Неустойчивое владение: как розничные инвесторы влияют на российскую политику
Начало 2022 года — точно не самое лучшее время для разговоров о привлекательности фондового рынка. Российские биржевые индексы находятся в сложной динамике и жесткой зависимости от внешнего фона, на который компании никак повлиять не могут. Но за прошедшие два года миллионы граждан стали покупать и продавать акции — сформировался новый социальный слой мелких собственников. Причем оценка их собственности постоянно меняется, зависит от массы факторов, а значит, и само владение принимает неустойчивый характер.
Такой собственник становится чуток к «внешнему гулу», переводит телевизионную картинку на язык своего частного существования. В его сознании появляется связь между политикой, макроэкономикой и личным кошельком. А это один из путей к гражданскому обществу, которое возникает тогда, когда формируется зависимость между личным интересом и качеством общественных институтов.
Общество инвесторов
До начала эскалации вокруг Украины Московская биржа сообщала, что количество физических лиц, имеющих брокерские счета на Московской бирже, за 2021 год увеличилось почти вдвое и составило порядка 17 млн, или более 10% населения России. Ими открыто 27,7 млн брокерских счетов. Активность частных инвесторов в 2021 году достигла максимального уровня за всю историю наблюдений — ежемесячно сделки заключали более 2 млн человек (в 2020 году — 847 000).
Наверняка, последние события на рынке скорректируют этот поток. Однако база создана, ее динамика — уже вопрос времени и обстоятельств.
Поэтому важно рассматривать этот слой не только с точки зрения корпоративной политики бизнеса, но и социальных процессов. Британские социологи, например, проводили эксперимент: давали довольно большой группе деньги с обязательством вложить их в акции компаний, а затем отслеживали общественные настроения новых акционеров. По мере увлечения фондовым рынком в группе возникало смещение в сторону праволиберальных ценностей.
Увязка динамики личных сбережений с общественным контекстом может стать новым фактором внутренней политики и в России. Например, поддерживают ли розничные инвесторы эскалацию вокруг Украины, если их инвестиции падают на 20-30%? Как они оценивают долгосрочные перспективы страны? Предпочитают ли российские или зарубежные активы?
Но дело не только в политике. Постепенно в слое розничных инвесторов возникают практики бренд-активизма, ценностных реакций на поведение компаний и внутренней консолидации. В январе 2021 года американские розничные инвесторы просто ради «фана» взвинтили акции компании GameStop на 700%, переиграв мейджоров Уолл-стрит. Для России такой сценарий совместных атакующих стратегий маловероятен, нашим инвесторам ближе более мягкий вариант управляемых предпочтений: например, выбор акций американских компаний за их инновационность и глобальность в качестве внутренней ценностной позиции.
Молодые поколения, которые держат в руках гаджеты с инвестиционными приложениями и при этом способны к широким горизонтальным коммуникациям в социальных сетях, во многом обеспечили иррациональный рост капитализации Tesla, когда компания в какой-то момент обошла по стоимости следующие за ней девять мировых автоконцернов. Но Tesla создала привлекательный для массового слоя миф «покупки будущего».
Обратная сторона этого процесса — риск того, что розничные игроки легко поддаются смене настроений, подвержены манипуляциям. Например, можно управлять настроениями инвесторов через Telegram-каналы, взвинчивая капитализацию отдельных компаний.
Установки игроков
Как устроен этот слой, какие в нем группы, предпочтения — исследований по этому поводу мало. В 2021 году Центробанк выпустил отчет, который описал средний портрет инвестора на основе ряда формальных показателей. В декабре появилось исследование центра социального проектирования «Платформа» с более глубоким ценностным и социологическим анализом. В нем показано, что волна новых инвесторов состоит из нескольких довольно размытых сегментов. Есть группа, которая нацелена на сохранение сбережений или стабильный рост дохода, при этом для трети опрошенных интересен и момент игры, неизвестности, которая не исключает ни провала, ни быстрого выигрыша. А это принципиально разные установки.
Социологи выделили четыре социальных кластера внутри группы: инвесторы с ключевым фокусом на стабильности (52%), с фокусом на качестве корпоративной среды (21%), на инновационности (16%), на экологических факторах (11%). Как видно, доля тех, для кого ESG-факторы имеют принципиальное значение, не так велика, но она имеет тенденцию к росту.
Эти группы по-разному могут реагировать на стереотипы в отношении эмитентов. Для одних важна стабильность, прогнозируемость дохода, замена депозита. Поэтому они ориентируются на дивидендные акции, смотрят на их динамику. Здесь в фаворитах такие компании, как «Сургутнефтегаз», НЛМК, «Северсталь», «Норникель», МТС. А для других интересны дальние перспективы, компании формируют для них инвестиционный образ будущего. И здесь другие компании — «Газпром», «Яндекс», «Сбер», «Норникель», «Лукойл». Чтобы компания стала настоящим инвестиционным «блокбастером», она должна попасть в обе ниши. И компании уже начинают это движение.
Спустя какое-то время будет интересно зафиксировать, как розничные инвесторы пережили стресс январского падения рынка, например как изменилось их отношение к акциям российских компаний: где сохранялась вера в восстановление и рост, в каких случаях охватывали паника и разочарование. Но это дело будущего. Пока же понятно, что учитывать новую группу надо и государству, и IR-службам бизнеса, традиционно настроенным на работу с крупными фондами, а не на нервную и нестабильную массу пришедших на рынок игроков.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора