Входящий в «1С» сервис организации командировок купил систему бронирования отелей
Онлайн-сервис для организации командировок Smartway, 51% в котором принадлежит компании «1С», приобрел систему бронирования отелей A&A Business Travel Services Holding. Об этом Forbes сообщили в Smartway. Сумма сделки составила $3 млн, еще несколько миллионов долларов A&A может получить до конца 2022 года при выполнении KPI. Детали этих KPI и итоговую сумму доплаты в Smartway не раскрывают. Все сотрудники A&A после завершения сделки останутся работать в компании и займутся развитием агентского направления бизнеса (взаимодействия с тревел-агентствами и IT-решений для агентств), говорят в Smartway. Это направление сохранит операционную независимость.
A&A Business Travel Services Holding была создана в 1998 году и занимается организацией деловых поездок, говорится на сайте компании. В нее входят сервис онлайн-бронирования жилья для частных путешественников Zabroniryi.ru, сайт Nevahotels для бронирования отелей в Санкт-Петербурге, а также несколько IT-сервисов для отельеров и бизнес-тревел-агентств. По данным компании-разработчика софта для управления отелями TravelLine, в апреле-мае 2022 года на Zabroniryi.ru приходилось около 4% всех отельных броней, сервис входил в топ-10 игроков в России по объему бронирований.
Основное юрлицо A&A, московское «Эй энд Эй» на 60% принадлежит Виктории Грошевой и на 40% — Алексею Елизарову (он является основателем и гендиректором компании, говорится в пресс-релизе по случаю сделки). Они владеют еще несколькими юрлицами с тем же названием, зарегистрированными в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге, а также ООО «Система бронирования». По данным СПАРК, суммарная выручка этих юрлиц в 2021 году составила около 837 млн рублей, прибыль — порядка 55,4 млн рублей.
Smartway приобрел все дочерние подразделения и бренды компании A&A, в том числе специализирующиеся на обслуживании корпоративных клиентов, говорится в пресс-релизе. Но основным предметом сделки стали более 7500 прямых контрактов с российскими отелями, рассказал Forbes генеральный директор компании-покупателя Максим Яремко. «В Smartway с 2021 года работает свой отдел по работе с отелями, но за год мы подключили и интегрировали напрямую только 800 отелей. Подключение сопоставимого с A&A количества отелей заняло бы у нас еще не менее трех лет», — объясняет он. По его словам, работа с отелями напрямую позволяет автоматизировать большинство процессов бронирования, в том числе изменения и аннуляции, и получать наиболее выгодные ценовые предложения. За счет сделки с A&A Яремко рассчитывает «значительно упростить процесс покупки тревел-услуг» через Smartway.
Сделка с A&A также позволит компании нарастить свои позиции на рынке бронирования отелей для командировок, уверен Яремко. В 2021 году среднемесячный оборот Smartway, по ее собственным данным, составлял 900 млн рублей, а выручка, согласно СПАРК, — около 411 млн рублей. В июне 2022 года оборот компании достиг 1,7 млрд рублей, говорится в релизе. A&A, в свою очередь, по собственным данным, занимает третье место среди отельных консолидаторов (компаний, имеющих прямые контракты с отелями) в корпоративном сегменте после сервисов «Броневик» и «Академсервис». «С учетом объединения объемов A&A и Smartway все три игрока становятся примерно одинаковыми по объему корпоративных бронирований», — утверждает Яремко. Он планирует опередить «Броневик» и «Академсеврис» в течение года-двух.
Рынок корпоративного бронирования и организации командировок сильно фрагментирован и представлен целым рядом провайдеров, говорит исполнительный директор Skolkovo Ventures Егор Попов. Среди самых заметных его игроков он называет компанию «Аэроклуб», платформу онлайн-бронирований «Островок», оказывающую в том числе B2B-услуги, а также онлайн-сервис организации командировок Smartway. При этом «Аэроклуб» Попов называет «достаточно традиционным игроком» с точки зрения подхода к оказанию услуг. По его словам, самой крупной базой из 25 000 напрямую подключенных отелей обладает «Броневик». Но его бизнес-модель, в отличие от перечисленных игроков, исторически заключается в предоставлении сервисам доступа к своему ресурсу. Пользователями этой базы являются многие онлайн-тревел-площадки и офлайн-агентства, включая «Аэроклуб», «Островок» и Smartway, говорит исполнительный директор Skolkovo Ventures.
По мнению Попова, приобретая А&A, Smartway, в первую очередь, экономит ресурсы на развитие собственной отельной базы и получает возможность «проникнуть вглубь цепочки создания стоимости на этом рынке, экономя на партнерских комиссиях, которые возникают при перепродаже инвентаря». С ним согласна руководитель «Яндекс.Путешествий» Ирина Рейдер. Она обращает внимание на одно из преимуществ А&A — контракты с небольшими гостиницами в отдаленных локациях. «В таких локациях бывает сложно найти объекты с безналичным расчетом, что важно именно для командировок, — говорит она. — Поэтому сделка позволит Smartway оптимизировать расходы, расти быстрее и выиграть время». Впрочем, Попов считает быстрый и кратный рост бизнеса Smartway маловероятным. «Скорее, речь идет о качественном развитии и повышении маржинальности», — рассуждает он.
Smartway Максим Яремко вместе с партнером Инной Ткаченко создали в 2016 году. Прежде Яремко развивал онлайн-сервис для ведения бухгалтерии, а Ткаченко более десяти лет занималась организацией бизнес-путешествий. Предприниматели стали ориентироваться на малые и средние компании, которые ежемесячно тратят на командировки от 100 000 до 1 млн рублей. С помощью сервиса пользователи могут увидеть полную стоимость поездки, оплатить ее безналичным способом, получить необходимые для бухгалтерии документы и аналитику по командировкам. В 2018 году 51% Smartway приобрела компания «1С». Сумма сделки не раскрывалась. Собеседник «Коммерсанта» оценивал ее в 150 млн рублей.