К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как молодому предпринимателю найти мотивацию и деньги

Кадр из сериала
Кадр из сериала
Онлайн-кинотеатр Okko начал показ семисерийного документального проекта о героях рейтинга Forbes «30 до 30». Цикл стартовал на Okko 3 июля. Forbes публикует отрывки из интервью героев первой серии о предпринимателях — основателя компании Promobot Олега Кивокурцева («30 до 30» — 2019), основателей медицинской платформы BestDoctor Марка Саневича и Михаила Беляндинова («30 до 30» — 2020), основательницы онлайн-платформы StudyFree Дарьи Крошкиной («30 до 30» — 2021)

О старте бизнеса

Олег Кивокурцев, основатель компании — производителя роботов Promobot:

Мне всегда нравились роботы, как и всем, кто смотрел «Терминатора» и «Трансформеров» в детстве. У меня всегда было четкое ощущение, что это где-то в далеком будущем, возможно, в научной фантастике. И я не верил, что это индустрия, которая будет активно развиваться уже при мне. Но я сделал подробный ресерч и обнаружил, что решений и предложений не так много. Вот вам голубой океан. И тогда я начал заниматься робототехникой. Я активно начал искать команду. Одного человека нашел на электротехническом факультете, а второго пригласил со своего курса. Мы начали делать роботов-снегоуборщиков, и уже через месяц у нас была валютная выручка.

Это место (рынок запчастей в Перми. — Forbes) очень знаковое для начинающих предпринимателей в области робототехники и железа. Когда у тебя нет цепи поставок, когда у тебя нет денег на серьезную закупку — все приезжают сюда, чтобы найти детали, которых в принципе найти в других местах невозможно. В самом начале пути мы с партнерами сюда ездили каждый день. Первый наш прототип состоял полностью из запчастей отсюда. Он был функциональным, рабочим… и дальше мы уже его показывали нашим потенциальным клиентам. И когда мы заключили первые 10 сделок, все видели роботов во многом созданных из этих комплектующих. У меня была мечта — создавать роботов, производить их, экспортировать, получать за них валюту. Но действие началось после конкретного анализа двух вещей: спроса и ситуации на рынке. И все. И детская мечта — уже реальность!

 

Дарья Крошкина, основательница онлайн-платформы для обучения за рубежом StudyFree:

Мы жили в маленьком городе, не было денег, за границей практически никогда не была. У меня была самая обычная семья.  Город Старый Оскол — очень-очень маленький российский город. Мои родители никогда мне не говорили, что я чего-то не смогу сделать. Я знаю, что когда ты растешь в маленьком городе, люди часто говорят: «Куда ты лезешь? Кто тебя там ждет? Где родился, там и пригодился». А мне всегда говорили, что у меня все получится. 

 

Я компанию сделала для того, чтобы другие могли пожить за рубежом и попробовать этот опыт в любой стране мира. Есть несколько форматов услуг. Самые популярные как раз-таки форматы, когда люди покупают просто доступ к продукту, к платформе, к сервису, к контенту и к комьюнити и самостоятельно готовятся к получению гранта. Теоретически можно учиться в Стэнфорде, там есть стипендия. Что дальше? Нужно подготовить 150 документов, непонятно, что и как делать. Мы экономим время и силы. Это огромная часть поддержки, которая идет еще от комьюнити и менторов. За этим к нам люди и приходят. 

Суммарно на текущий момент мы подняли почти $4 млн. Бизнес не женское занятие, мне очень часто это говорят. Мне кажется, есть просто какие-то сексистские темплейты. Бизнес — это про агрессивную энергию. Тебе нужно параллельно думать о том, как защищаться, как выстраивать свою позицию, очень быстро двигаться. Бокс и бизнес в целом очень похожи. Это очень похоже на то, что ты делаешь, когда строишь компанию, особенно стартап, который растет быстро. 

У меня были сложности, в самом начале мне говорили: «Не получится». Я такая: «Не дождетесь». Мне запросто мог кто-нибудь сказать какую-нибудь фразу из серии: «А кто твой партнер?» Я: «В смысле?» «Ну партнер кто твой? Кто так все построил, что у тебя деньги зарабатываются, экономика сходится?» Я часто слышала: «Тебя же даже не будут воспринимать всерьез. А как ты будешь технарем управлять? Кто тебя будет слушать?» Сейчас мне уже никто такого не говорит. Мне кажется, сложно сказать человеку, который уже поднял миллионы долларов инвестиций, живет в Сан-Франциско, в списке Forbes, что он занимается ерундой. Мне кажется, уже давно понятно, что не ерунда.

 

Михаил Беляндинов и Марк Саневич, сооснователи медицинской платформы BestDoctor: 

Марк Саневич: Наша компания уже оценивается больше чем в $90 млн. Привлекли мы в нее уже $34 млн. На данный момент мы занимаемся здоровьем больше 100 000 человек. Но раньше мы были врачами, окончили факультет фундаментальной медицины МГУ. И вот теперь мы технологические предпринимали.

Михаил Беляндинов: Если представить в объеме, то мы сейчас делаем порядка 300 консультаций онлайн в день. Это уровень большой многоэтажной клиники на самом-то деле.

Марк Саневич: Компания уже далеко не стартап, выручка уже в миллиардах исчисляется. Мы познакомились на 1-м курсе, не особо общались, потому что, честно говоря, изначально друг друга недолюбливали. Миша тогда в основном общался с девчонками. А я выглядел достаточно эпатажно — у меня как бы был стиль конца десятых годов. 

Про мотивацию и правила для начинающих предпринимателей 

Олег Кивокурцев:

 

Я — долларовый миллионер. Но я не вывожу дивиденды и на них не лежу как в фильме Breaking Bad. У меня нормальная обычная европейская зарплата, и все базовые человеческие потребности удовлетворены. Квартиры, машины — у меня все есть. А если появляются свободные деньги, я думаю: «А что бы еще крутого сделать у нас на заводе?» Первый, самый важный совет для тех, кто начинает: пожалуйста, любите деньги, ориентируйтесь на них, отталкивайтесь от них, во всех проектах всегда на первом месте стоит бизнес-цель, бизнес-цель измеряется в деньгах. Если вы не любите деньги, если вы думаете, что это что-то плохое, что это плохая энергия, то у вас не будет успеха. 

Имейте в виду, что на самом старте вам придется работать очень много, а получать мало. Надо быть к этому готовым, все окупится! И самое главное, если работать очень долго и ставить себе целью коммерческую составляющую, этот процесс роста будет максимально быстрым. Мы смогли заключить десять сделок. И мы привлекли в общей сложности путем авансов в районе $100 000, и мы наконец смогли снять нормальный офис в помещении, потому что до этого мы работали в гараже. Но в гараже не как в калифорнийском Пало-Альто, где работал Стив Джобс. Это был гараж на окраине Перми, в микрорайоне, который назывался «Кислотные дачи».

Дарья Крошкина:

Мне, наверное, потребовалось почти три года от момента, как я задумалась о собственном проекте, до того, чтобы создать свой бизнес. Я оказалась здесь [в США], это было на текущий момент мое последнее обучение, последний грант — краткосрочное обучение в Стэнфорде. Я попала сюда три года назад. Я так вдохновилась Стэнфордом: предпринимателями, акселераторами, вообще жизнью в Долине и думаю: «Господи, я так хочу сюда переехать!» Первые 1,5 года у меня не было никаких менторов, у меня не было никого, кто бы мне сказал, что у меня получится. Практически все люди говорили обратное, они говорили, что нет рынка, есть какие-то агентства, что это нельзя автоматизировать. То есть у меня, скорее, мотивация была от противного. Мне говорили, что у меня не получится, я им говорила: «Ну я вам покажу!»

 

Андрей Дороничев (основатель проекта «Добрый дом», ментор Дарьи Крошкиной, инвестор в StudyFree): Даша — это мой герой настойчивости. В принципе, когда я выбираю предпринимателей, в которых инвестировать, два самых главных вопроса, которые я себе задаю, это: «Есть ли у этого человека идея, миссия или какая-то большая мотивация начать делать что-то, грести в каком-то направлении неопределенности и тот ли это человек, который не остановится, когда все пойдет не так и будет сложно продолжать?» И вот Даша точно никогда не остановится, пока не добьется своего.

Дарья Крошкина: Три самых важных совета для тех, кто собирается начать свое дело сейчас: верить в себя и не слушать тех, кто говорит, что у тебя не получится, найти учителей, которые будут помогать тебе мыслить по-другому, создать окружение вокруг себя, которое тебя будет поддерживать, потому что это путь тяжелый, сложный и не спринт, это марафон.

Марк Саневич: Недавно мы закрыли сделку по покупке страховой лицензии и стали 4-й в мире health insurtech компанией, сейчас мы страхуем порядка 100 000 человек. Правильное построение бизнеса, оно очень похоже на науку. То есть правильный IT-бизнес — это тестирование гипотез. Чем быстрее ты это сделал, тем лучше ты нашел ключ и подход к пользователю, соответственно, тем лучше и быстрее твой бизнес растет. 

Михаил Беляндинов: Мне кажется, мечты — это вообще очень-очень важно, и человек просто должен мечтать и не забывать это делать, потому что, мне кажется, все мы в детстве любили это делать и делали это регулярно. Но почему-то с возрастом, да, этого становится все меньше. А вот важно все равно оставлять себе время помечтать. 

 

Смотрите полную версию первой серии «Предприниматели» семисерийного проекта Forbes «30 до 30» на Okko. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+