал ей тренировочные задания: просил подобрать музыку к той или иной сцене известного фильма, объяснял, что хочет услышать в итоге и комментировал готовый материал. Он же учил Лену профессиональным трюкам, о которых не рассказывали в вузе: например, показывал сочетания горячих клавиш в программном обеспечении.

Всю информацию Гликсон записывала в блокнот и заучивала наизусть после работы. Усердие не осталось незамеченным: спустя месяц после начала стажировки, в марте 2016 года, Соут предложил Гликсон стать его ассистентом: «Он мне тогда сказал, что у него еще не было человека, который за ним так яростно записывал, и он был жутко поражен», — рассказывала она в одном из интервью. 

Звезда родилась 

В роли ассистента Гликсон приняла участие в нескольких проектах Соута: анимационном фильме «Рок Дог», картинах «Талли» и «Короче» и др. На этой позиции она получала небольшую оплату. Ее размер Лена не раскрывает, но признается, что денег не хватало на оплату еды, аренды жилья, счетов и медицинской страховки. Поэтому приходилось подрабатывать на стороне — два раза в неделю давать уроки по фортепиано и вокалу в детской музыкальной школе в Лос-Анджелесе. Помимо этого, у Лены были частные ученики. Она также участвовала в нескольких проектах Apple — помогала редактировать музыку к рекламе. Все это в сумме приносило ей около $1500 в месяц. 

 

Зарплата ассистента была небольшой во многом из-за специфики американского трудоустройства. Работодатель не может нанять человека и повысить ставку, пока тот не станет членом профсоюза. А для этого необходимо отработать 100 часов на непрофсоюзных проектах. К 2017 году у Гликсон накопилось нужное количество часов для вступления в гильдию киноредакторов. Тогда же Соут рассказал ей о наборе в компанию музыкального редактирования 2 Pop Music (принадлежит голливудской студии Warner Brothers). Он же подтолкнул ее отправить резюме. Гликсон признавалась, что не рассчитывала на трудоустройство, но, к ее удивлению, ей предложили работу. 

Первым проектом Лены в 2 Pop Music стал фильм «Звезда родилась», вышедший на экраны в 2018 году. Гликсон работала в паре с музыкальным редактором Джейсоном Рудером в качестве второго музыкального редактора и занималась «музыкальным пауэрлифтингом». «Так Джейсон называл решение сложных задач — компоновку дублей, работу с вокалом исполнителей главных ролей в фильме Леди Гаги и Брэдли Купера», —  рассказывает она. В работе над этим проектом ей пригодились навыки композитора, полученные в вузе. Гликсон, например, написала проигрыш в исполнении струнных инструментов для финальной сцены картины. 

Впоследствии Гликсон работала над фильмами «К звездам», «Человек на луне», «Джокер» и др. «С 2017 года жизнь кажется очень насыщенной», — признается она с улыбкой.

Судьбоносное письмо

Поворотным в карьере Гликсон стал 2021 год. Тогда ей поступило предложение о работе от музыкального редактора популярного сериала «Очень странные дела» Дэвида Клотца. Лена смотрела все сезоны шоу и очень ждала четвертый и даже не поверила, когда на электронную почту пришло письмо от Клотца: «Я подумала, что это массовая рассылка Netflix с продвижением нового сезона». Как она рассказывала в одном из интервью, связаться с ней музыкальному редактору посоветовали общие знакомые. 

 

Клотц обратился к Гликсон из-за сжатых сроков постпродакшена. При создании четвертого сезона «Очень странных дел» из-за ковидных ограничений сдвинулся график съемок, поэтому на написание музыки, монтаж оставалось «катастрофически мало времени», рассказывает она: «Дэвид физически не мог выполнить все задачи, поставленные перед музыкальном редактором. Он должен был находиться в двух местах одновременно: и в том же здании, где братья Дафферы (шоураннеры сериала Мэтт и Росс Дафферы. — Forbes) монтировали сериал, и на другом конце города, где сводили музыку и звук для эпизодов».

Изначально Гликсон, как второму редактору, поручили отслушивать новые произведения для новых эпизодов сериала вместе с братьями Дафферами и отправлять заметки шоураннеров композиторам. Однако вскоре ей доверили более серьезные задачи: «Они быстро почувствовали себя комфортно со мной и поняли, что большое количество правок я могу вносить в произведение сама», — рассказывала она в своем блоге. Со временем Лена стала также создавать новые композиции к сериалу, собирая их из старых материалов к шоу. 

Одна из самых заметных работ Гликсон в сериале — монтаж песни Running Up That Hill Кейт Буш. Это произведение слушает одна из главных героинь шоу Макс. От Лены требовалось нарезать части куплетов и припева так, чтобы подчеркнуть развитие сцены. Помимо этого, требовалось включить в музыкальную канву оригинальной песни дополнительные партии, написанные композитором специально для сезона. Все материалы Гликсон показывала Кейт Буш, чувствуя перед каждой отправкой файлов «огромный трепет, страх и ужас», так как певица до этого практически не давала согласие на использование своих композиций в кино.

Гликсон также работала над музыкой к кульминации девятого эпизода, когда протагонисты сериала сражаются с Векной — главным антагонистом четвертого сезона «Очень странных дел». Изначально братья Дафферы планировали использовать для этой сцены оркестровое произведение, но ради интереса попросили Лену набросать «что-нибудь на основе песни Кейт Буш». Задача была сложной, так как эпизод требовал «звучания на разрыв», вспоминает Гликсон. Для решения этой «музыкально-драматургической головоломки» она по кусочкам пересобрала произведение, чтобы музыка гармонично развивалась в соответствии с изображением.

 

Все эти усилия принесли свои плоды. После выхода сезона песня Буш стала гораздо большим хитом, чем во время выхода композиции: если в 1985-м в чарте Billboard она была на 30-м месте, то в 2022-м поднялась до третьего, что крайне редко для песен, выпущенных еще в прошлом веке. За работу над звуком к сериалу Лену с коллегами — саунд-редакторами, редакторами диалога и другими специалистами — в 2022 году номинировали на премию телевизионной академии «Эмми», которую она в итоге получила. 

Гликсон признается, что осознала факт номинации во время церемонии награждения. Тогда же она смогла «полноценно почувствовать себя частью голливудского мира». «Дамы в изящных платьях, большой черный внедорожник с личным водителем отвозит к месту проведения мероприятия, вокруг актеры и ведущие, которых раньше видели только по телевизору, — все это не совсем обычно для моей рабочей жизни», — добавляет она. 

Главная награда

Благодаря участию в крупных проектах и «Эмми» сейчас годовой заработок Гликсон составляет «шестизначную сумму». Конкретные цифры она называть отказалась, но уточнила, что зарабатывает больше $100 000, но меньше $1 млн в год. По ее словам, доход редактора складывается из гонораров за проекты, в которых он принял участие за год. Ставка за каждый отдельный проект рассчитывается индивидуально и зависит от количества отработанных часов.

Стандартный рабочий день музыкального редактора длится с 9:00 до 20:00 с часовым перерывом на обед. Если сотрудник остается в офисе после окончания официального рабочего дня, то, согласно правилам профсоюза, ему необходимо сделать перерыв на ужин, а работодатель обязан выплатить полторы ставки за каждый дополнительный час. Если человек работает шесть дней подряд, то шестой день оценивается в полторы ставки. А седьмой — по двойной. 

 

По оценкам менеджера артистов Максима Гну (менеджер Монеточки, настоящее имя Елизавета Гырдымова, признана Минюстом иноагентом, бывший PR-директор Noize MC, настоящее имя Иван Алексеев, признан Минюстом иноагентом), в Лос-Анджелесе специалист высокого уровня в музыкальной сфере получает не менее $150 000 в год. В случае Гликсон эта цифра может быть выше $220 000, так как она окончила престижный университет, работала на крупных проектах вроде «Очень странных дел» и получила профессиональную награду, добавляет собеседник Forbes. 

Музыкальный супервайзер (подбирает музыку к фильмам) Александр Супрун (работал над сериалами «Фишер», «Волшебный участок» и «Кибердеревня» и др.) оценивает заработок Гликсон на более высоком уровне: $450 000–750 000 в год. По его словам, так зарабатывают редакторы «с выдающимся портфолио, значительным опытом и наградами». Преимуществом Гликсон он считает обучение в Беркли, одном из ведущих музыкальных учебных заведений в мире, а также навыки композитора. 

Сейчас Гликсон работает над постпродакшеном фильма «Джокер: Безумие на двоих», который выйдет на экраны осенью 2024 года. В разговоре с Forbes она признается, что «Эмми» — главная премия, которую может получить музыкальный редактор. Но основной наградой для себя она считает возможность продолжать свое дело. Говоря о профессиональных планах и мечтах, Лена признается что хотела бы поработать с режиссером Гретой Гервиг («Маленькие женщины», «Барби» и др.) «Мне интересно было бы узнать о ее музыкальном видении», — говорит Гликсон. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+