Дефицит кадров и борьба за удаленку: каким был 2023 год для рынка труда
Кадровый голод
Дефицит кадров — главная проблема российской рынка уходящего года. С этим согласны 85% работодателей. За последние два года общее число вакансий выросло на 76%, а число резюме — на 15%. Нехватка во многом связана с миграцией — в прошлом году Россию покинули около 150 000 человек. Впрочем, дефицит отмечают и на глобальном уровне, в том числе в странах ЕС и США.
В России чаще всего с дефицитом борются, повышая зарплаты. В среднем в зависимости от отрасли в 2023 году они выросли на 10%-70%, а в некоторых регионах увеличились до 110% по сравнению с 2022 годом. Этот тренд сохранится в 2024-м.
Чтобы закрыть позиции, до 40% работодателей, особенно в сферах образования и здравоохранения, готовы нанимать на работу сотрудников 45 лет и старше, хотя до этого российский бизнес почти не рассматривал таких кандидатов. Другие в качестве сезонного и неквалифицированного персонала набирают подростков. Бизнес также привлекает специалистов из других городов, предоставляя жилье или формат удаленного и гибридного графиков, как это делают в гипермаркете товаров для дома, дачи, строительства и ремонта «ВсеИнструменты.ру».
Нанять и сохранить
В условиях дефицита кадров приоритетом для бизнеса становится удержание текущего персонала. В западных компаниях замена сотрудника может стоить от 30% до 200% его годовой зарплаты. В сегодняшних условиях нестабильной экономики и бюджетных ограничений большинство компаний просто не могут позволить себе такие траты, как и значительные вложения в развитие кадров. Поэтому на первый план выходит нематериальная забота: сотрудникам обещают перспективы карьерного роста, возможность влиять на происходящее в компании, длительные отпуска, офисного доктора для поддержки здоровья. И это работает: например, 94% сотрудников готовы остаться в компании, которая заботится об их продвижении по служебной лестнице.
В России создание нетоксичной атмосферы и забота о команде также становятся гигиенической нормой. На сегодня самые популярные меры нематериальной поддержки — это обучение за счет компании, корпоративы и тимбилдинги, оплата спорта, расширенный ДМС и гибкий график. Так, «Тинькофф» в 2023 году организовал бесплатный фитнес-зал для сотрудников прямо в офисе, «ВкусВилл» создал комфортные комнаты отдыха, а в «Пятерочке» запустили программу для детей сотрудников, куда входят бесплатные образовательные и развлекательные мероприятия.
Влияние ИИ
Другой вызов 2023 года — проявление чат-бота ChatGPT. Все больше людей используют сервис и его аналоги в своей работе. К ним относятся 43% сотрудников крупнейших международных компаний Amazon, Bank of America, Edelman, Google, IBM, JPMorgan, McKinsey, Nike.
Российский бизнес также подхватывает тренд. Компании не только используют технологии в работе, но и набирают сотрудников, которые умеют использовать ChatGPT и другие нейросети. Число вакансий с такими требованиями за год выросло на 1000% по сравнению с 2022-м — особенно много подобных позиций в IT, маркетинге, клиентском сервисе, банкинге, PR.
По данным Всемирного экономического форума, к 2025 году искусственный интеллект может отнять у людей до 85 млн рабочих мест по всему миру. Впрочем, есть и позитивные новости: появятся 101 млн новых вакансий для тех, кто умеет обучать ИИ и применять его в самых разных отраслях.
Инновации в найме
Технологии меняют и процесс найма. Востребованными становятся ИИ-платформы по подбору персонала. Они не только автоматически находят кандидатов на открытые вакансии, но и проводят первичные собеседования с соискателями, рассылают и проверяют тестовые задания.
По оценкам исследовательской компании International Data Corporation, приложения на основе ИИ уже используют 40% служб персонала в крупнейших международных компаниях. Например, L’Oréal Group ИИ-сервис помог сформировать образ кандидата и исследовать его путь от знакомства с компанией до трудоустройства. Это позволило ускорить процесс найма и повысить его эффективность в 10 раз, а число соискателей, потерявшихся на различных этапах этого пути, снизить на 11%.
Российские частные компании тоже автоматизируют процесс рекрутинга и адаптации соискателей. Число вакансий для HR-специалистов, которые имеют соответствующий опыт, за год выросло на 70%. Чаще всего автоматизированный наем применяют в энергетике, добыче и переработке, логистике, сельском хозяйстве и УК многопрофильными активами. Не отстает и государство. В 2023 году в Минцифры запустили эксперимент по отбору сотрудников на госслужбу с помощью искусственного интеллекта.
Обучение длиною в жизнь
Во многом из-за появления новых технологий сформировался тренд на непрерывное обучение. Оно помогает специалистам сохранить конкурентоспособность на рынке и нивелировать риски, связанные с потерей работы и поиском новой.
Для российских компаний образовательные программы — еще один способ борьбы с дефицитом кадров. Благодаря корпоративному обучению они могут быстро довести до нужного уровня вчерашних студентов и джунов. А опытных адаптировать к новым бизнес-целям, которые появились в связи с перестройкой многих ниш на локальном рынок.
Некоторые компании (Google, IBM, PwC и EY) за рубежом идут дальше и сами становятся поставщиками образовательных услуг и выдают сертификаты об обучении.
Гибрид и четырехдневка
В 2023 году не утихали споры между работодателями и сотрудниками по поводу удаленки. 90% западных работодателей — включая Apple, Google, IBM и Disney — всеми силами стараются вернуть сотрудников в офис и покончить с удаленкой навсегда. Около 30% даже угрожают увольнением тем, кто сопротивляется. Например, руководство игровой компании Roblox предложило сотрудникам вернуться в офис к лету 2024 года либо получить выходное пособие.
Главный аргумент работодателей против дистанционной работы — падение производительности команд, ослабление корпоративной культуры и вовлеченности, хотя цифры и говорят об обратном, а около 80% компаний, настоявших на офлайне, вовсе жалеют о своем решении. Сотрудники, впрочем, к «офисному рабству» возвращаться не готовы. В России схожая ситуация: вернуть сотрудников в офис хотят 65% компаний, а около половины удаленщиков намерены уволиться в ответ на это.
Вынужденным компромиссом в такой ситуации могли бы стать гибридный график. К такому решению пришел, например, «Яндекс». В марте компания запретила полную удаленку — сотрудники обязаны посещать один из офисов корпорации два-три раза в неделю.
Другой вариант — четырехдневная рабочая неделя. Такие эксперименты ведутся в Германии, Великобритании, Бельгии и Португалии и в соседнем Казахстане. На очереди — США, Ирландия, Канада, Австралия и Новая Зеландия. Идея четырехдневки в том, что сотрудники получают столько же, сколько и раньше, но работают эффективнее — за счет лучшего work-life balance, сокращения времени на рабочие встречи, дорогу и уровня стресса. Для компаний это означает снижение расходов на найм персонала, так как сотрудники меньше выгорают и реже увольняются.
В Госдуме еще в 2022 году называли четырехдневную рабочую неделю «недалеким будущим». Однако пока в России подобных экспериментов немного: например, на четырехдневку в качестве теста в 2022-м часть IT-специалистов и сотрудников подразделений бэк-офиса перевел Совкомбанк. Но массового энтузиазма идея не вызывает — ее поддерживают лишь 28% работодателей, а около 41% согласны на нее лишь при сокращении зарплат. 17% уверены, что новый формат работы лишь усилит выгорание сотрудников из-за возросшей нагрузки. Впрочем, среди сотрудников за четырехдневку высказывается более 70%.
Гендерный разрыв
Нерешенной остается и проблема гендерного неравенства. Хотя вовлеченность женщин в мировую экономику за последние 100 лет выросла более чем в три раза, они получают, в среднем, на 13% меньше денег, чем мужчины. Равная оплата труда — важный стимул для бОльшей вовлеченности женщин в экономику, что, в свою очередь, напрямую влияет на ее рост.
В России разрыв между зарплатами мужчин и женщин еще более драматичный, чем за границей: средняя зарплата женщин на 37,3% ниже, чем у мужчин, а в мировом рейтинге гендерного равенства страна находится на 81-й строчке. При этом доля занятости среди российских женщин гораздо выше, чем в некоторых зарубежных странах— в России она составляет 77%, а в США, для сравнения, — 56%. За последний год они и вовсе заменили мужчин во многих профессиях, например, в сферах здравоохранения, на гражданской службе и муниципальных должностях, из-за оттока мужского населения, но зарабатывать больше все равно не стали.
Трудовые мигранты
В 2023-м на новый уровень вышла проблема трудовых мигрантов — как следствие деглобализации и социополитической обстановки. Рекордный приток мигрантов отмечают в США (около 4 млн человек), Новой Зеландии и странах ЕС.
Американцы вводят более жесткие ограничения на въезд. Однако в ближайшей перспективе это может обернуться усилением кадрового дефицита в стране: среди мигрантов трудоустроенных — больше, чем среди местного населения. Они чаще заняты в сферах услуг, природных ресурсов, доставки, строительства и техобслуживания. При этом их заработок меньше, чем у среднего американца. В то же время, 43,8% компаний из списка Fortune 500 были основаны именно иммигрантами или их детьми.
Во многих странах иммиграционная политика направлена на привлечение высококвалифицированных специалистов. Например, Канада, запустила упрощенную процедуру получения рабочей визы для IT-специалистов из США, тогда как в Штатах им приходится ждать документы годами. Подобные визы есть в Германии, Австралии и Новой Зеландии. Впрочем, для неквалифицированной рабочей силы гайки напротив закручивают.
В России только за I квартал в страну въехало около 30 000 трудовых мигрантов из других стран. Это связано с увеличением квот на иностранцев от Минтруда. Мера призвана восстановить баланс на рынке труда, в том числе неквалифицированной рабочей силы. В первую очередь, иностранцев задействуют в строительстве, ЖКХ и курьерских службах, где традиционно не хватает людей.
Что в итоге
Такие проблемы, как влияние ИИ, дефицит кадров, гендерный дисбаланс будут определять развитие рынка труда в ближайшие годы. В этом мы остается близки к мировому контексту, несмотря на экономическую изоляцию России. Специфичными остаются методы борьбы с ними. Помогут ли они — покажет время.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора