К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Неустойчивое владение: как розничные инвесторы влияют на российскую политику

Фото Spencer Platt / Getty Images
Фото Spencer Platt / Getty Images
Все более многочисленные розничные инвесторы могут стать новым фактором российской внутренней политики, особенно на фоне рыночных потрясений. А IR-службам крупных корпораций, устанавливающим и поддерживающим долгосрочные связи с акционерами (инвесторами) и различными структурами финансового рынка, стоит внимательнее изучать предпочтения мелких игроков, считает социолог Алексей Фирсов

Начало 2022 года — точно не самое лучшее время для разговоров о привлекательности фондового рынка. Российские биржевые индексы находятся в сложной динамике и жесткой зависимости от внешнего фона, на который компании никак повлиять не могут. Но за прошедшие два года миллионы граждан стали покупать и продавать акции — сформировался новый социальный слой мелких собственников. Причем оценка их собственности постоянно меняется, зависит от массы факторов, а значит, и само владение принимает неустойчивый характер. 

Такой собственник становится чуток к «внешнему гулу», переводит телевизионную картинку на язык своего частного существования. В его сознании появляется связь между политикой, макроэкономикой и личным кошельком. А это один из путей к гражданскому обществу, которое возникает тогда, когда формируется зависимость между личным интересом и качеством общественных институтов.

Общество инвесторов

До начала эскалации вокруг Украины Московская биржа сообщала, что количество физических лиц, имеющих брокерские счета на Московской бирже, за 2021 год увеличилось почти вдвое и составило порядка 17 млн, или более 10% населения России. Ими открыто 27,7 млн брокерских счетов. Активность частных инвесторов в 2021 году достигла максимального уровня за всю историю наблюдений — ежемесячно сделки заключали более 2 млн человек (в 2020 году — 847 000).

 

Наверняка, последние события на рынке скорректируют этот поток. Однако база создана, ее динамика — уже вопрос времени и обстоятельств. 

Поэтому важно рассматривать этот слой не только с точки зрения корпоративной политики бизнеса, но и социальных процессов. Британские социологи, например, проводили эксперимент: давали довольно большой группе деньги с обязательством вложить их в акции компаний, а затем отслеживали общественные настроения новых акционеров. По мере увлечения фондовым рынком в группе возникало смещение в сторону праволиберальных ценностей.

 

Увязка динамики личных сбережений с общественным контекстом может стать новым фактором внутренней политики и в России. Например, поддерживают ли розничные инвесторы эскалацию вокруг Украины, если их инвестиции падают на 20-30%? Как они оценивают долгосрочные перспективы страны? Предпочитают ли российские или зарубежные активы? 

Но дело не только в политике. Постепенно в слое розничных инвесторов возникают практики бренд-активизма, ценностных реакций на поведение компаний и внутренней консолидации.  В январе 2021 года американские розничные инвесторы просто ради «фана» взвинтили акции компании GameStop на 700%, переиграв мейджоров Уолл-стрит. Для России такой сценарий совместных атакующих стратегий маловероятен, нашим инвесторам ближе более мягкий вариант управляемых предпочтений: например, выбор акций американских компаний за их инновационность и глобальность в качестве внутренней ценностной позиции.

Молодые поколения, которые держат в руках гаджеты с инвестиционными приложениями и при этом способны к широким горизонтальным коммуникациям в социальных сетях, во многом обеспечили иррациональный рост капитализации Tesla, когда компания в какой-то момент обошла по стоимости следующие за ней девять мировых автоконцернов. Но Tesla создала привлекательный для массового слоя миф «покупки будущего». 

 

Обратная сторона этого процесса — риск того, что розничные игроки легко поддаются смене настроений, подвержены манипуляциям. Например, можно управлять настроениями инвесторов через Telegram-каналы, взвинчивая капитализацию отдельных компаний.

Установки игроков

Как устроен этот слой, какие в нем группы, предпочтения — исследований по этому поводу мало. В 2021 году Центробанк выпустил отчет, который описал средний портрет инвестора на основе ряда формальных показателей. В декабре появилось исследование центра социального проектирования «Платформа» с более глубоким ценностным и социологическим анализом. В нем показано, что волна новых инвесторов состоит из нескольких довольно размытых сегментов. Есть группа, которая нацелена на сохранение сбережений или стабильный рост дохода, при этом для трети опрошенных интересен и момент игры, неизвестности, которая не исключает ни провала, ни быстрого выигрыша. А это принципиально разные установки. 

Социологи выделили четыре социальных кластера внутри группы: инвесторы с ключевым фокусом на стабильности (52%), с фокусом на качестве корпоративной среды (21%), на инновационности (16%), на экологических факторах (11%). Как видно, доля тех, для кого ESG-факторы имеют принципиальное значение, не так велика, но она имеет тенденцию к росту. 

Эти группы по-разному могут реагировать на стереотипы в отношении эмитентов. Для одних важна стабильность, прогнозируемость дохода, замена депозита. Поэтому они ориентируются на дивидендные акции, смотрят на их динамику. Здесь в фаворитах такие компании, как «Сургутнефтегаз», НЛМК, «Северсталь», «Норникель», МТС. А для других интересны дальние перспективы, компании формируют для них инвестиционный образ будущего. И здесь другие компании — «Газпром», «Яндекс», «Сбер», «Норникель», «Лукойл». Чтобы компания стала настоящим инвестиционным «блокбастером», она должна попасть в обе ниши. И компании уже начинают это движение. 

Спустя какое-то время будет интересно зафиксировать, как розничные инвесторы пережили стресс январского падения рынка, например как изменилось их отношение к акциям российских компаний: где сохранялась вера в восстановление и рост, в каких случаях охватывали паника и разочарование. Но это дело будущего. Пока же понятно, что учитывать новую группу надо и государству, и IR-службам бизнеса, традиционно настроенным на работу с крупными фондами, а не на нервную и нестабильную массу пришедших на рынок игроков.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+