Ловушка мотивации: почему прибавки к зарплате не способствуют эффективности команд
Удержать кадры
В России сохраняются проблемы с кадрами. Компаниям не только сложно найти новых сотрудников, но и сохранить текущих. На фоне растущей инфляции усиливаются и зарплатные ожидания специалистов, отмечает эксперт сервиса «Актион Кадры и HR» (входит в группу «Актион») Александра Борисова. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного компанией среди HR-специалистов из 493 российских предприятий. В половине сотрудники стали чаще просить прибавку к зарплате в 2023 году. Не получая желаемое, они увольняются, понимая, что быстро найдут новую работу в условиях кадрового голода, добавляет Борисова.
Проблему подтверждает бизнес. Так, в 2023 году линейные сотрудники бренда продуктов питания Bionova стали увольняться и переходить к другим работодателям, которые предлагали более высокую зарплату — разница составляла 5000 рублей и выше. В беседах с руководством они объясняли решение тем, что жизнь дорожает и текущего заработка становится мало, рассказывает директор по маркетингу компании «НоваПродукт АГ» Александра Гудимова.
Чтобы сохранить кадры, бренд поднял зарплаты, в среднем на 15-20%. В первую очередь прибавку получил линейный персонал, за который в нише идет наиболее ожесточенная борьба. «За него мы конкурируем не только с другими пищевыми производствами, но и с маркетплейсами и складами», — говорит Гудимова. Аналогичный шаг сделал и ресторанный холдинг «Тигрус» — в компании подняли зарплаты на 10-20%, чтобы предотвратить отток кадров к конкурентам, которые также повысили ставки в этом году.
Согласно данным рекрутинговой платформы hh.ru, рост зарплат сейчас ощущается во всех сферах. Средняя выросла на 16% год к году, до 52 160 рублей. Чтобы удержать сотрудников, работодатели поднимают оплату даже в тех отраслях, где средний уровень и так высокий. Так, с начала 2023 года доходы IT-специалистов в России поднялись на 15%, до 170 000 рублей по России и 210 000 рублей по Москве, отмечают в кадровой компании UTEAM.
По наблюдениям партнера другой рекрутинговой компании, MarksMan, Натальи Валдаевой, в массе денежная мотивация работает. По статистике фирмы, количество отказов от новых офферов в первом полугодии 2023 года выросло с 25% до 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Для многих прибавка к жалованию — это достаточная причина, чтобы не уходить от привычного работодателя, констатирует она.
Награда за труд
Однако у повышения зарплат есть цена — взамен работодатель надеется на большую отдачу от специалистов. Впрочем, производительность труда от этого не растет, напротив, сотрудники перегорают, отмечает руководитель направления по работе с клиентами в UTEAM Елена Тимошкина, опираясь на опрос компаний (есть у Forbes) среди 118 HR-менеджеров и HR-директоров в компаниях со штатом от 50 до 3000 человек. О том, что денежная мотивация не работает, заявила почти половина опрошенных. Тренд подтверждает и недавнее исследование Высшей школы экономики, согласно которому 51% сотрудников не готовы к росту нагрузки после прибавки.
«Сотрудники воспринимают повышение зарплаты как восстановление справедливости, как награду за и без того тяжелый, порой сверхурочный труд», — поясняет Тимошкина. Сложившуюся ситуацию она называет «ловушкой мотивации». По ее словам, события последних трех лет, начиная с пандемии коронавируса, привели к тотальной усталости людей. «В качестве мотивации им нужно что-то большее, чем деньги», — констатирует она.
С этим согласен проректор по исследованиям и инновациям «СберУниверситета» Алексей Суханов. По его словам, повышение зарплат оказывает положительный эффект на работу сотрудника, но на короткий срок — не более двух-трех месяцев. В дальнейшем новый уровень дохода воспринимается как норма. «Зарплату стоит рассматривать лишь как инструмент справедливой оценки компетенций сотрудников, а не мотивации», — констатирует он.
Многие работодатели понимают это, утверждает Борисова из «Актион Кадры и HR». Так, хотя в большинстве опрошенных компаний работники требуют прибавку к зарплате, согласны на это лишь 11% работодателей. 47% заявили, что не готовы повышать ставки. Главная причина: деньги — мотиватор, который быстро «выветрится», поясняет Борисова. «Люди либо быстро пресыщаются и требуют новую, либо уходят искать компанию побогаче», — поясняет она.
Сложные стимулы
Чтобы замотивировать сотрудников на более продуктивную работу, необходимы иные стимулы, считают собеседники Forbes: «Ставить интересные задачи, давать возможности для профессионального и личностного роста, благодарить за хорошую работу — это вдохновляет сотрудников», — подчеркивает Суханов. Он обращает внимание и на факторы, которые разрушают мотивацию: неуважительное отношение со стороны руководителя, недоверие, обесценивание достижений. В условиях дефицита специалистов на рынке и текучки кадров необходимо двигаться к более сложным инструментам мотивации, чем зарплата, соглашается содиректор технологической компании red_mad_robot Ильи Самофеев. Таким инструментом может стать, например, корпоративное обучение.
О тренде на нематериальную мотивацию свидетельствует рост вакансий с различными бонусами для сотрудников. За неполный 2023 год их стало в пять с половиной раз больше к аналогичному периоду 2022-го, говорит управляющий директор рекрутингового сервиса «Авито Работа» Артем Кумпель. Согласно данным компании, наиболее популярные бонусы — это добровольное медицинское страхование, компенсация стоимости проезда и питания, занятия спортом, бесплатная парковка в офисе и оплата работодателем мобильной связи.
Среди других факторов, которые привлекают специалистов, — гибкий график или возможность работать удаленно, показывает совместный опрос hh.ru и консалтинговой компании «Яков и партнеры». «Это говорит о критичности соблюдения work-life-баланса (баланс рабочего и личного времени) для работников», — заключает эксперт по рынку труда рекрутинговой платформы hh.ru Наталья Данина.