К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Сдержать рост цен: как малый бизнес переживает ситуацию с курсом рубля

Косметологическая клиника (Фото EPA / TASS)
Косметологическая клиника (Фото EPA / TASS)
В августе курс доллара впервые с марта 2022-го превысил отметку 100 рублей, а евро — 111 рублей. В ответ на это ЦБ внепланово поднял ключевую ставку до 12%. Хотя рубль начал укрепляться, поставщики многих российских компаний успели поднять цены на импортные товары. Со сложностями уже столкнулись стоматологические и косметологические клиники, производители пищевой продукции и одежды. Если компании не смогут сократить издержки, а рубль останется слабым, цены на товары и услуги могут вырасти до 30%

Курс доллара 14 августа превысил 100 рублей, а на пике достиг рекордных с марта 2022 года 101,03 рубля. Евро же перешагнул отметку в 111 рублей. В ответ на падение рубля Банк России внепланово повысил ключевую ставку до 12% годовых. Вскоре после действий регулятора рубль стал укрепляться. На начало торгов 18 августа курс доллара составил 93,57 рубля. Это все еще значительно выше уровня января 2023 года, когда доллар падал ниже 69 рублей. Аналитик «Альфа Капитала» Александр Джиоев не исключает, что курс доллара снова может превысить 100 рублей.

«Для бизнеса текущая ситуация [с валютным курсом] — клещи: дорожает импорт товаров и одновременно кредиты на их закупку, то есть развитие оказывается под большой угрозой», — констатирует в беседе с Forbes Антон Свириденко, руководитель экспертного центра при уполномоченном при президенте России по защите прав предпринимателей, исполнительный директор Института экономики роста имени Столыпина.

Резкий рост курса доллара и евро влияет прежде всего на производственные отрасли, в которых высока доля импортных комплектующих, говорит Свириденко. Основатель и генеральный директор группы компаний INFOLine Иван Федяков среди наиболее зависимых от импорта сфер выделяет оптику, бытовую технику и электронику, а также стоматологию. При этом, по его мнению, ситуация с курсом повлияет на все сферы, даже на пищевую промышленность, где доля российского сырья составляет 80%. Семенной материал, удобрения, упаковка, оборудование — все это зависит от импортных поставок. 

 

К текущему валютному кризису бизнес оказался лучше подготовлен, уверен Федяков. По его словам, еще после пандемии в 2020 году многие компании увеличили объем складских запасов. Раньше предприятия в среднем покупали продукцию впрок на два-три месяца — сейчас же «глубина складских запасов» составляет от полугода, говорит он. Поэтому сейчас эффект падения рубля будет постепенным, соответственно, цены для конечных покупателей вырастут не сразу. По прогнозам эксперта, продукты питания к концу года подорожают на 8–14%, а непищевые товары — на 12–20%.

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Опрошенные Forbes небольшие компании, как правило, покупают импортные составляющие с запасом не более чем на три месяца. И некоторым из них уже пришлось столкнуться с новой закупочной стоимостью. Как это отражается на их бизнесе и что будет с ценами для клиентов?

 

Цена улыбки

Ситуацию с курсом рубля для малого бизнеса осложняет и без того высокая стоимость импортных материалов — она росла весь прошлый год после начала «спецоперации»*, говорят собеседники Forbes. Так, в стоматологической сфере в 2022 году закупочные цены поднялись минимум на 15%, а на отдельные позиции — в два и более раз, утверждает главный врач и руководитель клиник «Доктор Шувалов Premium» и «Семейная стоматология доктора Шувалова» Олег Шувалов. Основатель и главврач сети московских стоматологий Dental Way Дмитрий Тимофеев говорит, что в марте 2022-го стоимость импортных материалов выросла в среднем на 35%. 

В августе 2023 года с резким ростом доллара и евро цена на них снова поднялась, говорят предприниматели. По словам Шувалова, больше всего подорожали материалы для имплантации — их стоимость с 14 августа увеличилась на 13%. Тимофеев отмечает, что степень удорожания зависит от производителя: например, цена имплантов Neodent швейцарского производителя Straumann поднялась на 36%, а Osstem (Южная Корея) — на 11%.

Кроме того, на треть подорожал немецкий инфильтрационный материал ICON для лечения кариеса у детей. Также есть проблемы с анестетиками, сетует Шувалов. По его словам, импортное обезболивающее за неделю с 14 августа выросло в цене втрое, а на российское его клиника перейти не может из-за плохого качества. «Необходимо уколоть пациенту три карпулы вместо половины импортной, чтобы добиться нужного уровня обезболивания. Поэтому мы продолжаем закупать импортные анестетики», — поясняет он. 

 

По словам Шувалова больших партий препаратов в клинике не держат, а того, что есть, хватит еще на две недели. Тимофеев дает похожую оценку: «Каких-то запасов хватит на две недели, каких-то — на два месяца. Сейчас мы уже формируем заявки на материалы с новым прайсом». 

В ответ на прошлогодний скачок курса Dental Way Тимофеева поднимал цены на услуги плавно на 2–15%. В этот раз сохранить цены тоже не получится, признает предприниматель: в течение месяца клиника планирует индексацию до 10%. Чтобы не потерять при этом клиентов, сеть расширяет программы рассрочки, а также вводит авансовые расчеты с пациентами, чтобы зафиксировать текущую стоимость планов лечения. По словам Тимофеева, отдел закупок работает «буквально круглосуточно», забирая от поставщиков запасы по текущим расценкам. 

Даже с учетом удорожания услуг сохранить рентабельность на прежнем уровне не удастся, говорит основатель Dental Way. Он ожидает просадку примерно на 5%, при которой прибыль будет минимальной, и надеется на стабилизацию ситуации.

Шувалов вовсе не планирует в ближайшее время поднимать цены, но оговаривается, что это придется сделать в случае дальнейшего роста валютного курса. Чтобы удержать стоимость, он решил экономить на других, немедицинских, материалах — хозяйственных, канцелярских, а также начал расширять пул поставщиков: «Если раньше брекеты были только американские, то сейчас мы предлагаем китайские на выбор», — отмечает он. До повышения закупочных цен клиника делала ставку на немецкие и швейцарские импланты, а сейчас предлагает клиентам и более дешевые корейские.

«Максимально сдерживать» рост цен надеется и основательница сети клиник «Резиденция Красоты» Айгуль Абдуллина. Она рассказывает, что еще в мае 2022 года импортные материалы для косметологических процедур выросли вдвое. В ответ на скачок прибыль компании упала на 15%. После этого рынок стабилизировался, но цены и на российские, и на импортные косметические товары, как и в стоматологической сфере, продолжили постепенно расти.

 

На неделе с 14 августа «Резиденция Красоты» получила от поставщиков письма об очередном подорожании в связи с ростом курсов доллара и евро. По словам Абдуллиной, новые закупочные цены вступят в силу с сентября. Пока поставщики распродают складские остатки по старой цене. 

По прогнозам предпринимательницы, в связи с сентябрьской индексацией стоимость материалов для ее клиник в среднем увеличится на 20–25%. Удержать цены для клиентов от такого роста она планирует за счет оптовых закупок, на которые обычно действуют скидки до 20%. За счет этого «Резиденция Красоты» сможет повысить стоимость своих услуг на 5–10% — больший рост сулит потерю аудитории, рассуждает Абдуллина.

Дорогой ЗОЖ

Некоторые производители продуктов питания тоже столкнулись с увеличением закупочных цен вслед за ростом курсов доллара и евро. Бренд мюсли и других продуктов для здорового питания Bionova использует сырье, которое не растет или не производится в промышленных масштабах в России. Например, финики (финиковая паста), функциональные ингредиенты (инулин, белки растительные, фруктоза и пр.), цикорий, стевия и др. Сырье компания закупает у производителей из Индии, Ирана, Китая, Турции и стран Евросоюза. Складских запасов сырья производителю хватает на два-три месяца, говорят в компании.

По словам основательницы бренда и директора по маркетингу завода-производителя Bionova «НоваПродукт АГ» Александры Гудимовой, летом 2023 года стоимость импортного сырья росла пропорционально увеличению курсов доллара и евро. Часть сырья приходилось закупать по новым ценам. Из-за этого уже в конце июня рентабельность Bionova «сильно просела», сетует Гудимова, не раскрывая точных показателей.

 

Компания поначалу не повышала цены, надеясь на стабилизацию курса. Но теперь Гудимова признает, что этого не избежать. По расчетам компании, в ближайшее время стоимость производимых ею товаров вырастет на 10–22%. Однако повышение будет плавным: по словам основательницы Bionova, розничные сети «не принимают» такую резкую индексацию. Для компании-производителя это означает работу в ноль, убыток с минимальной маржой или вовсе остановку отгрузок, говорит Гудимова, не вдаваясь в детали: «Ситуация сложная, как и всегда, когда такая высокая волатильность».

«Для бизнеса ситуация с валютным курсом — клещи: дорожает импорт товаров и одновременно кредиты на их закупку, то есть развитие оказывается под большой угрозой»

После февраля 2022 года компания уже поднимала цены на два месяца, а летом, когда курс опустился, их вернули к прежним. «Тогда торговые сети впервые за всю историю согласились на резкое повышение, так как понимали, что могут остаться без продукции на полках. Тогда был и валютный кризис, и начало логического коллапса», — вспоминает Гудимова. Сегодняшняя ситуация, по ее мнению,  отличается тем, что логистические  цепочки уже сформированы, поэтому в вопросе индексации стоимости сети более принципиальны. 

С ростом закупочных цен столкнулся и бренд гречишного чая и продуктов на его основе Nature’s Own Factory. Часть поставщиков из Колумбии и Эстонии, с которыми работает компания, уже подняли цены на какао-бобы и какао-масло, рассказывает ее соосновательница Седа Хункаева. По ее оценкам, складских запасов ингредиентов может хватить всего на две недели. В течение этого времени бренд будет сохранять текущие цены. Дальнейшую стратегию Хункаева пока не определила: «По какой стоимости будет новая закупка — зависит от курса валют, но мы надеемся, что он все-таки снизится. В противном случае у нас не останется другого выбора, кроме как поднять цены на продукты». Хункаева не исключает, что Nature’s Own Factory придется работать с более низкой рентабельностью, чтобы избежать сильного подорожания для покупателей.

Текстиль и стиль

Проблемы из-за курса валют на себе уже ощутили и компании из текстильной промышленности. О росте закупочных цен Forbes рассказал основатель бренда постельного белья MORФEUS Евгений Кожин. Он производит продукцию из импортных тканей, например, импортирует поплин из Турции. Перейти полностью на российские материалы компания не может, говорит Кожин: «В России нет того же поплина нужного качества». При этом бренд работает на небольших запасах и каждый месяц их пополняет. 

 

По словам Кожина, август для компании — период закупки материалов и фурнитуры для подготовки к осеннему сезону. В этот месяц бренд и так обычно работает без прибыли — в этот раз ситуацию усложнило падение рубля. Часть материалов бренда уже подорожала на 25%. На основной ассортимент в MORФEUS пока держат цены на прежнем уровне, но, скорее всего, их придется поднимать, чтобы сохранить положительную рентабельность, признает основатель. 

Бренды одежды DNK Russia и DNK Kids тоже импортируют ткань из Турции и Китая. По словам совладелицы Анны Ничковой, складских запасов обычно хватает на три-шесть месяцев. Однако для бесперебойной работы производства нужно постоянно делать новые закупки. Поэтому просадка в прибыли уже ощущается: по оценке Ничковой, себестоимость готового изделия уже подорожала на 4% и будет расти с увеличением доли новых закупок.

Если ближайший месяц курс доллара не упадет, DNK придется повышать цены или снижать собственную маржу, констатирует Ничкова. Конкретную стратегию бренд пока не выбрал. Последний раз в компании увеличивали цены осенью 2022-го — в среднем до 30%. 

К похожему выводу пришла и Жанна Казанская, основательница бренда одежды для детей и подростков Zhanna&Anna, который работает с поставщиками из Турции, Испании, Греции и Италии. В сентябре-октябре на часть моделей ее бренда цена может вырасти на треть. Но предпринимательница надеется, что до этого не дойдет: «Проблемы с курсом всегда носят временный характер, и мы верим, что глобально цены поднимать не придется».

 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+