Финтех для Африки: как Chipper Cash упрощает переводы в развивающихся странах
На дворе было лето 2018 года и Хэм Серунджоги, 24-летний иммигрант из Уганды, полагал, что деловое предложение, с которым он обратился к венчурному фонду из Пало-Альто, будет принято на ура. Он объяснял потенциальному инвестору, как его финансовый стартап Chipper Cash позволит африканским клиентам переводить друг другу деньги из одной страны в другую дешевле и проще, чем через устаревшую банковскую систему.
Затем один из партнеров задал вопрос: «Почему бы для финансирования вам не поискать благотворительные программы или гранты?» Серунджоги сказал, что это будет коммерчески рентабельный бизнес. Не понявший ответа партнер продолжал: «Почему вы не обратитесь в ЮНИСЕФ или какую-нибудь фирму, специализирующуюся на социальных инвестициях?» Ту компанию Серунджоги тактично не называет, умалчивая и о том, какой венчурный фонд позднее заявил ему, что «вне зависимости от показателей, вынужден сделать скидку на то, что бизнес ведется в Африке».
Большая картина в миниатюре
Доступ к банкам имеют и пользуются их услугами лишь около 40% от населения Африки численностью 1,4 млрд человек. Это делает континент богатой территорией для финтех-стартапов, стремящихся обеспечить доступ к финансовым инструментам сотням миллионом африканцев через мобильные телефоны. Ниже ― страны, где финансовые услуги развиты лучше и хуже всего, и приложения, которыми пользуется их население.
К настоящему моменту Chipper Cash привлек капитал в $300 млн от целого ряда уважаемых инвестиционных фондов, ― последний раунд финансирования прошел в ноябре, и стартап достиг тогда капитализации порядка $2,2 млрд. «Бывало, что-то приходилось выслушивать с невозмутимым выражением лица. Но это как было возмутительным, так и остается», ― рассказывает Серунджоги, находясь в офисе в Сан-Франциско, где он работает вместе с сооснователем Майджидом Муджаледом и 20% всего штата из 350 сотрудников. Оба учредителя владеют долями бизнеса по 10%, так что каждый располагает ценными бумагами на сумму $200 млн.
Шил Мохнот, бывший партнер в венчурной фирме 500 Startups, которая стала первым инвестором стартапа, списывает начальное неприятие спонсоров на то, что они плохо знакомы с регионом: «Тогда в Африку никто не вкладывался». Но с тех пор все изменилось. По данным аналитического агентства CB Insights, в прошлом году инвестиционные фонды профинансировали африканские финтех-компании на $1,5 млрд, и по сравнению с 2020-м рост оказался семикратным. К сегодняшнему дню жители к югу от Сахары зарегистрировали около 605 млн мобильных денежных кошельков, с которых можно отправлять средства через SMS-сообщения, ― в 2018 году таких счетов было 469 млн. Из-за этого регион становится благодатной почвой для развития более продвинутых потребительских приложений по управлению финансами.
Спустя четыре года после основания Chipper Cash имеет 5 млн зарегистрированных пользователей в семи странах, включая Уганду, Гану и Нигерию. С помощью сервиса предлагается осуществлять не только дешевые денежные переводы, но также оплачивать счета, торговать криптовалютами и приобретать американские ценные бумаги. Если не считать транзакции с криптовалютами, в 2021 году стартап заработал более $75 млн, хотя еще в 2020-м доход составил $18 млн.
Идея создания Chipper Cash зародилась, когда Серунджоги, будучи еще школьником, увидел, с какими сложностями сталкивается его отец, пытаясь перевести деньги через закостенелую банковскую систему Африки. Семья будущего предпринимателя жила в Гаязе, городе в 12 км от Кампалы, столицы Уганды. Его родители владели фермой, а отец еще управлял IT-предприятием, помогавшим местному бизнесу с настройкой компьютерных сетей. Семью едва ли можно было назвать богатой, однако родители отправили Хэма вместе с двумя братьями в частную школу и записали в плавательный клуб. В 2010 году Серунджоги в возрасте 16 лет стал участником сборной Уганды на юношеских Олимпийских играх. Пока шли тренировки, отцу после проблем с заполнением банковского бланка на перевод пришлось лететь в Южную Африку с конвертом наличных, что заплатить тренеру сына по плаванию.
По окончании школы Серунджоги последовал примеру старшего брата и поступил в Гринелл, небольшой гуманитарный колледж в Айове, известный хорошей академической подготовкой, ― там оба представляли заведение на соревнованиях по плаванию. В колледже будущий бизнесмен познакомился с Муджаледом, учившимся по направлению компьютерных технологий и основавшего популярную среди студентов группу по написанию кода. Речь у них чуть ли не сразу зашла о разработке африканского приложения для перевода денег. Однако сначала они хотели набраться реального опыта в сфере технологий, а еще нужно было оформить рабочие визы. Поэтому на первом курсе Серунджоги рассылал холодные письма на электронную почту Марка Цукерберга и Шерил Сэндберг и добился стажировки в Facebook (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена). Потом, после выпуска в 2016-м, это стало для молодого человека полноценной работой в Дублине.
Весной 2018 года Серунджоги отправил сообщение Муджаледу, ― тот был разработчиком программного обеспечения в Сан-Франциско, ― сказав, что пора действовать. Первый уволился с работы и переехал к Муджаледу в квартиру-студию, спать ему приходилось на надувном матрасе на кухне. Тандем использовал общие сбережения в размере менее $30 000 и зарплату Муджаледа в качестве посевного капитала компании. В июле 2018-го они запустили тестовую версию приложения, дав клиентам возможность бесплатно отправлять деньги из Уганды в Гану.
Со своим предложением основатели стартапа обращались в более чем 50 венчурных фондов, и в ноябре 2018 года вложить в бизнес $150 000 согласились 500 Startups. Еще до подписания документов Мохнот перечислил фирме $40 000 после того, как Серунджоги рассказал ему, что вот-вот пропустит дату оплаты аренды. «Я буду ему за это вечно благодарен», ― признается сам Серунджоги.
По сравнению с доступными альтернативами простое в использовании приложение Chipper Cash было большим шагом вперед. К примеру, запущенный в 2007-м кенийский сервис M-Pesa берет за многие внутренние переводы комиссию в размере 1-2%.
К середине 2019 года Chipper Cash был доступен в Уганде, Гане, Кении и Руанде. Вскоре сервис появился в Нигерии, на крупнейшем в Африке рынке с численностью населения более чем 200 млн человек, и к концу года аудитория достигла отметки в 600 000 пользователей. Кроме того, для получения прибыли была введена комиссия в диапазоне 2-5% на обмен валют. По мере роста курса биткоина с $14 000 до $20 000 осенью 2020-го платформа разрешила клиентам покупать и продавать биткоин и эфир, таким образом обеспечив себе еще одно прибыльное направление бизнеса: комиссии на покупку активов. В конце 2021 года компания достигла капитализации в $2,2 млрд, а в числе инвесторов стали значиться такие игроки как криптобиржа FTX Сэма Бэнкмана-Фрида, Ribbit Capital и Bezos Expeditions. Объем транзакций вырос с $200 млн в первом квартале 2021-го до $1,6 млрд годом позднее.
Весь этот рост сопровождается трудностями. Одна из них ― ликвидность, и поэтому стартап должен иметь в наличии достаточно средств для проведения мгновенных переводов. Когда такой возможности нет, время обработки транзакции может затянуться на целый день или даже больше. Проблема решается деньгами. Не меньше головной боли из-за конкуренции. Например, сенегальская фирма Wave предлагает похожие услуги (хоть пока и в других странах) и в прошлом году достигла капитализации на уровне $1,7 млрд. Другие компании, специализирующиеся на перечислении римесс, вроде Remitly и Wise еще не позволяют отправлять деньги из одной африканской страны в другую, однако зайти на данный рынок им ничто не мешает.
Серунджоги пока что сосредоточен на поддержании стремительных темпов роста Chipper Cash, выходе в прибыль и при этом помогает африканскому сообществу. По словам бизнесмена, клиентам выгодно, когда можно легко перечислять деньги, создавать новые способы инвестирования и увеличивать благосостояние: «Я глубоко убежден в том, насколько важны предпринимательская деятельность и капитал при улучшении условий для жителей развивающихся стран».
Правила игры
По мнению президента фирмы по финансовому планированию Markman Capital Insight и редактора новостной рассылки Forbes USA «Быстрые инвестиции в будущее» (Fast Forward Investing) Джона Д. Маркамана, благодаря повсеместному распространению смартфонов в Африке финансовые технологии становятся чрезвычайно перспективным направлением. Лучший способ сыграть на этой тенденции ― PayPal. «Калифорнийская компания из Сан-Хосе работает более чем на 200 рынках по всему миру. Через ее дочернюю фирму Xoom пользователи из Африки могут отправлять деньги в режиме онлайн и переводить средства непосредственно на банковские счета и дебетовые карты, — говорит Маркман. — В апреле компания [PayPal] отчиталась о том, что совокупный объем платежей в первом квартале увеличился до $323 млрд, что на 13% выше чем годом ранее. Чистый доход достиг $6,5 млрд, а годовой рост составил 8%. Судя по общему подъему отрасли во всем мире, акции компании весьма привлекательны: сейчас они торгуются на отметке $77,18, хотя еще в прошлом июле котировки доходили до $309».
Перевод Антона Бундина