Вам письмо: как компании увольняют сотрудников по электронной почте
Инженер-программист Иван Тарасов получил уведомление об увольнении на почту перед посадкой на международный рейс из Хельсинки в США. Бобби Натх, вице-президент по работе с пользователями, получил уведомление ночью после того, как его умный дисплей Google Nest Hub попросил привязать рабочую почту к системе. Темидайо Мозес, руководитель проектов, узнал об увольнении, когда попытался проверить свою электронную почту перед тем, как пригласить приехавших в город членов семьи на экскурсию в офис, где он работает.
Эти электронные письма, как говорится в отдельных постах на LinkedIn, были отправлены Alphabet, материнской компанией Google, примерно 12 000 сотрудников в январе, чтобы сообщить им, что они стали частью этапа масштабного сокращения. Согласно данным сайта Layoffs.fyi, это событие только в январе затронуло почти 78 000 работников технологической отрасли. В социальных сетях сотрудники компании, включая тех, кто проработал в Google более 10 лет, описывали «деловой» характер сообщений и шок от того, что они просто получили уведомление на электронную почту без возможности связаться с коллегами.
В компании Twitter (заблокирован в России) именно по электронной почте сообщали сотрудникам, входят ли они в те 50% персонала, которые были уволены после поглощения компании Илоном Маском. Бывшие сотрудники Salesforce и Meta (признана в России экстремистской и запрещена) рассказали на LinkedIn, что впервые узнали о своем увольнении, получив уведомление по электронной почте.
«Прошлая неделя была полным кошмаром. Я работал до 3:00, а в 5:30 утра узнал, что попал в число тысяч сотрудников, которых уволили из Salesforce без всяких «прощаний», — написал на LinkedIn бывший инженер-программист Salesforce Мухаммад Хадид Ношаб, где он также добавил, что ему нужно было срочно найти новую работу, иначе он мог потерять визу. — Получив это письмо, я оказался в очень сложной ситуации».
Тарасов, Натх и Мозес не сразу ответили на запрос LinkedIn об интервью: Ношаб подтвердил, что получил уведомление по электронной почте. Представитель Google отказался от комментариев, но указал на электронное письмо, опубликованное в интернете, которое было отправлено сотрудникам от имени генерального директора Сундара Пичаи. Salesforce и Meta не сразу ответили на просьбу о комментарии: в электронных письмах, опубликованных в интернете, генеральный директор Meta Марк Цукерберг указал, что сотрудники «могут поговорить с кем-то» после того, как получат уведомление по электронной почте. Сопредседатель совета директоров Salesforce Марк Бениофф сказал, что руководство свяжется с сотрудниками после получения электронного письма.
Эксперты приводят целый ряд объяснений, почему технологические компании могут использовать электронную почту для уведомления об увольнении: от реалий общения с удаленными, разбросанными по всему миру сотрудниками до возможной нехватки сотрудников отдела кадров, доступных для обсуждения увольнений в то время, когда эти команды сами пострадали от непропорционально большого числа сокращений рабочих мест. Некоторые считают, что в эпоху сообщений в LinkedIn и каналов Slack, где новости быстро распространяются, уведомления должны рассылаться одновременно.
Однако Джеффри Пфеффер, профессор менеджмента в Стэнфордской высшей школе бизнеса, говорит, что такие объяснения не делают уведомления об увольнении по электронной почте хорошей альтернативой. «Существуют целые исследования на тему, как правильно проводить увольнения с меньшим ущербом, и это не те методы, которые используются сейчас, — говорит Пфеффер, отмечая, что исследования показывают, как сокращение рабочих мест, даже если оно проведено «правильно» и с длительным выходным пособием, оказывает долгосрочное влияние на производительность компании. — Если вы позволите людям попрощаться, отнесетесь к ним с уважением и достоинством... если вы проявите сочувствие, сопереживание, да что угодно — это будет гораздо лучше».
Пфеффер и другие эксперты описывают уведомления об увольнении по электронной почте как безличный, даже «бессердечный» подход. «Такое отчужденное поведение, — говорит Эми Циммерман, директор по персоналу компании Relay Payments. — Вы проработали с нами столько лет. Вы внесли свой вклад в развитие компании, вы были верны и преданны. Возможно, вы шли на какие-то жертвы. И вот такая благодарность? Это кажется просто неадекватным».
Энди Челленджер, старший вице-президент компании по аутплейсменту Challenger, Gray & Christmas, говорит, что обратная реакция на увольнения, проведенные с помощью видеоконференции ранее в период пандемии — когда генеральный директор Better.com Вишал Гарг сократил 900 рабочих мест через Zoom, — может заставить некоторые технологические компании задуматься о риске того, что скриншот или видеоролик станет вирусным. «Видео с генеральными директорами [проводящими увольнения], особенно если это происходит перед живой аудиторией, всегда имеют негативные последствия», — говорит Челленджер.
Он также добавил, что общался с руководителями кадровых служб, которые пытались решить, как сообщить новость об увольнении, когда так много сотрудников все еще работают удаленно. «Зовете ли вы людей на встречу, чтобы уволить их лично, или вы увольняете их через Zoom? Не причините ли вы еще больше боли, попросив удаленного сотрудника приехать в компанию только для того, чтобы его уволили?» — рассуждает Челленджер.
Он также считает, что быстрый рост технологического сектора на протяжении десятилетий может означать, что они не были готовы к управлению массовыми увольнениями. По его словам, эта отрасль «просто развивалась такими бурными темпами на протяжении десятилетий, что они не привыкли к такого рода сокращениям персонала».
Патрик Макадамс, генеральный директор компании по подбору персонала в сфере технологий Andiamo, говорит, что еще одним фактором может быть то, что персонал отдела кадров непропорционально пострадал от сокращения рабочих мест и теперь, возможно, просто не хватает людей, которые могли бы помочь контролировать индивидуальные беседы. «Именно эти сотрудники должны были бы вести некоторые из этих [бесед]», — говорит он. По его словам, при процессе увольнения «необходимо присутствие делового партнера из отдела кадров», но в некоторых случаях их «не хватает».
Макадамс говорит, что компании также могут рассматривать уведомление по электронной почте как способ сбалансировать справедливость, своевременность и стремление к точной коммуникации в масштабах компании. Но когда «со всеми общаются одинаково, теряется человеческий аспект», особенно это верно для людей, которые работали в компании десятки лет.
Несколько уволенных сотрудников Google, которым была предоставлена анонимность из-за опасений по поводу выходного пособия или критического отношения к бывшему работодателю во время поиска работы, рассказали, что у них не было официальной встречи с руководителем или общего собрания, где им сообщили бы эту новость. Вместо этого у них был отключен доступ к внутренним системам компании после получения уведомления об увольнении по электронной почте.
Питер Каппелли, профессор Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете, изучающий человеческий капитал, говорит, что на принятие таких решений, как правило, влияют юридические команды, а не менеджеры, которые могут быть обеспокоены воздействием безличного подхода на перспективы будущего найма.
«Это уступка юристам, которые пытаются свести юридический риск к нулю», — говорит он. — В то время, когда многие компании продолжают нанимать новых сотрудников, «вы сжигаете все мосты, не задумываясь о том, что вам, возможно, придется снова нанимать этих людей».
Руководители кадровых отделов, проработавшие в отрасли много лет, жалуются на то, что масштабные увольнения нельзя провести с более личным подходом. Дженни Дирборн, член совета директоров и бывшая руководительница отдела кадров, в прошлом помогавшая управлять сокращениями численности персонала в технологических компаниях, считает, что «получить электронное письмо посреди ночи без телефонного звонка от непосредственного руководителя — это ужасная ситуация».
По ее словам, наличие удаленных сотрудников не является оправданием. Дирборн вспомнила случай, когда ей пришлось проводить сокращение штата и она попросила прилететь в Торонто руководителя, чтобы сообщить новость одному много лет проработавшему сотруднику, который пользовался особым уважением в организации. «Вы должны узнать об увольнении от своего непосредственного руководителя — это самый гуманный вариант», — говорит Дирборн.
«Когда компании проводят сокращение правильно, возникает очень организованный каскад коммуникаций, где каждый должен завершить требуемые телефонные звонки к 10:00, — добавляет она. — Люди на протяжении всей истории человечества потрясающе умели организовывать [сокращение рабочих мест] с гораздо меньшими технологиями и с гораздо большей заботой, проницательностью и человечностью».
Перевод Ксении Лычагиной