К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как 22-летняя певица из России Alizade покорила Турцию и продолжает покорять мир

Ася Ализаде (Фото Егора Нагорных)
Ася Ализаде (Фото Егора Нагорных)
В России номинантка последнего рейтинга «30 до 30» Alizade была известной в своей нише артисткой. Летом 2022 года она переехала в Турцию и за полгода стала самой популярной рэп-исполнительницей в стране. Сейчас ее треки собирают миллионы просмотров на YouTube и Spotify, а менеджер пророчит ей мировую славу

«Очень зацепил голос девушки!», «Как же я кайфую от бэков ализэйд, у нее топовый голос» — такие комментарии можно увидеть под видео к одному из ранних треков рэпера Big Baby Tape (настоящее имя — Егор Ракитин), номинанта в рейтинг 30 самых перспективных россиян по версии Forbes в категории «Музыка» 2019 года. 

Голос принадлежит Асе Ализаде, больше известной как Alizade. Певица начинала карьеру как бэк-вокалистка Big Baby Tape в 2018 году. Впоследствии она выпустила ряд сольных треков, где Ракитин выступал продюсером. А в конце 2019 года они записали совместную песню Gucci, которую отметил американский рэпер Gucci Mane. 

В 2022 году из-за «спецоперации»* певица переехала в Турцию и начала выпускать песни на турецком языке. Они зашли местной аудитории — за полгода Ализаде стала самой популярной рэп-исполнительницей Турции и привлекла внимание властей: в мае 2023 года ее задержали по подозрению в пропаганде наркотиков.

 

Сейчас у певицы более 3 млн слушателей в Spotify, а клип на ее дебютный сингл Anormal посмотрели более 11 млн человек. Как певице из России удалось стать популярной в чужой стране?

Знаковые встречи 

Ася Ализаде родом из Азербайджана, но с 11 лет жила в Москве. Она воспитывалась в небогатой семье: отец получал около 50 000 рублей в месяц, работая менеджером в магазине штор. Мама занималась домом и детьми — у Ализаде есть старшая сестра и младший брат. 

 

Ализаде вспоминает, что с детства хотела стать певицей. Поэтому после переезда записалась в школьный хор. Там ее заметила завуч, Галина Бойко, хормейстер по образованию. Она обратила внимание на вокальные способности ученицы и предложила ей уроки по вокалу. Ася вспоминает, что у семьи не было лишних денег, поэтому учительница занималась с ней бесплатно. 

Благодаря этим урокам Ализаде освоила технику пения и в седьмом классе поступила в районную музыкальную школу. Занятия по вокалу вела молодая преподавательница, и девушки быстро сдружились. Учительница поддерживала Асю на школьных концертах, в которых та продолжала выступать, и возила гостем на шоу «Голос. Дети» (вокальный конкурс, который выходит на «Первом канале» с 2014 года). «У родителей не было на это времени», — поясняет артистка. 

Спустя два года преподавательница пропала без вести. Это стало ударом для Ализаде, и она ушла из музыкальной школы: «Мне больше не хотелось туда ходить». Тогда же ее мать депортировали в Азербайджан — та жила в России без документов, поясняет певица. Домашние заботы временно легли на 15-летнюю Асю. Из-за этого ей пришлось перейти на домашнее обучение в общеобразовательной школе. 

 

Спустя год Ализаде окончила школу экстерном и поступила в Московский гуманитарный университет на факультет эстрадного вокала. В том же 2016 году в социальной сети «ВКонтакте» она познакомилась с рэп-музыкантом Егором Ракитиным (больше известен как Big Baby Tape). Тогда он только начинал карьеру — в его фан-группе во «ВКонтакте» было около 150 подписчиков (сейчас — 1,1 млн), вспоминает певица. 

Ася Ализаде (Фото Егора Нагорных)

Общение началось со взаимных лайков. «Он лайкал мои фотки, я — его», — рассказывает Ализаде. Со временем она стала давать Ракитину уроки вокала. А летом 2017-го музыкант предложил ей спеть на бэк-вокале в припеве своего нового трека Trap Medals (сейчас более 1 млн прослушиваний на YouTube). Опыт оказался успешным — вокал юной певицы зацепил подписчиков Big Baby Tape. 

Отзывы придали Ализаде уверенности в себе, и она решила заняться сольной карьерой. В качестве жанра выбрала рэп, ориентируясь на популярных американских рэп-исполнительниц — Cardi B, Nicki Minaj, Megan Thee Stallion. Этой музыкой она увлекалась с подросткового возраста.  

Летом 2018 года певица опубликовала первый сингл, August, на музыкальной платформе SoundCloud и во «ВКонтакте». Сейчас у трека чуть больше 100 000 прослушиваний. Дебют впечатлил Ракитина, с которым они продолжали общаться, — рэпер предложил Асе стать ее продюсером. К тому моменту его карьера пошла в гору: в 2018 году он выпустил дебютный альбом Dragonborn на лейбле Warner Music Russia и стал лидером чартов в стриминговых сервисах, опередив Элджея и Feduk. А его трек Gimme The Loot спустя несколько дней после релиза занял первое место в списках самых прослушиваемых композиций Apple Music и во «ВКонтакте». 

Высокие ставки

В следующие два года с помощью Ракитина Ализаде выпустила еще две сольные песни — Karma и Make Up. Треки записывали бесплатно на студии Molly Mo Records (порядка 8000 подписчиков в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России)). По словам основателя Михаила Максимова, студия брала деньги только за «сведение треков». Эту услугу оплачивал Ракитин. Песни выходили на лейбле Warner Music Russia. Официально контракта между певицей и компанией не было — вся коммуникация шла через рэпера, уверяет певица. Ракитин и Warner Music Russia не ответили на запросы Forbes.

 

Первым заметным релизом Ализаде стал трек Gucci. Его она записала вместе с Big Baby Tape в конце 2019 года. Видеоанонс песни рэпер выложил в своем аккаунте в Instagram. Он набрал 1 млн просмотров за первые несколько дней, рассказывает певица. По словам директора по маркетингу российского музыкального дистрибьютора Zvonko Digital Тимура Ахмедова, этим треком исполнительница впервые обратила на себя внимание широкой публики. 

Ахмедов уточняет, что за релизом не последовало взрывного роста популярности — Ализаде оставалась «нишевой артисткой». Например, ее группа во «ВКонтакте» насчитывала 20 000 подписчиков. Аудитория в Instagram также не превышала нескольких десятков тысяч человек, следует из данных агентства инфлюэнс-маркетинга «Хайпфэктори». Однако этот трек показал, что у исполнительницы есть будущее на российской сцене. К этому располагали «яркий образ, легкие и цепляющие тексты, чувство хита, поставленный вокал», перечисляет Ахмедов. Звездную карьеру певице пророчил и Ракитин: «У нее сильный вокал и стайлак. Скоро она будет раз*****ать», — заявлял рэпер в интервью музыкальному ресурсу The Flow. 

Однако развитие карьеры певице давалось нелегко. В интервью YouTube-каналу «Терка» она признавалась, что стала чувствовать давление со стороны лейбла и близких. Ухудшались и отношения с Ракитиным. Музыкант постоянно критиковал певицу за внешний вид, тексты песен и владение русским языком. «Это был эмоциональный абьюз», — вспоминает Ализаде. На фоне переживаний она впала в депрессию. «Я просто сломалась [тогда] в моральном плане», — говорила артистка. 

Ася Ализаде (Фото Егора Нагорных)

За следующий год она записала всего два трека: «Кино» с грузинской певицей ANIKV  и «А о и и э и а» с российским рэпером VACIO. По словам Ахмедова, они «неплохо расходились в TikTok» и вновь привлекли внимание к артистке. Но выйти из депрессии и полноценно вернуться к работе Ализаде смогла только весной 2021 года. Тогда она выпустила сингл «Мудак» (сейчас 40 000 просмотров на YouTube). Певица также появилась на музыкальном YouTube-канале Fast Food Music (700 386 подписчиков), где в формате импровизации (фристайл) читала рэп на биты Cardi B и Megan Thee Stallion. 

 

После выхода видео артистка вновь получила негативные комментарии от Ракитина и прекратила с ним общаться. А летом 2021-го подписала контракт с музыкальным дистрибьютором The Orchard, дочерней компанией Sony Music. Первый альбом, Molly Mo Music, она выпустила на лейбле в августе того же года. 

Благодаря сотрудничеству с The Orchard певица начала зарабатывать на музыке. Она признается, что до перехода на новый лейбл ее содержали родители — к тому моменту мать вернулась из Азербайджана, и они с отцом открыли точку по продаже штор на московском рынке «Садовод». Доход также приносили точечные рекламные интеграции. Например, в 2020 году Ализаде сотрудничала с американским брендом наушников Beats Electronics (сооснователь компании — американский хип-хоп исполнитель Dr. Dre). Сумму контракта певица назвать не смогла. По оценке генерального директора маркетингового агентства Astro Boyz Agency и директора российского певца Егора Крида по рекламе Игоря Трифа, она составила 100 000–150 000 рублей. 

По подсчетам Ализаде, монетизация на стриминговых платформах могла принести ей около 6 млн рублей за 2018-2020 годы. Но все средства забрал Ракитин либо его бывший менеджер Вадим Мац — он выступал посредником между рэпером и Warner Music Russia. В интервью YouTube-каналу «Вписка» Ракитин уверял, что не получает доход и со старых треков, так как Мац присвоил права на часть песен, выходивших на лейбле. Это могло коснуться и песен Ализаде, признает она. Мац и Warner Music Russia на вопросы Forbes не ответили. 

В 2021 году благодаря контракту с новым лейблом усилилось и внимание рекламодателей к певице. По итогам 2021 года она заработала 6–7 млн рублей. Более 95% дохода принесла реклама брендов Dr. Martens, Mugler и других компаний в блоге. Эти средства позволили Ализаде в 2021 году снять две квартиры — для себя и родителей. До этого она продолжала жить с семьей.

 

Кардинальные перемены

Контракт с The Orchard предполагал трехлетнее сотрудничество, говорит Ализаде. Но в марте 2022-го, после начала «спецоперации» России на Украине, Sony Music Russia и все ее подразделения, включая The Orchard, приостановили работу. Первое время в компании уверяли, что могут остаться в России. Но артистка была уверена в обратном, поэтому начала искать новый лейбл. В апреле она вела переговоры о сотрудничестве с российским Gazgolder. Но они ни к чему не привели, говорит певица. На вопросы Forbes представители компании отвечать отказались. 

К лету 2022 года Ализаде решила кардинально изменить жизнь и переехать за границу.  Изначально думала о родном Азербайджане, но быстро отказалась от этой идеи — местный музыкальный рынок плохо развит, поясняет певица. Выбор пал на соседнюю Турцию с растущей рэп-индустрией.  

За лето певица записала 10–11 композиций на турецком. Артистка говорит, что знала язык на базовом уровне, так как в детстве слушала много турецкой музыки. К тому же азербайджанский и турецкий похожи — оба относятся к тюркской языковой группе.

Записать треки помог казахстанский саунд-продюсер Ержан Серикбай (псевдоним — «Кейс»). Его через Avito нашел Максимов из Molly Mo Records. Серикбай работал бесплатно, так как, по собственным словам, верил в Ализаде «как в артиста». Впоследствии он стал сотрудничать с певицей за процент от ее дохода. Его размер он не раскрыл. 

 

Готовые песни Ализаде разослала менеджерам популярных турецких артистов, найдя контакты в социальных сетях. Одним из первых откликнулся основатель музыкального лейбла New Wave Алпер Джан Иратджы (Alper Can İratcı). Он рассказал, что песни понравились популярному турецкому рэперу Bege (3,3 млн слушателей на Spotify в месяц) и предложил записать с музыкантом совместный трек. Уже в середине лета Ализаде переехала в Стамбул и заключила договор с Иратджы и New Wave. Менеджер помог ей с арендой жилья и оплатил музыкальную студию, где она стала записывать треки.

Старт оказался удачным: песня с Bege под названием Kalbin bana kaldi вышла в июле 2022 года и за две недели собрала 2 млн прослушиваний, вспоминает Ализаде. Сейчас у композиции около 49 млн прослушиваний на Spotify. За дебютом последовали не менее успешные сольные треки — Anormal, KEZBAN FREESTYLE и Beynimi S*ktin. Параллельно исполнительница выпустила клипы на эти песни. Один из них, на трек Anormal, за десять месяцев после релиза собрал более 11,5 млн просмотров на YouTube. 

Ася Ализаде(Фото Егора Нагорных)

Турецкие треки резко повысили популярность Ализаде в социальных сетях. По данным «Хайпфэктори», за год ее аудитория в Instagram выросла более чем в два раза — с 96 000 до более 219 000 человек. Песни также принесли артистке первые деньги за рубежом — $120 000. Часть средств дала монетизация со стриминговых площадок, часть — гонорары за использование композиций в турецких сериалах. Детали певица не раскрывает. 

Впоследствии Ализаде выпустила еще ряд работ на турецком языке. Например, в январе 2023 года она записала Estafurla (входит в турецкий альбом Alizade — Latin Virgin). За полгода композиция набрала более 10,6 млн прослушиваний на Spotify. 
Песня также стала причиной скандала: 27 мая певицу задержали по подозрению в пропаганде наркотиков из-за строчек «мои легкие like cannabis» («как каннабис» в переводе с английского) и «кока у меня в носу» и направили в центр депортации.  В тот же день состоялся суд. На слушании Ализаде объясняла, что под фразой «кока у меня в носу» подразумевался запах напитка Coca-Cola, а «каннабис» означает «цветочек» на русском языке. По итогам заседания прокуратура не стала предъявлять обвинения, но обязала певицу провести 48 часов в тюрьме для иностранных граждан. По словам артистки, избежать более серьезного наказания помогли «знакомства турецкого менеджера».

 

К этой ситуации Ализаде относится спокойно. По ее словам, арест активно освещался в турецких СМИ, что стало для нее «отличным пиаром». В начале июня 2023 года она дала первый сольный концерт в Стамбуле на площадке в Zorlu Performing Arts Center вместимостью 2300 человек. «Там был солд-аут — все места были проданы», — рассказала представитель певицы. 

Провокации и талант

Сейчас Ализаде лидирует среди турецких рэп-исполнительниц, утверждает основатель и руководитель музыкального лейбла VAUVISION Владимир Ванин. Число слушателей ее треков на Spotify превышает 3 млн в месяц. Для сравнения: у ее ближайшей конкурентки Lil Zey — 1,5 млн слушателей на платформе. Сегодня певица уступает только мужчинам — турецким хитмейкерам Ezhel, BLOK3 и Bege, говорит Ванин: «По цифрам Alizade — неоспоримая королева хип-хопа в Турции». 

Ализаде предполагает, что аудиторию в стране с «сильной патриархальной культурой» привлек ее «нарочито сексуальный образ». С этим согласен Ванин. По его мнению, певица смогла выделиться на фоне турецких исполнительниц за счет «более открытой и уверенной сексуальности». Успеху способствовали также сотрудничество с Bege, умение «одинаково круто спеть и зачитать» и понимание трендов в музыке. Об этом говорит и Тимур Ахмедов из Zvonko Digital: «Артистка умело смешивает актуальные тренды западной поп-музыки с тем, что популярно на локальном рынке». 

Музыкальный журналист, автор YouTube-каналов о музыке «Вписка» (1,71 млн подписчиков) и «Сломанные пляски» (166 000 подписчиков) Николай Редькин отмечает и «провокационные тексты» певицы. Но главным секретом успеха считает талант ее саунд-продюсера Ержана Серикбая. По его наблюдениям, турецкие треки Ализаде отличаются от записанных в России «звучанием»: «Она встретила человека, который нашел для нее подходящую музыкальную форму». 

 

При этом Тимур Ахмедов из Zvonko Digital уверен, что Alizade и в России смогла бы построить успешную карьеру: «Еще пара хитов, и она получила бы массовую известность». С этим согласен менеджер по работе с артистами BandLink Артем Атанесян: «Ее карьера в России просто не успела развиться [к 2022 году]». 

Сейчас Ализаде настроена продолжить карьеру в Турции. Но у певицы есть все шансы выстрелить и в других странах, считает Иратджы из New Wave. С этим согласны эксперты. «Alizade — талантливая и яркая артистка, даже по меркам глобального музыкального мира», — заключает Атанесян.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+