Как строить социальные проекты и зарабатывать на них
О целях и их достижении
Эльмира Ибрагимова, основательница школы футбола для девочек в Дагестане:
— Я понимала, что женский футбол легко не примут в Дагестане, что будет сложно и тяжело, но на самом деле меня это не очень сильно волновало. Я понимала, чего я хочу, что у меня есть цель. Был один тренер очень уважаемый, очень-очень крутой. Он просто посмеялся над моими планами, идеями, мечтами. Сказал: «Женский футбол в Дагестане? Ты что, это никогда не получится, этого не будет». Я тогда решила, что просто надо доказать, надо сделать. Это было моей мотивацией, стимулом для меня.
Футбол на самом деле дает девочкам гораздо больше, чем кажется. В Дагестане для них это в какой-то степени ломает стереотипы. Они с детства начинают понимать, что нет границ, и если ты чего-то хочешь, ты можешь этим заниматься. Что путь женщины — это не только выйти замуж, родить детей и быть хранительницей очага. Она может реализовать себя и как-то иначе. Это дает им право на мечту.
Сергей Абдурахманов, директор СПИД.ЦЕНТРа:
— Моя формула по жизни — сначала возьмемся, потом разберемся. Лучше попробовать и не суметь, чем не пробовать и потом жалеть. В конечном итоге вся моя карьерная история строилась именно по этому принципу. Меня очень старательно пытались отдать в спорт, сказали — выбирай что угодно, но выбирай. Я мальчик романтичный был, поэтому для меня фехтование стало предметом выбора ровно потому, что мне казалось, что в этом есть что-то такое романтичное.
Дарья Алексеева, основательница благотворительного фонда «Второе дыхание»:
— Для меня очень важно делать то, что заметно. Для меня это основное: быть там, где ты нужна, где тебя видят, где без тебя никак. Все начиналось с одного магазина, но сейчас это целая сеть контейнеров в 53 регионах страны. В 2013 году мы с подругами решили собрать собственную ненужную одежду и передать вырученные деньги с ее продажи на благотворительность. Мы продали вещи и заработали около 130 000 рублей за несколько часов. В тот момент я понимала, что такую сумму даже в руках не держала. Мне казалось, что это целое состояние, и если продолжить этим заниматься и сделать постоянно работающий магазин, куда люди могут сдать ненужное без комиссии, можно сделать хороший проект. Эта идея была именно благотворительная, и этот проект запустился. Я вложила собственные деньги, сейчас это целая сеть, куда люди могут сдавать ненужные вещи, они идут уже не только на продажу, но и на благотворительность и переработку в новые материалы.
О старте
Эльмира Ибрагимова, основательница школы футбола для девочек в Дагестане:
— В 2008 году я просто сидела дома, переключала каналы и наткнулась на матч «Манчестер» — «Челси». После этой игры вся моя жизнь изменилась, появилось желание себя в этом попробовать, начала буквально сразу же искать команду, Меня отправили в спортивную школу, расспросила тренеров, что и как, они сказали, что женского футбола в Каспийске никогда не было. У моей знакомой девочки отец был тренером по футболу. Я попросила ее, чтобы он согласился собрать девочек. Тренер согласился и сказал, что готов тренировать. Я начала собирать своих девочек, это были мои подруги — так мы начали играть, тренироваться.
Сергей Абдурахманов, директор СПИД.ЦЕНТРа:
— У меня в этом году будет пять лет, как я попал впервые в СПИД.ЦЕНТР. Меня попросили волонтерить, переводить тексты для сайта, у меня был неплохой английский. И вот спустя месяц такого волонтерства я предложил взять меня на работу. Два месяца проработал в должности менеджера проектов, у нас уходила тогдашняя исполнительный директор. И мне объявили о том, что на ее месте оказываюсь я. Спустя два месяца работы в фонде, в 20 лет. Я стал финансово-отчетным лицом.
Дарья Алексеева, основательница благотворительного фонда «Второе дыхание»:
— Социальное предпринимательство — это на самом деле очень популярный формат, очень много примеров международных компаний. Мне действительно повезло, что мы нашли эту нишу, в которой можно использовать ненужную одежду для того, чтобы решать огромное количество проблем. Плюс возможность зарабатывать деньги, а это означает возможность их тратить, как угодно.
О роли родителей
Эльмира Ибрагимова, основательница школы футбола для девочек в Дагестане:
— Где-то в возрасте 8-10 лет я ходила на национальные танцы, и не скажу, что ходила прямо с большим желанием. Это было больше желание моего отца: он хотел, чтобы я танцевала, ну а я не могла отказать папе. Папе до сих пор порой говорят: чем занимается твоя дочь? Какой женский футбол, какой вообще футбол? Зачем ты разрешаешь это? Но когда ты что-то просто очень сильно любишь, тебе это все не мешает.
Было такое, что родители говорили: «Ты же побегала, ну хватит уже, ну сколько можно? Ну давай уже прекращать, нужно создавать семью, пора замуж». Сейчас они дружно поняли, что нет смысла мне ничего говорить — ничего не изменится, и они просто успокоились. На сегодняшний день я понимаю, что мне комфортно именно вот так, как оно есть. Но я считаю, что, возможно, абсолютно все при желании можно совместить, даже женский футбол и Дагестан.
Сергей Абдурахманов, директор СПИД.ЦЕНТРа:
— Я больше двух лет, наверное, уже работал (директором СПИД.ЦЕНТРа. — Forbes), но папе не хотел говорить. В первую очередь потому, что папа всегда с опаской относился к таким заболеваниям, больницам, врачам. Он это не любит, и мне казалось, что он это не поймет. Но в итоге мы поговорили. Он расспрашивал, естественно: «А как, а что? Прямо руки пожимаешь? А, ну ладно, так же он не передается».
О трудностях
Дарья Алексеева, основательница благотворительного фонда «Второе дыхание»:
— Наш проект был лучшим на инвест-дне в бизнес-школе «Сколково», единогласно его все поддерживали. Я привлекла инвестиции и слила их за восемь месяцев, мы ушли в какие-то гигантские убытки. Я понимала, что, даже если я сейчас продам квартиру или почку, это не поправит ситуацию. И это было прямо очень тяжело — просыпаться каждый день и не знать, как эту ситуацию исправлять.
В итоге я пошла работать продавцом в наш магазин, чтобы хоть как-то снизить расходы. Спустя несколько месяцев жесткой экономии и попыток как-то выйти на новое направление мы вышли из кризиса. Есть определенная проблема с тем, что, как только руководитель организации начинает выглядеть слишком благополучно, к нему возникают вопросы. Когда я вкладывала свои собственные деньги в этот проект, ни у кого не возникало вопросов, почему я это делаю. Когда я попала в список Forbes, хотя речь шла об импакте, а не о моих доходах, появились хейтеры, которые сказали — ну понятно, Даша-то одна из богатейших женщин в стране.
Эльмира Ибрагимова, основательница школы футбола для девочек в Дагестане:
— Я очень-очень много раз стучалась в разные спортшколы, просила какую-то поддержку, но часто сталкивалась с насмешками, с тем, что футбол никому не нужен. Тут мужской особо-то не развит, а ты там со своим женским лезешь. То есть было очень много негатива, много дверей закрывалось передо мной, некоторые даже не открывались. Было сложно, пока я не продолжила искать. Достучалась до училища олимпийского резерва, они решили нас поддержать и дали поле.