К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как вьетнамский беженец Дэвид Тран стал миллиардером благодаря острому соусу

 Дэвид Тран (Фото Irfan Khan / Los Angeles Times via Getty Images)
Дэвид Тран (Фото Irfan Khan / Los Angeles Times via Getty Images)
Через 45 лет после приезда в Лос-Анджелес Дэвид Тран превратил производство соуса шрирача в многомиллиардный бизнес. Согласно данным исследовательской фирмы NPD Group, бутылки с логотипом петуха и узнаваемой зеленой крышкой можно найти почти на каждой десятой кухне США. Шрирача от компании Huy Fong Foods занимает третье место на американском рынке острых соусов с доходом в $1,5 млрд

В декабре 1978 года Дэвид Тран, которому тогда было 33 года, покинул свой дом во Вьетнаме со 100 унциями золота. Драгоценный металл, стоивший в то время $20 000, или около $90 000 по сегодняшним меркам, был спрятан в банках сгущенного молока, чтобы избежать внимания коммунистических властей Вьетнама. Тран отправился на грузовом судне в Гонконг, где провел восемь месяцев в лагере для беженцев, а затем переехал в Бостон. Через шесть месяцев он окончательно поселился в Лос-Анджелесе.

Приехав в Лос-Анджелес, он продал часть золота и купил здание площадью 2500 кв. футов (232,26 кв. м) в китайском квартале. Он основал свою компанию Huy Fong Foods с целью производить острый соус, который он назвал «шрирача», по рецепту, пришедшему из Таиланда. Свое имя компания Huy Fong Foods получила в честь тайваньской лодки Huey Fong, на которой Тран бежал из коммунистического Вьетнама.

Спустя 40 лет соус шрирача можно увидеть в американском реалити-шоу «Survivor» («Выживший»), на Международной космической станции и на обеденных столах огромного количества людей по всему миру. Согласно данным исследовательской фирмы NPD Group, бутылки с логотипом петуха и узнаваемой зеленой крышкой можно найти почти на каждой десятой кухне США. Шрирача от компании Huy Fong Foods занимает третье место на американском рынке острых соусов с доходом в $1,5 млрд, уступая только «Табаско» компании «Макайленни» (McIlhenny), принадлежащей семье Макайленни с 1868 года, и Frank's RedHot, входящего в состав публичной компании по производству специй McCormick & Co.

 

По данным исследовательской компании IBISWorld, сегодня стоимость Huy Fong Foods составляет $1 млрд, исходя из прогнозируемого объема продаж в $131 млн в 2020 году. Это делает 77-летнего Трана, которому принадлежит вся компания, единственным в стране миллиардером, производящим острый соус. И хотя некоторые конкуренты Huy Fong Foods были поглощены в последние годы — компания McCormick приобрела мексиканский бренд острого соуса «Cholula» за $800 млн в ноябре 2020 года, — Тран не планирует продавать компанию. Он намерен передать бизнес двум своим детям — 47-летнему Уильяму и 41-летнему Ясси, которые являются сотрудниками компании.

Соус шрирача от Huy Fong Foods приобрел небывалую популярность, при этом компания не потратила ни цента на рекламу и не повышала оптовую цену с начала 1980-х годов. Huy Fong Foods также пережила судебный процесс из-за жалоб на запах на одной из своих фабрик и нехватку чили из-за климатических условий прошлой весной, которая заставила компанию временно остановить производство. Это вызвало резкий рост розничных продаж, так как поклонники шрирачи и рестораны решили запастись соусом.

 

Успех не испортил Трана. «Я хочу продолжать делать качественный продукт, например, создавать еще более острый соус... и не думать о получении прибыли», — говорит он Forbes.

Дэвид Тран на фабрике Huy Fong в Ирвиндейле, Калифорния, в 2014 году. (Фото David McNew·Getty Images)

Тран прошел долгий путь к успеху. Он родился в 1945 году в провинции Шокчанг во Вьетнаме, когда страна еще находилась под французским колониальным правлением. Согласно истории жизни Трана, составленной доктором Тхюи Во Данг для проекта «Устная история вьетнамцев в США» (Vietnamese American Oral History) Калифорнийского университета в Ирвайне, его отец был торговцем, а мать — домохозяйкой, воспитывавшей Дэвида и его восьмерых братьев и сестер.

В 16 лет, получив лишь начальное школьное образование, Тран переехал в Сайгон — ныне известный как Хошимин — вслед за старшим братом, чтобы работать в магазине, торгующем химикатами. Позже вернулся в Шокчанг, чтобы продолжить обучение в средней школе, однако к моменту ее окончания был призван в армию Южного Вьетнама.

 

«У меня не было выбора, — признался Тран. — Ночью полицейский постучал в мою дверь».

Тран никогда не участвовал в боях — в основном он работал поваром — и закончил службу в армии в 1975 году, когда войска Северного Вьетнама захватили Сайгон и выиграли войну. За несколько месяцев до этого он сыграл свадьбу со своей нынешней женой Адой. После окончания военной службы Тран работал со своим старшим братом, выращивая перец чили на его участке к северо-востоку от Сайгона. Именно тогда он занялся производством острого соуса: в качестве армейского повара Тран часто готовил соус чили, но обнаружил, что другие существующие соусы были недостаточно острыми или не имели яркого вкуса. Поэтому он решил покупать свежие чили и консервировать их, используя свои познания в химии, для создания соуса, который оставался бы свежим и острым долгое время.

«Я задумался о массовом производстве, потому что цены на свежий перец чили... Сильно скачут вверх и вниз, — рассказал Тран. — Если я смогу сделать соус и сохранить его свежесть, а цены на него будут низкими... Когда цены на чили вырастут, мы сохраним цены на прежнем уровне. Таким образом, у нас появится спрос».

Тран, его старший брат и тесть делали острый соус дома, разливая его в использованные баночки из-под детского питания Gerber, оставленные американскими солдатами. Но к 1978 году коммунистическое правительство вынудило вьетнамцев китайского происхождения покинуть страну. Поэтому Тран и его семья, которые были кантонцами по происхождению, бросили все и сели на грузовое судно, направлявшееся в Гонконг. В январе 1980 года Тран, его жена и сын переехали в Лос-Анджелес отчасти из-за слов шурина о том, что в Калифорнии можно найти свежий перец чили. Тран закупил перец на местных рынках и в феврале 1980 года зарегистрировал компанию Huy Fong Foods, выбрав в качестве логотипа петуха (Тран родился в китайский год Петуха).

После этого Тран начал продавать шрирачу из своего синего фургона Chevrolet. К 1987 году спрос вырос настолько, что он перевел Huy Fong Foods в Роузмид, находящийся в восточной части округа Лос-Анджелеса. Менее чем через 10 лет он приобрел бывшую фабрику Wham-O, которая когда-то производила обручи.

 

В 2010 году компания Huy Fong Foods переехала в свой нынешний офис площадью 650 000 кв. футов (60 387 кв. м) в Ирвиндейле, недалеко от Роузмида. Но вместе с быстрым ростом пришли и новые проблемы: в 2013 году город Ирвиндейл подал в суд на Huy Fong Foods из-за запаха чили, исходящего от фабрики компании, заявив, что это «нарушение общественного порядка». Данное дело вызвало бурю негодований, и политики из других штатов, включая сенатора от штата Техас Теда Круза, призвали Трана и Huy Fong Foods покинуть «Золотой штат».

Тран, обычно избегающий прессы, дал отпор, открыв фабрику для публичных экскурсий. «Одна из вещей, которая делает [Трана] таким интересным, — это его нежелание рассказывать свою историю, — говорит режиссер Гриффин Хэммонд, создавший в 2013 году документальный фильм о шрираче. — Все, о чем он заботится, — это продолжать добросовестно вести свой бизнес». К маю 2014 года город отозвал свой иск.

Бешеный успех шрирачи от Huy Fong Foods также привел к появлению фальсификаторов, которые продавали поддельный соус в бутылках, имитирующих логотип с петухом. «Мы разослали несколько писем с требованием прекратить производство и подали судебные иски, — говорит Род Берман, партнер Jeffer Mangels Butler & Mitchell в Лос-Анджелесе, который представляет интересы Huy Fong Foods в вопросах интеллектуальной собственности. — Дэвид и Huy Fong поняли, что у них уникальный соус. Заменить Huy Fong невозможно, и это лучшая защита, которая у них есть».

Еще одна проблема возникла в 2017 году, когда отношения Huy Fong Foods с компанией Underwood Ranches, ее эксклюзивным поставщиком перца чили с 1988 года, разрушились, что привело к судебному разбирательству. В августе того года Huy Fong подала в суд на Underwood, утверждая, что поставщик не вернул переплату в размере $1,4 млн за предыдущий сельскохозяйственный сезон. Underwood подала встречный иск, утверждая, что Huy Fong нарушила условия контракта и что в 2016 году создала новую компанию для закупки чили у других производителей. Судебная борьба продолжалась до 2021 года, когда апелляционный суд Калифорнии обязал Huy Fong выплатить компании Underwood $23 млн в качестве компенсации ущерба.

 

Даже сейчас, имея множество производителей в Калифорнии, Нью-Мексико и Мексике, компания, которая, как сообщается, перерабатывает 50 000 т чили в год, зависит от хорошего урожая в весенний сезон выращивания чили, чтобы обеспечить достаточное количество перца для производства своих острых соусов. Катастрофа произошла весной 2022 года, когда погодные условия привели к неурожаю и острой нехватке чили, что вынудило Huy Fong Foods временно остановить производство.

Похоже, дефицит миновал, и Huy Fong Foods может вернуться к своему обычному темпу: выпускать 18 000 бутылок шрирачи в час. Но шрирача — не единственный продукт компании, она также производит два других острых соуса: самбал, основанный на индонезийском рецепте, в котором используются только чили, соль и уксус, и чесночный чили, имеющий похожий состав, но с добавлением чеснока.

Тран всегда использовал одни и те же ингредиенты для приготовления шрирачи, с тех пор как впервые начал продавать ее в 1980 году: чили, сахар, соль, чеснок и уксус. На протяжении более чем 40 лет это был рецепт успеха, превративший Huy Fong Foods из крошечного стартапа в бизнес стоимостью в миллиард долларов.

«Я мог бы использовать более дешевые ингредиенты или активно рекламировать свою продукцию, чтобы получить большую прибыль, — говорит Тран. — Но моя цель всегда состояла в том, чтобы попытаться сделать острый соус для богатого человека по цене для бедняка».

 

Перевод Ксении Лычагиной

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+