От бодибилдера до миллиардера: как основатель Gymshark построил бизнес в 19 лет
1 декабря 2021 года Бен Фрэнсис подошел к закрытому магазину J. Crew на Риджент-стрит, главной торговой улице в самом сердце Лондона. Накинув черную спортивную куртку из собственной коллекции, Фрэнсис сделал важное объявление: Gymshark, основанный им бренд спортивной одежды, собирается открыть свой первый в истории магазин.
«Мне до сих пор не верится, — говорит он в своем ролике на YouTube. — Я начал создавать этот бренд в своей комнате, а теперь у меня магазин на Риджент-стрит — в голове просто не укладывается!»
10 месяцев спустя магазин Gymshark открыл свои двери, что стало важной вехой для компании, построенной почти полностью на умении работать в социальных сетях и партнерстве с фитнес-инфлюенсерами в TikTok и Instagram (принадлежит Meta, признанной в России экстремистской и запрещенной). Основав бренд в 2012 году в гараже своих родителей, Фрэнсис превратил Gymshark во влиятельную компанию. В 2020 году стартап был оценен в $1,45 млрд, после того как частный инвестиционный фонд General Atlantic приобрел 21% акций компании. В последующий год чистая прибыль Gymshark выросла более чем в два раза, до $68 млн, в то время как доход увеличился на 78%, до $608 млн.
Этот рост превратил бывшего курьера в миллиардера. По оценкам Forbes USA, 70% акций компании, принадлежащих Фрэнсису, сейчас оцениваются в $1,2 млрд, что делает 30-летнего предпринимателя одним из самых молодых новичков в рейтинге богатейших миллиардеров мира 2023 года.
Фрэнсис прошел долгий путь от студента, бросившего учебу в колледже, до успешного предпринимателя. Он до сих пор управляет бизнесом из Солихалла, города, расположенного недалеко от Бирмингема, где живут его родители. Фрэнсис родился в 1992 году в английском регионе Уэст-Мидлендс и с детства мечтал стать футболистом. Однако он довольно быстро понял, что недостаточно хорош, чтобы стать профессиональным игроком. Вместо этого в 17 лет он записался на тренировки в местный спортзал и начал посещать IT-курсы. Это подтолкнуло Фрэнсиса к просмотру фитнес-видео на YouTube и созданию мобильных приложений, при помощи которых пользователи могли планировать тренировки и просматривать упражнения для сжигания жира.
«Это были простые приложения, но они позволили мне применить творческие способности в двух моих главных увлечениях, — написал Фрэнсис в своем личном блоге. — Оба приложения попали в топ-чарты в Великобритании, хотя в 2011 году конкуренции особо не было».
В 18 лет он поступил в Астонский университет в Бирмингеме, начал подрабатывать по ночам курьером в Pizza Hut, а все остальное свободное время проводил в спортзале. Фрэнсиса не устраивала ставка курьера $8 в час, поэтому он объединился со своим другом Льюисом Морганом и начал продавать биологически активные добавки в интернете. Добавки они покупали оптом у поставщиков, а затем продавали на своем сайте Gymshark с небольшой наценкой.
Однако продажа добавок оказалась сложным делом. В это же время Фрэнсис испытывал трудности с поиском подходящей одежды, которая подчеркнула бы его физическую форму. Тогда они с Морганом решили приобрести на свои скудные доходы трафаретный принтер и швейную машинку — так в гараже родителей Фрэнсиса и родился их бренд спортивной одежды. В 2020 году Морган продал свою долю в Gymshark примерно за $130 млн в рамках сделки с General Atlantic.
«Было невозможно найти одежду для бодибилдеров, — сказал Фрэнсис в интервью Forbes в 2020 году. — Все мои кумиры в то время были видеоблогерами на YouTube, поэтому нашу продукцию я решил отправлять им».
Их первый большой успех произошел через 10 месяцев, в 2013 году, когда они арендовали стенд на BodyPower, крупнейшей в Европе выставке для бодибилдеров. «Нас окружали люди, которым хотелось познакомиться со спортсменами и посмотреть на товар, — и мы распродали все, что у нас было», — говорит Фрэнсис.
Они начали раздавать свою продукцию блогерам-тяжелоатлетам, в результате чего ежедневный объем продаж Gymshark вырос с $450 в день до $45 000. Затем Фрэнсис приступил к партизанской маркетинговой кампании, которая основывалась на покупке рекламы у фитнес-инфлюенсеров с большим количеством подписчиков. Он платил всего $500 в месяц тем, кто демонстрировал одежду Gymshark в своих видео.
В 2018 году Gymshark оставила гараж позади и переехала в новую штаб-квартиру в Солихалле. Затем компания начала открывать временные павильоны под названием We Lift This City в городах по всему миру, где поклонники могли приобрести эксклюзивную продукцию. В том же году Фрэнсис был включен в европейский рейтинг Forbes «30 до 30». Продажи снова резко выросли, увеличиваясь с 2018 года в среднем на 62% каждый год. В августе 2020 года, через год после того как доход Gymshark достиг $214 млн, а чистая прибыль — $18 млн, General Atlantic приобрел долю в компании, как раз в тот момент, когда спортзалы по всему миру были вынуждены закрыться из-за пандемии COVID-19. Через год Gymshark открыла свой первый американский офис в Денвере.
Хотя среднегодовой рост Gymshark значительно опережает рост таких гигантов, как Nike (7% с 2018 года) и Lululemon (26%), он все еще далек от достижения объема продаж в $47 млрд, зафиксированного Nike в прошлом году, или даже $8 млрд Lululemon. И на то есть причины: запланированное первичное размещение акций (IPO) на Лондонской фондовой бирже в прошлом году так и не состоялось, а в марте Gymshark закрыла большую часть своих предприятий в США. Тем не менее благодаря своей армии инфлюенсеров Фрэнсис уже стал миллиардером, а расположение его нового магазина в Лондоне — в шести минутах ходьбы от флагмана Nike и всего в одном квартале от Lululemon — говорит о том, в каком направлении он хочет развивать свой быстрорастущий бренд.
«Когда Apple только начинала свою деятельность, ее продукцией заинтересовались люди творческих профессий, архитекторы и другие крутые ребята, — объясняет Фрэнсис. — Наши же фанаты тщательно продумывают свой рацион и знают все о силовых тренировках».
Перевод Ксении Лычагиной