«Мне не дают здесь развиваться»: почему руководители уходят из компаний
В конце 2021 года компания Hays опросила более 2000 сотрудников российских компаний и выяснила, что 68% топ-менеджеров задумываются о смене работы. Из них 33% просто открыты интересным предложениям, 25% уже находятся в поиске, а 10% планируют найти новую работу в течение года.
Если мысль о смене работы промелькнула уже не в первый раз, ее нельзя игнорировать. Не имеет значения, начинающий вы специалист или менеджер самого высокого уровня. — ощущение неустроенности и недовольство, для которых нет явных причин и плана дальнейших действий, могут серьезно испортить эмоциональный фон и даже подорвать здоровье.
Есть две диаметрально противоположные ситуации — когда правда нужны профессиональные перемены и когда дело совсем не в работе. В силу своей профессии я довольно часто встречаюсь с обоими сценариями. Иногда топ-менеджер недоволен зарплатой или спецификой бизнеса — решение этой ситуации кажется относительно более легким. Но иногда работа лишь ширма: за ней может скрываться только малая толика причин недовольства, но так хочется пенять именно на нее. Чтобы не совершить неверных шагов в карьере, важно быть честным с самим собой: может, это сквозняк совсем в другом помещении, а не в рабочем кабинете.
«Я ничего больше не умею»
Все то же исследование конца 2021 года показывает, что топ-менеджеры планируют сменить работу по разным причинам: из-за невозможности карьерного развития, недовольства зарплатой, задачами и корпоративной культурой работодателя, неочевидных перспектив карьерного роста, желания сменить сферу деятельности.
С финансовыми и карьерными мотиваторами все довольно линейно: нашел более высокооплачиваемую работу или должность повыше — и перешел. Тем более сейчас рынок постепенно становится кандидатским, особенно в таких сферах, как, например, IT.
Смена сферы деятельности — история более сложная. Но и она становится явлением все более распространенным: к нам постепенно приходит западный тренд на job consumption (дословно — «потребление работы»), когда кандидат постоянно меняет и компании, и должностные обязанности, и сферы, в том числе с целью найти свое истинное призвание.
Если человек понял, что выбрал не ту профессию, но ничего не меняет из страхов вроде «уже поздно», «я ничего больше не умею», «а кто будет за меня платить ипотеку?» — проблемные психологические состояния не заставят себя долго ждать. Самая лучшая работа — это если не высокооплачиваемое хобби, то уж точно то дело, которое вызывает воодушевление, питает позитивом и наполняет энергией. Современный мир уже позволяет сменить профессию. Да, это всегда непросто, но согласно прогнозам футурологов, в скором будущем профессии будут быстро появляться и исчезать и многим людям придется менять не только работу, но и сферы деятельности.
Смена работы из-за корпоративной культуры — явление менее понятное. Чаще оно встречается у специалистов и менеджеров среднего уровня, но иногда и среди руководителей. За этой формулировкой зачастую стоит разочарование, вызванное несоответствием ожиданий и реального положения дел в организации. Кандидату на этапе собеседования «продают» привлекательную демоверсию, но она не находит отражения в реальности, когда человек переступает порог компании.
Еще один из частных случаев недовольства культурой компании — несовпадение с «волной» отдела или подразделения, куда приходит кандидат. Бывает, что вся компания довольно дружелюбна, а конкретный отдел культивирует атмосферу исключительности и отдельности, некоего противопоставления. Если кандидат согласился работать в компании из-за ее ценностей, но не нашел их отражения среди ближайших коллег — разочарование неизбежно.
Другая распространенная ситуация: кандидата приглашают в компанию, где ему обещают больше свободы, возможность влиять на бизнес-решения и вносить значительный вклад в общее развитие фирмы. В реальности же все процессы, правила, процедуры и подходы либо уже жестко прописаны штаб-квартирой (чаще в западных компаниях), либо авторитарно спускаются сверху (чаще — в российских). Мотивация кандидата в таких случаях долго не протянет, если он, конечно, не смирится с положением дел, а это вряд ли гарантирует большую самоотдачу в работе.
Эти примеры разные, но их объединяет одно — непроработанные взаимные ожидания и недостаточно глубокое знакомство сторон. Лично я предпочитаю слышать от своих людей, прошедших испытательный срок, что-то вроде: «Запугивали вы меня на интервью. Все оказалось проще и легче».
Сменить декорации
Далеко не всегда мысли об уходе спровоцированы причинами, обозначенными выше. Безусловно, ни специалисты, ни топы не застрахованы от спонтанного ощущения, что работодателя или даже сферу деятельности пора менять. Но как же понять, что время больших перемен действительно пришло? И как убедиться в том, что это желание истинное?
Важно, чтобы решение об уходе складывалось из анализа как рационального (все ли возможности исчерпал, поговорил ли обо всем честно и открыто с руководством, понятны ли все возможности внутри компании, действительно ли среди них нет ничего подходящего), так и иррационального компонента. И со вторым начинается самое интересное.
Чтобы препарировать иррациональный компонент по-взрослому, нужен серьезный запас честности с самим собой и высокий уровень осознанности. Для принятия правильного решения необходимо не только назвать своими именами эмоции, которые вы переживаете, но и постараться найти их истинную причину.
Нередки ситуации, когда человек занимает недостаточно зрелую позицию по отношению к тем сложностям, которые возникают на рабочем месте. И начинает дуться на работу за то, что она не так легка, проста, вкусна, как ему хотелось бы. Или коллеги какие-то не такие. Еще более сложный случай, когда менеджер сам себе не может объяснить, что на самом деле не так. Он понимает, что все вокруг раздражает, но не понимает причины — и придумывает отговорку в стиле «мне не дают здесь развиваться», а затем меняет декорации. Опасность такого подхода в том, что смена декораций не гарантирует успокоения и удовлетворения. А вот все «чемоданы без ручки» гарантированно переезжают вместе с ним в следующую компанию. Вернее, переезжают не вместе, а внутри.
Есть ряд вопросов к себе, честный ответ на которые поможет не только избежать ошибочного перехода, но и лучше разобраться в себе, выйти на следующий уровень развития. Вот они:
● Я действительно делаю шаг к чему-то бо́льшему или от чего-то бегу?
● Стакан наполовину пуст или наполовину полон?
● Мне есть чему поучиться на своих ошибках? Или все они следствие несовершенства мира и некомпетентности других людей?
● Умею ли я признавать свою неправоту? Не просто подумать про себя, а сказать второй стороне: «Сорри, я был неправ».
● Не слишком ли часто мнение бывает или моим, или неправильным?
● Умею ли я находить компромиссы, стремлюсь ли договариваться с коллегами?
● Куда течет, а куда не течет моя энергия?
● И один из самых важных — я осознаю свои эмоции и их глубинные причины?
Лучший совет из возможных — не пытаться разобраться в хитросплетениях профессиональной судьбы самостоятельно. Лучше брать «помощь зала» в виде коуча, а при особо тяжелых эмоциональных состояниях — даже терапевта. Только они в состоянии помочь вам найти ответы на эти вопросы — по двум причинам. Во-первых, мало кто способен к действительно глубокой саморефлексии. А во-вторых, полученные инсайты могут быть полезны не только для карьеры, но и для жизни в целом. Работа и то, что с нами происходит в ее стенах, — это один из способов детальнее рассмотреть свое истинное «я».
В награду за стремление разобраться во всем честно мир заиграет новыми красками. И либо необходимость перемен станет полностью осознанной и проанализированной, либо желание побега трансформируется в могучее «я еще здесь натворю дел!».
Отпустить нельзя держать
Решение уйти или остаться не единственная дилемма в этом уравнении. Работодатель в такой ситуации представлен конкретным живым человеком, перед которым, скорее всего, тоже встал выбор — расстаться или побороться за сомневающегося.
С уверенными в своем уходе по очевидным рациональным причинам все просто: если компания не может предложить им то, что они ждут, лучше отпустить. Это, кстати, часто создает возможности для тех, кто остается.
Но что делать с сомневающимися? Эта дилемма очень непростая. В первую очередь потому, что в таком уравнении уже две переменные: не только сомневающийся не знает, как правильно поступить, но и его менеджер не имеет четкого ответа на этот вопрос.
В такой ситуации важно понять, что стоит ненадолго отодвинуть интересы компании на второй план и постараться помочь человеку понять самого себя. На то вы и руководитель, чтобы сидеть выше и глядеть дальше. Нет никакого смысла уговаривать, убеждать и умолять остаться: если он совершит ошибку, оставшись, вы тоже ошибетесь.
Основные причины ухода я описал выше. Когда вы поймете, с каким из них имеете дело, решение придет само собой. Поэтому разговаривайте с человеком и старайтесь не только его понять и услышать, но и помочь ему услышать самого себя. Тогда кажущийся lose-lose (обе стороны в проигрыше. — Forbes) может вполне превратиться в win-win (обе стороны выигрывают. — Forbes), даже если в итоге вы все-таки расстанетесь.
Прыгающие топы
Руководители, как правило, не любят «прыгунов». Полтора-два года в одной компании — минимальное ожидание от стартовых ролей. Для топ- и мидл-менеджеров ситуация иная. «Прыгающие» топы уже на третьем прыжке серьезно портят себе резюме. Если вы не проектный менеджер (сделать, построить, проинформировать), то прыжки точно не к лицу вашей карьерной истории: потенциальный руководитель может засомневаться, начать подозревать человека в неуживчивости или в некомпетентности.
Три-четыре года — это срок, за который топ-менеджер может осуществить хотя бы какие-то качественные изменения в компании. Чтобы принести максимальную пользу, в должности желательно пробыть пять–семь лет. Если хочется уйти раньше, то важно максимально взвешенно оценивать свои переходы и понимать, через какую призму вас станет оценивать будущий работодатель.
Безусловно, нет никакого однозначного рецепта, следуя которому стоит менять работу раз в Х лет. Но нужно помнить: если ты несколько лет работаешь на одной должности и никак не развиваешься, то постепенно жизнь превращается в день сурка — ты перестаешь шагать в ногу со временем и начинаешь отставать от актуальных тенденций.
В западных компаниях существует практика, когда менеджер может поменять отдел или заняться направлением, которое не связано с его предыдущим опытом. Он знает компанию, продукт, сервис и, например, переходит из HR в маркетинг, где занимается принципиально иной работой. Такой вариант может помочь сомневающимся. Но если и он не помогает, точно нужны более радикальные перемены.
Уходя — уходи?
Расставаться тоже нужно уметь. Свой уход из компании лучше сделать максимально прозрачным, понятным и честным. Самое важное — не создать бизнесу и коллегам лишних проблем. Всегда можно уйти в формате «вот заявление, через две недели пока-пока». Но можно сделать то же самое, сперва подготовив почву и смягчив удар для компании.
Постарайтесь оставить климат в своей команде здоровым, поговорить со всеми, убедить в том, что у них все получится, поделиться позитивными причинами своего ухода: «Я ушел потому, что двигаюсь вперед, к определенным целям, а не потому, что мне с вами плохо». Важно помочь компании себя заменить, перераспределить задачи между людьми. Руководителю — помочь найти того, кто займет освободившееся место, возможно, кого-то порекомендовать.
Если речь об уходе менеджера, очень здорово дать компании немного больше времени подготовиться. Стандартных двух недель недостаточно. В нашей практике бывали случаи, когда люди предупреждали руководство за полгода, еще ничего не найдя. Но будет ли такой подход безопасным для человека, сильно зависит от компании.
Не стоит закрывать дверь слишком плотно и уж тем более ею хлопать. Куда более дальновидно оставить ее приоткрытой и сохранить возможность когда-нибудь вернуться. Такая практика пока не сильно распространена, но мне кажется, что возвращаться обратно в определенных обстоятельствах вполне нормально. Все течет, все меняется — вы могли уйти из одной компании, а вернуться в несколько иную. Или на другие задачи. И ничего зазорного в этом нет. «Уходя — уходи» — это уже old school (старая школа. — Forbes). Работа в другом месте позволяет обогатиться новым опытом, который может быть востребован на прежнем месте работы. Так что выиграют обе стороны.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора