К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как робот-буфетчица «Дуняша» принесла создателям 20 млн рублей и прославилась на ПМЭФ

Робот «Дуняша» (Фото Михаила Терещенко / фотохост-агентство ТАСС)
Робот «Дуняша» (Фото Михаила Терещенко / фотохост-агентство ТАСС)
Одной из самых обсуждаемых персон Петербургского экономического форума стала «Дуняша» — робот, разработанный пермской компанией «Промобот» для киберкафе. «Дуняша» похожа на ожившую куклу в ретро-стиле — белые кудри, платье в горошек, бусы и мушка над губой. Прообразом для андроида стала «Миссис Пермь — 2014» Диана Габдуллина. Внешность робота вызвала бурную и неоднозначную реакцию посетителей форума и комментаторов в сети. Forbes поговорил с создателями проекта и выяснил, как появилась «Дуняша», сколько денег ушло на ее производство и кто выступил заказчиком

Олег Кивокурцев, сооснователь компании «Промобот» и участник рейтинга Forbes «30 до 30» в 2019 году, признает: он ожидал, что их новая разработка привлечет внимание посетителей ПМЭФ в «рамках разумного». Того, что робот «Дуняша» станет одной из самых обсуждаемых медиаперсон форума, он и предположить не мог. «Все говорят, что на ПМЭФ три интересные новости: «Дуняша», Киркоров и талибы (члены террористического движения «Талибан» (запрещено в России), стоящие у власти в Афганистане. — Forbes), — смеясь, замечает Кивокурцев. — Нам повезло, потому что тематика форума в этом году менее яркая, чем обычно. Нет громких заявлений, иностранных гостей, министров». 

Пермская компания «Промобот» выпускает человекоподобных роботов с 2015 года. Forbes уже писал о ней в 2019-м. Тогда ее основными клиентами были ивент-агентства, торговые центры, отели и банки, которые приобретали роботов и использовали их для привлечения внимания в рекламных целях. На фоне пандемии к заказчикам компании добавились также госучреждения — МФЦ, университеты, больницы и аэропорты. 

Первую «Дуняшу» «Промобот» выпустил в 2021 году по заказу Рашида Габдуллина, владельца Парка развлечений имени Горького в Перми. Прообразом для робота стала его жена Диана Габдуллина. Робокафе, установленное в рамках ПМЭФ, — вторая подобная разработка компании Кивокурцева. Ее тоже приобрел Габдуллин, чтобы затем перевезти к колесу обозрения в Нижнем Новгороде, которое тоже принадлежит структурам пермского бизнесмена.

 

Forbes вспомнил историю производителя роботов из Перми, пообщался с Кивокурцевым, Габдуллиным, а также несколькими конкурентами «Промобота» и узнал, как «Дуняша» попала на ПМЭФ и к чему привела ее внезапная медиаслава.

Нашел другую

Олегу Кивокурцеву 31 год, он окончил Пермский политехнический университет и со студенчества занимался предпринимательством. Компанию «Промобот» он основал в 2013 году — вместе с партнерами Игорем Еремеевым и Максимом Утевым. Вскоре в команду вошел Алексей Южаков, который инвестировал $10 000 в первый прототип человекоподобного робота. Делать таких роботов под заказ компания начала в 2015 году — на своей основной производственной площадке в Перми. Впоследствии у компании появилось еще одно производственное подразделение, во Владивостоке.

 

Клиентами «Пробомота» были в том числе предприниматели из сферы услуг, которые сдавали роботов в аренду на мероприятия, а также кинотеатры, традиционные кофейни, торговые центры. В 2020 году из-за пандемии коронавируса ивент-индустрия и сфера услуг стали нести большие потери. Это отразилось на объеме заказов «Промобота», признается Кивокурцев, не раскрывая точные показатели.

Чтобы компенсировать уход заказчиков, компания стала развивать продажи госучреждениям, в том числе зарубежным. Например, специальные роботизированные термостанции для учета посетителей и измерения температуры, произведенные «Промоботом», были установлены в американских школах, муниципалитетах, полицейских участках и других организациях, уверяет предприниматель. В 2019 году, по его словам, всего 4% продаж «Промобота» приходилось на государственные контракты, в 2020-м — 15%, в 2021-м — 33%. Однако выручка компании за эти годы, по данным СПАРК, снизилась — со 192 млн рублей в 2019-м до 169 млн рублей в 2021-м. А прибыль 6,6 млн рублей сменилась убытком почти 80 млн. «Это связано с техническими особенностями бухгалтерии по отражению активов компании, в том числе нематериальных. Компания операционно является прибыльной», — утверждает Кивокурцев.

Параллельно с устройствами для госучреждений «Промобот» продолжал разрабатывать человекоподобных роботов для сфер услуг, развлечений и др. В 2021 году общие знакомые свели совладельца компании Алексея Южакова с владельцем Парка Горького в Перми Рашидом Габдуллиным. Последний захотел поставить в парке кофейню с роботом в виде буфетчицы, которая бы обслуживала посетителей. И предложил «Промоботу» взяться за разработку этой идеи.

 
Олег Кивокурцев (Фото DR)

Габдуллин уже имел опыт работы с подобным заведением: в 2021 году он приобрел роботизированную кофейню, разработчиком которой была московская компания KIKI Robolab (ранее — AlfaRobotics). Робот стоял в его парке с мая по октябрь 2021 года. В беседе с Forbes Габдуллин рассказал, что заведение окупилось за сезон, однако ему захотелось его улучшить. На вопрос, чем конкретно его не устроила разработка KIKI Robolab, Габдуллин не ответил. «Понимая интерес к такого рода объекту со стороны гостей парка и познакомившись с возможностями компании «Промобот», мы поняли, что можно создать нечто более интересное», — резюмировал он.

KIKI представляет собой стальную роботизированную девушку, выполняющую роль продавца-кассира. Робот умеет принимать заказы, сделанные голосом или через установленный на нее экран, а также принимать оплату. KIKI общается с покупателями голосом и жестами, но не имитирует внешность и мимику человека. В 2018 году сеть ресторанов быстрого питания «Теремок» стала использовать робота KIKI в одной из своих московских точек в торговом центре «Колумбус». 

Основатель компании KIKI Robolab Владимир Венеров не считает, что его сотрудничество с Габдуллиным не сложилось. Киоск с KIKI переехал на один из объектов Габдуллина в Кирове — там робот продолжает «счастливо трудиться», рассказывает пермский бизнесмен. Венеров считает, что Габдуллин отдал предпочтение «Промоботу» в Перми, так как с KIKI успел протестировать спрос и решил поддержать местного производителя. «Идти в фарватере существенно проще, как известно, чем быть первопроходцем», — заключает Венеров.

«Теплая и женственная»

Габдуллин замечает, что до 2021 года в разработках «Промобота» не было роботизированных кофеен. Но это не отпугнуло бизнесмена: «Промобот» ранее разработал целую линейку [человекоподобных] роботов, поэтому в их силах я был уверен». 

Кивокурцеву с партнерами идея робокофейни тоже понравилась. По его словам, у «Промобота» уже были наработки в области создания искусственной кожи, а также программные продукты по управлению роботами. Подобные устройства, имитирующие внешность и мимику человека, у компании ранее заказывали, к примеру, медуниверситеты — для лабораторных работ студентов. В ходе лабораторных будущие медики опрашивали пациентов-роботов и собирали анамнез. «Учитывая эти наработки, создание кофейни не казалось сложным — основное у нас уже было», — говорит Кивокурцев.

 

Робокафе создавали в течении девяти месяцев. По словам Кивокурцева, разработка (без учета исследований в области создания человекоподобный роботов, которые велись ранее) обошлась «Промоботу» в сумму около 6 млн рублей. Созданием искусственной кожи для робота занималось дальневосточное подразделение компании. Манипуляторы — независимый от робота-человека элемент кафе, который непосредственно выполняет заказ — реализовали на базе основной производственной площадки предприятия в Перми. Весь пользовательский путь, по словам Кивокурцева, тоже разрабатывал «Промобот». В составе кофейни появился экран, на котором покупатель может выбрать желаемый продукт. Робота-буфетчицу запрограммировали так, чтобы она общалась с клиентами в процессе оформления заказа, сообщала о том, что робот-манипулятор его приготовил, и желала хорошего дня. 

Образ ретро-буфетчицы для робота предложил Габдуллин. Он рассказывает, что хотел создать «теплый и женственный» типаж, который бы позитивно воспринимался детьми и взрослыми. Сначала предполагалось создать робота, ориентируясь на внешность какой-нибудь известной актрисы. Но довольно быстро выяснилось, что права на изображение знаменитостей принадлежит кино- и телекомпаниям, с которыми у них заключен контракт. «Мы даже пытались договориться с несколькими актрисами, в том числе с локальными пермскими знаменитостями, но переговоры были слишком долгими и трудоемкими», — сетует Габдуллин. Поэтому он предложил использовать образ его супруги Дианы, которая в 2014 году получила титул «Миссис Пермь». По словам Рашида Габдуллина, она «любезно согласилась». «Дуняшей» — именем, которое дали роботу-буфетчице — Диану называли в детстве, рассказывает бизнесмен.

Первыми покупателями робота стали компании самого Габдуллина: одна из них, по данным СПАРК и словам Габдуллина и Кивокурцева, владеет Парком Горького в Перми, а вторая — колесом обозрения «НиНо» в Нижнем Новгороде. Поставить робокафе рядом с колесом обозрения Габдуллин задумал ради привлечения к объекту дополнительного внимания.

За два роботизированных кафе с «Дуняшей» Габдуллин заплатил «Промоботу» около 20 млн рублей. Но сейчас такие работы стоят дороже — порядка 15 млн рублей за каждый, говорит Кивокурцев. Он утверждает, что устройство окупается в среднем за полтора года. По его словам, если робот установлен в проходном месте, месячная выручка кафе может достигать 1 млн рублей. «Промобот» берет на себя техническую поддержку на протяжении всего периода эксплуатации робокафе — заказчик платит только за детали, которые требуется заменить, утверждает предприниматель. Гарантия на «Дуняшу», с его слов, составляет один год. 

 

Эффект «зловещей долины»

Робокафе с буфетчицей «Дуняшей» заработало в пермском Парке Горького 1 мая этого года. По словам Габдуллина, этот проект показывает финансовый результат в 15–20% выше, чем у точки с KIKI. Рост обеспечивают продажи кофе. При этом продажи мороженого у «Дуняши» значительно ниже, чем у предшественницы, — Габдуллин связывает это с тем, что прошлый сезон был жарким, а погода в текущем «намного сложнее». «Объективное сравнение можно сделать при периоде около месяца работы при солнечной жаркой погоде», — заключает он.

Второго робота, для Нижнего Новгорода, команда «Промобота» планировала произвести к июню. В мае она отправила заявку Фонду Росконгресс, который отвечает за организацию Петербургского экономического форума, с просьбой рассмотреть разработку в качестве экспоната для «Территории инноваций». «Решили, что, если заявку одобрят, поедем сначала на ПМЭФ, потом в Нижний Новгород», — вспоминает Кивокурцев. Габдуллин как заказчик был не против. «Мы работаем с «Промоботом» в тесном сотрудничестве и взаимопонимании — решение об участии в ПЭМФ было совместное и осознанное», — говорит бизнесмен.

Росконгрессу идея понравилась, рассказывает Кивокурцев: «Так мы оказались на форуме». Forbes направил запрос в фонд, но на момент публикации материала ответа не получил. По словам Кивокурцева, участие обошлось примерно в 140 000 рублей — деньги пошли на логистику робота, билеты на самолет и гостиницу.

Яркий образ «Дуняши», ее манера выстраивать диалоги с покупателями и человекоподобная мимика вызвали неоднозначную реакцию гостей форума, онлайн-наблюдателей и СМИ — от буквально первобытного интереса с заглядыванием под юбку и ощупыванием груди до жесткой критики и насмешек. Ксения Собчак в своем Telegram-канале «Кровавая барыня» (более 1,3 млн подписчиков) тоже не обошла вниманием роботизированную буфетчицу, вспомнив об эффекте «зловещей долины» — гипотезе, согласно которой человек начинает испытывать страх и неприязнь к роботу, если тот почти не отличим от людей по внешности и манере поведения. По мнению Габдуллина, впрочем, создателям удалось избежать этого эффекта: «Детей не обманешь, а они «Дуняшу» любят и позитивно на нее реагируют».

 

Споры о том, нужны ли человекообразные роботы, идут уже много лет. По мнению Александра Хвастунова, основателя фудтех-проекта Fibbee, который развивает сеть роботизированных кофеен под собственным брендом, нельзя однозначно сказать, что люди хотят общаться с такими роботами. Он уверяет, что ажиотаж вокруг «Дуняши» в медиа был больше, чем на самом форуме, где также была представлена Fibbee. «Гости ходили равномерно по всем экспонатам», — говорит он.

Роботизированная кофейня Fibbee

В отличие от проекта «Промобота», Fibbee не использует человекоподобных роботов в своих заведениях. Хвастунов считает, что компания «Промобот» хотела продемонстрировать потенциал своих технологий в области человекоподобных роботов, показать, как они могут воссоздать мимику, внешний облик. «Технология интересная, но я не уверен, что это [то, насколько робот-бариста похож на реального человека] правильный формфактор для кофейни», — говорит он. По словам предпринимателя, производительность у таких систем меньше, чем у роботизированных решений вроде Fibbee. Хвастунов утверждает, что на ПМЭФ его кофейня разливала по 800 чашек в день и имела стабильные очереди из гостей форума. Производительность Fibbee Хвастунов оценивает в 90 чашек в час. «Промобот» же заявляет, что за час «Дуняша» сможет приготовить до 36 чашек кофе.

Кивокурцев утверждает, что кофемашина, которую использует Fibbee, может делать два кофе параллельно, и этим объясняется производительность проекта. «У нас же три устройства: кофемашина, фризер для мороженого и диспенсер газированных напитков. Мы можем делать три вещи одновременно. Если будет необходимость, можно заменить фризер и диспенсер на кофемашины, и тогда сможем делать три кофе разом и быть выше их по производительности», — парирует предприниматель.

Потери и приобретения

Кивокурцев радуется тому, что его компании удалось привлечь столько внимания на ПМЭФ, и считает, что у «Дуняши» (после форума ее перевезли в Нижний Новгород) есть шансы стать массовым продуктом. По его словам, еще в феврале «Промобот» заключил контракт с компанией из Объединенных Арабских Эмиратов на производство пяти подобных кафе, однако для этого проекта внешность персонажа будет перерабатываться с поправкой на местный менталитет. Помимо заказа из ОАЭ, «Промобот» после форума получил более 200 заявок на производство робокафе со всей России, стран СНГ и Ближнего Востока. 

 

До конца 2022 года Кивокурцев рассчитывает продать не менее десяти «Дуняш». Это направление в числе других может помочь бизнесу восстановиться от последствий «спецоперации»* России на Украине, надеется он. Спрос на продукцию «Промобота» со стороны западных клиентов после 24 февраля упал на 80%. Падение спроса произошло и на российском рынке, поскольку роботы-консультанты — это не товары первой необходимости, констатирует Кивокурцев. По его словам, продажи компании в феврале и марте оказались на 40% ниже, чем в прошлом году, но в апреле и мае их уровень сравнялся с прошлогодним.

Чтобы продолжать работать с зарубежными заказчиками, «Промобот» планирует открыть для иностранных клиентов подразделения в ОАЭ и Казахстане. «Самый сложный момент здесь не юридический, а моральный. Мы известны на рынке, все знают, что мы русские. Сложно с уверенностью сказать, как это отразится на бизнесе», — признает Кивокурцев. Он не исключает, что в 2022-м у «Промобота» также вырастет доля госзаказов в выручке. Но не рад этому: «Контракты с государством очень трудоемкие. Ты можешь договариваться с человеком, а потом его повысят или уволят — и все нужно будет начинать заново». 

Несмотря на потери в результате кризиса, Кивокурцев настроен оптимистично. По его словам, «Промобот» планирует запустить несколько проектов на замену тем, что продавали ушедшие с российского рынка производители промышленных и логистических роботов. Такие роботы используются на складах крупных доставочных компаний, говорит он. По прогнозам Кивокурцева, они могут принести компании от 100 до 150 млн рублей дополнительной выручки в год. Кроме того, логистических роботов, как и робокафе, покупают частные организации — эти направления помогут снизить зависимость «Промобота» от госзаказов, надеется предприниматель.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+