Инвестиции в стартапы в России могут оказаться рекордно низкими в 2023 году
В 2023 году объем венчурного финансирования может сократиться вдвое, прогнозируют специалисты аналитической компании Dsight в исследовании «Венчурная Евразия 2022» (есть у Forbes). По оценкам Dsight, число сделок снизится до 130–150, а объем инвестиций в стартапы — до $400 млн. В своем прогнозе компания не учитывает особо крупные сделки (от $100 млн) и IPO. В Dsight говорят о том, что наличие таких сделок сложно спрогнозировать, и допускают, что в 2023 году их может вовсе не быть.
Согласно результатам исследования, в 2022 году в России закрыли рекордно малое количество сделок — 139 против 306 в 2021-м. Это самый низкий результат за последние семь лет, говорится в отчете. Как отмечают его авторы, рынок пережил падение на фоне «спецоперации»* России на Украине, которая привела к уходу инвесторов с российского рынка, санкциям и нестабильной экономической ситуации в стране и в мире.
Общий объем венчурного финансирования в России в 2022 году сократился на 68% — с $2,93 млрд до с $819 млн. При этом половину суммы составила сделка разработчика виртуальных досок для совместной работы Miro, говорится в исследовании. В январе 2022 года компания привлекла $400 млн по оценке $17,5 млрд от фондов, в том числе Iconiq Capital, и частных инвесторов.
Согласно исследованию, в 2022 году инвестиционную деятельность снизили все участники венчурного рынка. Но сильнее всего — корпорации и корпоративные фонды. Если в 2021 году они инвестировали суммарно $424 млн, то в 2022-м — $15 млн. Основатель Dsight Арсений Даббах пояснил Forbes, что на фоне «шоков на рынке» корпорации всегда останавливают инвестиционные проекты. «Если частный или индивидуальный инвестор видит в ситуации возможности, так как снизились оценки [стартапов], и стали доступны качественные активы, то корпорации ждут стабильности и не предпринимают резких действий», — говорит Даббах.
В 2022 году снизился и объем финансирования со стороны частных фондов — в восемь раз, с $1,3 млрд до $158 млн. К частным Dsight отнес фонды, основанные россиянами в России или за рубежом, не аффилированные с государством или корпорациями и вкладывающие более половины капитала в проекты русскоязычных предпринимателей, уточнил Даббах. Снижение активности в этом сегменте авторы исследования объясняют сменой фокуса: в 2022 году частные фонды решали юридические проблемы и вопросы с релокацией сотрудников на фоне «спецоперации».
Иностранные инвестиции также сократились, в четыре с половиной раза — с $638 млн до $138 млн. Это связано «изоляцией России от американских и европейских партнеров», пишут исследователи. Активность снизили и бизнес-ангелы: в 2022-м они закрыли вдвое меньше сделок, чем годом ранее: 36 против 70 в 2021-м. Сумма инвестиций сократилась с $77 млн до $27 млн.
Меньше всего изменений произошло в госсекторе. Представили государственных фондов в 2022 году вложили в российские проекты $76 млн. Для сравнения, в 2021 году объем финансирования со стороны государственных игроков составил $87 млн. Число сделок тоже снизилось незначительно: с 31 в 2021 году до 24 в 2022-м, говорится в исследовании.
С точки зрения отраслей меньше всего последствия «спецоперации» затронули компании в области биотехнологий, утверждают в Dsight. Несмотря на падение всего венчурного рынка, они привлекли $119 млн, что на $111 млн больше, чем в 2021-м. Основной объем пришелся на сделку компании по разработке медицинских препаратов с помощью нейросетей Insilico Medicine, основанной в 2014 году выпускником МГУ Александром Жаворонковым. Летом 2022 года она привлекла $95 млн по итогам двух раундов. Даббах отмечает, что сегмент биотехнологий «выстрелил после долгого затишья». При этом он сомневается, что тренд сохранится в 2023 году: «Биотехнологии — капиталоемкий сегмент с длинными циклами разработки. Например, один препарат может потребовать $1,3 млрд инвестиций и более 10 лет разработок».
Лидером по количеству сделок в 2022 году стала отрасль программного обеспечения (ПО) для бизнеса. Самая крупная сделка в этом сегменте — инвестиции в криптостартап Superdao, который разрабатывает операционные системы для децентрализованных автономных организаций (ДАО). В январе 2022 года компания привлекла $10,5 млн по оценке $160 млн. Лид-инвестором раунда стал калифорнийский венчурный фонд SignalFire. Согласно исследованию Dsight, сегмент разработки ПО остается наиболее привлекательным для инвесторов. Это связано с ростом интереса к IT-безопасности со стороны российских государственных и частных компаний, поясняет Даббах. По его словам, интерес стимулирует и необходимость заменить технологии, ушедшие с российского рынка.
Авторы исследования прогнозируют, что в 2023 году основным трендом на рынке станет переход к дивидендной модели. «Если раньше инвесторы рассчитывали на доходность вложений за счет капитализации, то теперь горизонт планирования инвестиций сокращается, и в фокусе их внимания — способность проекта выплачивать дивиденды», — говорится в исследовании.
По прогнозам директора акселератора Фонда развития интернет-инициатив Дмитрия Калаева, доля сделок в сфере дивидендного бизнеса в России может вырасти до 50% в ближайшие два года. До 2022 года доля таких сделок стремилась к нулю, говорит он: «Венчурное финансирование подразумевает, что инвестор покупает небольшую долю компании и продает ее корпорации или инвестору следующей стадии, когда стартап вырастает. Раньше инвесторы рассчитывали на масштабирование стартапов на западные рынки и рост капитализации за счет этого. С 2022 года такой возможности нет, а значит, венчурные фонды и бизнес-ангелы вынуждены искать другие форматы инвестирования. Дивидендная модель представляется одним из наиболее подходящих вариантов», — объясняет Калаев.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.