К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Какие российские компании богатеют на фоне кризиса и санкций

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Обвал курса рубля, изменение логистических цепочек и рост цен негативно сказались на российском бизнесе. Однако есть и невольные бенефициары экономического и геополитического кризисов. Среди них компании, которые помогают бизнесу и профессионалам с релокацией, производители гигиенических средств и разработчики специализированного программного обеспечения

«Мы проснулись утром [25 февраля], увидели в системе порядка 500 заявок и удивились. Подумали: интересно, сколько человек зашли на наш сайт за сутки? Увидели цифру 20 000, удивились еще больше», — вспоминает Наталья Семина, соосновательница миграционной платформы Hello Move. Прежде на сайт ее платформы за сутки заходили максимум 5000 пользователей. Hello Move, как и другие похожие проекты, выросла на волне интереса россиян к переезду в другие страны, возникшей в феврале 2022 года.

Бум спроса, несмотря на кризис, фиксируют не только компании, связанные с релокацией, но и производители товаров первой необходимости и разработчики софта. Forbes нашел проекты, которые подсчитывают сверхприбыль во время спада в экономике, и узнал, с чем связан их бурный рост.

Профессиональный побег 

Наталья Семина и ее с партнер Юрий Виленский запустили Hello Move в 2019 году, когда сами перебрались в Нидерланды, получив вид на жительство (ВНЖ) по программе стартап-визы. На своем опыте они прочувствовали, что переезд в другую страну — это «стресс и множество бумажной волокиты», рассказывал Виленский «Секрету фирмы». Этот опыт натолкнул их на бизнес-идею — онлайн-проект по оказанию помощи в получении ВНЖ за рубежом студентам, специалистам и предпринимателям.

 

Поначалу Семина и Виленский занимались самостоятельно и продажами, и разработкой для клиента бизнес-идей (идея и бизнес-план нужны для получения стартап-визы), и консультациями по переезду в Нидерланды. Но затем расширили страновое покрытие и штат. Одной из главных проблем для них стал поиск инвестора. Партнеры клеили стикеры с описанием проекта и номером телефона на дорогие машины, делали рассылки писем зарубежным фондам, писали инвесторам напрямую в LinkedIn. В итоге в 2019 году после череды отказов им удалось привлечь 2,2 млн рублей инвестиций. 

Новый раунд, на $3 млн, партнеры начали поднимать в декабре 2021 года. Процесс поиска инвестора шел медленно, но в марте 2022-го на фоне роста спроса на релокацию ситуация изменилась. «Если раньше с инвесторами мы говорили с позиции «дайте денег», то сейчас они к нам приходят с предложениями сами», — радуется Семина. По ее словам, в марте Hello Move перешел в активную фазу переговоров с несколькими бизнес-ангелами и фондами, имена и названия которых Семина не раскрывает. 

 

Бум интереса к релокации сказался и на сроках заключения договоров Hello Move с клиентами. Раньше этот процесс занимал от одного до полутора месяцев — теперь клиенты настроены начать процесс поскорее, рассказывает Семина. По ее словам, с 24 февраля по 3 марта клиенты оформляли сделки рекордно быстро — за два-три дня, а с 10 по 17 марта оформление занимало около недели. За счет этого кратно выросли и финансовые показатели: если за весь 2021 год оборот Hello Move составил €420 000, то за один только март с учетом роста спроса через агентство пройдет €100 000, прогнозирует Семина. 

Hello Move расширяет команду. «Мы уже наняли в отдел продаж двух человек, в отдел ведения клиентов —  одного, но планируем искать еще одного. Также собираемся нанимать юриста для нового направления релокации», — перечисляет Семина. Раньше компания работала только со странами Европы, а теперь — из-за закрытия неба ЕС, США и других стран для российских авиакомпаний — хочет расширить географию Мексикой, Турцией и ОАЭ. «Мы давно хотели разнообразить линейку продуктов, а события подтолкнули нас делать это оперативнее», — заключает предпринимательница. 

Елизавета Проселкова, основательница компании EP Advisory, оказывающей услуги карьерного консультирования для работы за границей, тоже планирует расширять список стран по релокации. Сейчас в штате компании 15 консультантов, которые работают с разными странами: Великобритания, Германия, Дания, Франция, Швейцария, ОАЭ. Скоро к команде присоединится консультант из Канады, говорит Проселкова.  

 
Роман Квиникадзе

EP Advisory, как и Hello Move, столкнулась со значительным ростом спроса. За неделю с 10 по 17 марта посещаемость сайта компании увеличилась на 1715%, а за тридцатидневный период (с 17 февраля по 17 марта) — на 577%. Это было связано в том числе с тем, что перед началом «военной операции»* на Украине EP Advisory запустила свою контентную платформу и с ее помощью смогла снизить цены на услуги по релокации для россиян, говорит Проселкова. На платформе собраны шаблоны и примеры резюме и сопроводительных писем, пособия для подготовки к собеседованию в Google, Amazon и Facebook и пр. Поначалу предпринимательница хотела разрабатывать платформу с нуля, но потом для скорости решила создать ее на базе сервиса Notion. «В конце февраля я поняла, что это было самым правильным решением», — признается Проселкова.

EP Advisory зарегистрирована в Великобритании, цены на ее услуги варьировались от $1045 до $4266 в зависимости от часов работы консультантов. После обвала курса рубля услуги компании стали для россиян слишком дороги, поэтому Проселкова решила пересмотреть ценовую политику. За $256 компания стала продавать доступ к платформе на базе Notion, в пакет за $913 дополнительно включили двухчасовую консультацию для подготовки к собеседованию, а также написание за клиента резюме и создание профиля в LinkedIn на английском языке. Самый дорогой пакет услуг теперь стоит $1913 — в него, помимо прочего, входит четыре часа поддержки консультанта, написание сопроводительного письма и доступ к базе специалистов по всему миру, которые готовы рекомендовать клиентов EP Advisory в свои компании. 

Раньше 65% клиентов сервиса составляли русскоговорящие люди, которые уже живут за границей и пребывает в поиске работы. 35% приходилось на тех, кто хочет переехать и работать не в России. По словам Проселковой, с конца февраля 2022 года это распределение стало почти прямо противоположным: около 70% клиентов сейчас — те, кто хочет уехать из России, и 30% — те, кто уже живет в другой стране. «В такой неоднозначной ситуации те, кто уже живет и работает за границей, не спешат менять работу», — заключает предпринимательница.

Оборотной стороной кризисного роста Hello Move и EP Advisory стали проблемы с оплатами, признаются Семина и Проселкова. Из-за того, что Mastercard и Visa приостановили финансовые операции в России, у компаний ограничились возможности принимать платежи на сайте от клиентов-россиян. «Пока как альтернативный способ оплаты услуг мы предлагаем банковский перевод. Но это добавляет нам огромное количество ручной работы», — сетует Проселкова. Hello Move и EP Advisory также принимают оплаты картами китайской платежной системы UnionPay. Но пока случаев оплаты такими картами немного — из-за дороговизны их оформления, говорят Семина и Проселкова. По словам последней, за период с 4 по 18 марта выручка EP Advisory выросла на 280%, но половина из этой суммы пока «висит в недошедших до компании платежах».

Короткая победа

На фоне падения курса рубля и проблем с логистикой производители стали повышать цены на некоторые категории товаров повседневного спроса. Например, 15 марта о повышении цен на продукцию в среднем на 43% заявила P&G (Procter & Gamble, выпускает товары бытовой химии и гигиены под брендами Ariel, Tide, Lenor, Fairy, Pampers, Always и др.). Как следствие, люди стали покупать эти товары в больших количествах впрок. По словам Михаила Бурмистрова, генерального директора «INFOLine-Аналитики», сейчас на исторических максимумах находятся продажи целого ряда товаров: прокладок, моющих и чистящих средств, подгузников. 

 

Одним из бенефициаров этого ажиотажного спроса стал российский бренд детской гигиены, косметики и бытовой химии NappyClub. Его сооснователь Роман Квиникадзе рассказывает, что за две недели марта компания продала около 80% стандартного месячного объема одноразовых детских подгузников и выручила 22 млн рублей против 18 млн рублей за весь февраль. Он объясняет это тем, что родители стремятся создать «подушку безопасности» хотя бы на ближайшее время, опасаясь возможного дефицита и скачка цен. 

Помимо Квиникадзе, в числе основателей NappyClub две молодые мамы, Ольга Жукова и Марина Головкова, и инвестор Антон Ануфриев. В 2016-м партнеры задумали создать продукт на уровне премиальных японских подгузников (Merries, Moonie и Goon) при ценах на 20–30% ниже. Чтобы сократить издержки, они решили продавать продукцию онлайн — напрямую потребителям и без посредников в цепочке поставок. Бренд динамично развивался, что привлекло внимание крупных инвесторов: в 2019 году 120 млн рублей в NappyClub вложил холдинг «Газпром-Медиа». К 2020 году компания расширила линейку продукции: к подгузникам и пеленкам добавилась детская и женская косметика и бытовая химия. Все это NappyClub производит на контрактных фабриках в Китае, России и Армении. По словам Квиникадзе, в 2021 году компания выручила на продаже своих товаров около 280 млн рублей.

Почти все материалы, из которых «собирается» подгузник, — специальная распущенная целлюлоза особой очистки, абсорбент (впитывающий слой), нетканое полотно — импортные. В феврале-марте 2022 году эти материалы подорожали в соответствии с изменением валютных курсов и ростом логистических издержек, рассказывает Квиникадзе. По его словам, в связи с этим вскоре NappyClub придется повысить стоимость своих товаров в среднем на 10–20%. Чтобы сохранить цены «адекватными для покупателей», компания ведет переговоры с турецкими контрактными производителями — логистика в этом случае может быть дешевле почти в два раза, говорит Квиникадзе.

Борис Паньков (Фото DR)

Бурмистров называет сверхприбыль всех выигравших от ажиотажного спроса производителей средств гигиены «пирровой победой». «Потребители сейчас покупают многое впрок — это сильно меняет ритмичность покупок. Так, многие женщины закупились прокладками вперед до конца года. Получается, они долгое время не будут их покупать, а производители не будут получать доход», — рассуждает он.

 

Квиникадзе согласен с тем, что текущий рост выручки будет значить просадку в будущем. Но надеется избежать этого падения за счет увеличения доли рынка NappyClub. За последние две недели компания, по его словам, получила несколько предложений от инвесторов о совместном проекте по созданию в России собственного производства средств детской гигиены. «Запуск такого производства позволит снизить зависимость от внешнего влияния и сохранить цены доступными для покупателей», — считает он.

По оценкам NappyClub, сейчас около 80% российского рынка детских товаров, в том числе и товаров первой необходимости, составляет продукция иностранных компаний. В сегменте одноразовых подгузников это Рampers (США), Huggies (Европа) и Merries (Япония). Квиникадзе считает, что собственное предприятие в России сможет обеспечить около 40% спроса россиян на средства детской гигиены. По его предварительным расчетам, строительство завода обойдется в $70 млн, а его годовой оборот может составлять $320 млн. 

В создании совместного с NappyClub предприятия заинтересован китайский производитель, уверяет Квиникадзе, не называя его. Партнерство с ним позволит компании быстро получить оборудование для производства средств детской гигиены, экспертизу в его настройке и обеспечит эффективные поставки китайских компонентов, надеется предприниматель.

Телематический рост

Еще одна ниша, растущая в кризис, — разработка софта. Из-за ухода иностранных вендоров из России и одновременного роста количества кибератак в конце февраля — начале марта 2022 года резко вырос спрос на услуги российских компаний по информационной безопасности. С валом новых клиентов столкнулись и производители решений в сфере мониторинга транспорта. Например, компания Omnicomm, которая производит датчики уровня топлива, GPS-трекеры и систему мониторинга транспорта, зафиксировала рост базы пользователей своих решений на 10% с 10 по 17 марта, рассказывает ее основатель Борис Паньков.

 

Паньков развивает компанию с конца 90-х. За годы он собрал базу из 750 партнеров-интеграторов, которые поставляют решения Omnicomm конечным клиентам в 113 странах. Клиенты интеграторов, транспортные компании, устанавливают на свои автомобили GPS-трекеры Omnicomm, чтобы следить за их перемещением, а также датчики, которые фиксируют расход топлива, — это помогает избежать хищений со стороны водителей и недоливов на заправках. Вся информация с трекеров и датчиков поступает в систему мониторинга — программное обеспечение, которое анализирует данные и выдает отчеты. С этим ПО работают диспетчеры-логисты, механики, руководители автопарков, рассказывает Паньков. 

Мартовский рост предприниматель связывает с уходом с российского рынка белорусской компании Gurtam (с 2021 года ее штаб-квартира находится в Вильнюсе). Она приостановила в России работу своей системы мониторинга транспорта Wialon и телематической бэкенд-платформы flespi. По оценкам Панькова, прежде Gurtam занимал 48% российского рынка транспортной телематики. «У них очень сильное и дешевое ПО», — отмечает предприниматель. С его оценкой согласен эксперт по телематике IT-интегратора Montrans Станислав Емельянов, по словам которого, Gurtam был «абсолютным лидером» российского рынка».

В Gurtam подтвердили Forbes, что их ПО занимает порядка 48% российского рынка систем мониторинга транспорта. По словам представителя Gurtam, 9 марта компания перестала заключать новые контракты, а также инициировала процесс расторжения текущих договоров с российскими партнерами. «При этом до момента расторжения договоров Gurtam будет в полном объеме выполнять свои обязательства», — уточнили в компании.

Наталья Семина (Фото DR)

Хотя Gurtam еще работает по текущим договорам, многие компании досрочно стремятся перейти на софт от отечественных производителей, рассказывает Емельянов. О «лавинообразном» росте спроса, помимо Панькова, говорит директор компании-производителя оборудования для мониторинга транспорта «Aвтограф» Юрий Томашко.

 

В Omnicomm ожидают прирост к клиентской базе на 30% с апреля по июнь 2022 года. Отложенный эффект связан с тем, что перевод клиентов с Gurtam на Omnicomm занимает время, объясняет Паньков: «Клиентам нужно заключить договор, пройти обучение, физически перенести данные из одной системы в другую». Компания уже расширяет штат и усиливает команду техподдержки, в ближайшее время Паньков планирует нанять десять новых сотрудников. Часть увеличившейся выручки предприниматель направит на адаптацию программного обеспечения Omnicomm к разным видам бизнеса новых клиентов. «Например, для сельскохозяйственной техники нужно отражать [в системе мониторинга] отклонения от маршрута комбайна и выгрузку зерна, а в карьерной технике — нагрузку на ось [машины]», — объясняет он.

Томашко рассказывает, что уход конкурента послужил катализатором для решения тех задач, которые ранее откладывались на потом. «Gurtam имел самую большую клиентскую базу, поэтому для их подключения необходимо срочно решать ряд технических и организационных моментов, связанных с серверами и хранилищами для обработки данных. Те резервы, которые имеются у участников рынка, скорее всего, недостаточны для обслуживания резко увеличивающейся клиентской базы», — говорит он. 

Емельянов не видит проблемы в недостатке серверов и хранилищ данных у производителей ПО для транспортной телематики и верит в быстрый переход клиентов с зарубежных решений на отечественные. «Серверные резервы у поставщиков российских решений всегда с запасом. Поэтому пока переварят и без расширения, в будущем запросто расширят свои мощности», — считает он.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+