К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Никто не знал, что будет завтра»: каким был 2021-й для бизнеса

Открытие магазина после ограничений из-за пандемии коронавируса COVID-19 (Фото Романа Пименова/ТАСС)
Открытие магазина после ограничений из-за пандемии коронавируса COVID-19 (Фото Романа Пименова/ТАСС)
Большинство российских компаний в 2021 году нарастили обороты по сравнению с пандемийным 2020-м, но так и не вернулись к показателям докризисного 2019 года. Хуже всего от последствий COVID-19 восстанавливается сфера услуг: компании фиксируют отток персонала, рост закупочных цен и стоимости аренды, с которыми не могут справиться из-за вынужденных простоев. Forbes изучил, как изменились показатели российского бизнеса в 2021 году, и пообщался с предпринимателями из буксующих и растущих сфер

«Если 2020 год был просто катастрофой, то этот — выход из комы, но очень постепенный, неконтролируемый», — говорит генеральный директор сети кинотеатров «Киномакс» Дмитрий Нартов. По его словам, в месяц в 2021 году сеть в основном получала на 30–40% меньше выручки, чем в докризисном 2019-м, и в итоге планирует закрыть год с убытком или в лучшем случае прибылью «около нуля».

Уходящий год оказался тяжелым не только для кинотеатров, но и для общепита, бьюти-индустрии, фитнеса и многих других сфер. Бизнес начал было выходить на допандемийные показатели, но столкнулся с новыми вызовами — обязательной вакцинацией сотрудников, QR-кодами, нерабочими днями и запретом на посещение торговых центров для молодежи. Оборот опрошенных Forbes рестораторов, владельцев салонов красоты и кинотеатров в 2021 году оказался на 25-30% ниже, чем в 2019-м.

По данным аналитического ресурса «Чек Индекс» оператора фискальных данных «Платформа ОФД» (обслуживает более 1 млн онлайн-касс в России), в 2021 году бизнес в основном нарастил обороты по сравнению с кризисным 2020-м. Выручка малых российских компаний за год суммарно увеличилась на 50%, подсчитали эксперты платформы «Бухсофт» (входит в группу «Актион»). Однако большая часть компаний так и не вернулась к показателям 2019 года, подтверждают слова опрошенных Forbes бизнесменов в «Чек Индексе». Исключение — поставщики медицинских услуг и продавцы электроники: по данным ресурса, объем их продаж в 2021 году превысил показатели 2019 года на 29% и 31% соответственно.

 
Хуже всего от последствий пандемии восстанавливаются бары и рестораны (Фото Кирилла Кухмаря/ТАСС)

Хуже всего от последствий пандемии восстанавливаются бары и рестораны, парикмахерские и салоны красоты, продуктовые магазины у дома, свидетельствуют данные «Чек Индекса». Первые в 2021 году нарастили объем продаж на 24% по сравнению с 2020 годом, но этот результат оказался на 15% ниже, чем в 2019-м. У компаний из индустрии красоты и магазинов у дома похожая ситуация: объемы их продаж в 2021 году выросли на 3% по сравнению с предыдущим годом, но оказались на 10-11% ниже, чем в 2019-м.

Не все компании пережили 2021 год. По подсчетам аналитиков компании «Контур», общее количество российских юрлиц и индивидуальных предпринимателей за 2021 год сократилось на 2% — до 6,7 млн. При этом число организаций, входящих в реестр малого и среднего предпринимательства, после сокращения на 15% в 2020 году выросло на 11% в 2021-м, следует из данных «Контура». 

 

К малым относятся предприятия, выручка которых не превышает 800 млн рублей, число сотрудников — до 100 человек. К средним — компании с выручкой до 2 млрд рублей и штатом до 250 человек. «Можно предположить, что в 2021 году произошло сокращение объемов бизнеса, что привело к включению некогда крупных игроков в реестр малых и средних предприятий», — считает аналитик больших данных в компании «Контур» Владимир Савельев. По подсчетам компании, сильнее всего по числу игроков прибавили сферы производства табачных изделий, почтовой и курьерской деятельности, добычи металлических руд, образования, разработки программного обеспечения и услуг в области ликвидации последствий загрязнений. 

Более 40% малых российских компаний в 2021 году не прекратили деятельность, но приостановили ее, выяснили аналитики «Бухсофта». Таким образом, по документам они остались в числе существующих, но по факту деятельность не ведут и вскоре могут закрыться, говорят в «Бухсофте».

Forbes пообщался с предпринимателями из растущих сфер и теми, кто только мечтает вернуться к докризисным показателям, и узнал, каким для них был 2021 год.

 

«Сплошная неопределенность»

Если в 2020 году была «точечная кризисная ситуация», то в 2021-м пришлось оценивать результаты коронакризиса «в эмоциональном и рациональном аспектах»,  говорит основательница сети салонов маникюра «Пальчики» Нина Литвинова.

Выручка сети «Пальчики» в 2021 году выросла всего на 5% по сравнению с кризисным 2020-м. «О том, чтобы вернуться к показателям 2019 года, пока говорить не приходится», — сетует Литвинова. По ее словам, выручка за прошедший год на четверть меньше полученной в 2019-м. Сказался на этом в том числе ноябрьский локдаун, который действовал в Москве и многих российских регионах с конца октября по 7 ноября. За неделю простоя сеть Литвиновой потеряла 25% обычного месячного оборота и не восполнила его после снятия ограничений. 

Одной из основных проблем года стала потеря мастеров из-за обязательной вакцинации, полагает Литвинова. В середине июня 2021-го власти Москвы, а затем и других регионов потребовали вакцинировать 60% работников ряда отраслей, в том числе торговли, салонов красоты и фитнес-центров, общепита, театров и кинотеатров. В Москве нужно было обеспечить необходимый порог вакцинировавшихся до 15 августа — в противном случае бизнесу грозили санкции, вплоть до 90-дневной приостановки деятельности. Именно это привело к оттоку кадров, уверяет Литвинова: «На рынке сложилась ситуация, когда многие мастера, которые не захотели вакцинироваться, оформились как самозанятые и начали работать на дому. Активно стали появляться целые домашние салоны красоты: несколько мастеров снимают квартиру и незаконно оказывают услуги без вакцинации». 

Одной из основных проблем года стала потеря мастеров из-за обязательной вакцинации (Фото Агентства «Москва»)

О похожей тенденции говорит и основатель сети салонов красоты «Персона», и президент Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Игорь Стоянов. По его подсчетам, до пандемии мастера-частники занимали 30-40% рынка, сейчас — почти 65%. «Это создает дефицит на рынке труда», — резюмирует он. 

Чтобы бороться с нехваткой кадров, Литвинова вновь открыла учебный центр, который закрывала в марте 2020 года. Но если раньше в нем обучали мастеров, которые могли устроиться в другие салоны, то теперь Литвинова готовит специалистов только для себя.

 

Другая, не менее критичная для салонов красоты проблема — социальная дистанция 1,5 метра, которую точки должны соблюдать с начала июня 2020 года. Из-за нее в «Пальчиках» вдвое сократилось количество рабочих мест и, соответственно, клиентов, которых можно принять одновременно. Но с введением обязательной вакцинации требование о соблюдении дистанции стало абсурдным, считает Литвинова: «Все наши мастера вакцинированы и используют средства защиты — социальная дистанция только мешает бизнесу и психологически давит на гостей». 

Повлиял на финансовые показатели салонов и рост цен на все комплектующие (оборудование, средства для маникюра и пр.) на 20% в течение года, говорит Литвинова. Стоянов отмечает, что по бьюти-индустрии также ударила повышенная активность маркетплейсов — Ozon и Wildberries. «Раньше на тюбиках профессиональных средств было написано, что они предназначены только для продажи в салонах и профессиональных магазинах — теперь их можно легко заказать в интернете по более низкой цене», — объясняет предприниматель.  

«Приходилось выгрызать каждый рубль»

Для сети «Киномакс» неожиданно хорошим месяцем в 2021 году стал сентябрь, когда вышли фильмы «Дюна» и «Веном». По данным ЕАИС, «Дюна» в день премьеры 16 сентября собрала в российском прокате более 100 млн рублей, «Веном», вышедший 30 сентября, — более 200 млн рублей. В этом месяце выручка «Киномакса» была выше показателей 2019 года.

Впрочем, уже в ноябре произошел очередной отскок — выручка оказалась в 3 раза меньше по сравнению с 2019-м, вздыхает гендиректор сети Дмитрий Нартов. По его словам, «катастрофическую» роль сыграл краткосрочный локдаун и запрет доступа молодежи до 18 лет без сопровождения взрослых в торговые центры во многих регионах. Такое ограничение в конце октября — начале ноября вступило в силу, к примеру, в Пскове, Омске и Екатеринбурге.

 
Неожиданно хорошим месяцем в 2021 году стал сентябрь, когда вышли фильмы «Дюна» и «Веном» (Фото Максима Киселева/ТАСС)

По словам Нартова, фоном пандемийных ограничений в 2021-м были «постоянная нервотрепка с арендодателями» — из-за «плавающей» выручки сети приходилось раз в несколько месяцев пересматривать условия аренды. Каждый пятый арендодатель шел на уступки «со скрипом», утверждает Нартов: «Приходилось выгрызать просто каждый рубль». Топ-менеджер то и дело вспоминает и проверки Роспотребнадзора: «К нам приходили и штрафовали нас буквально каждый день». Тем не менее «Киномаксу», с его слов, удалось оспорить в суде почти все такие штрафы. «Например, если штраф был за нарушение масочного режима, мы говорили, что не можем насильно заставить посетителя надеть маску, но выполняем законодательное требование — не продаем билеты тем, на ком маски нет. Суд вставал на нашу сторону», — объясняет Нартов.

Как и многие салоны красоты, «Киномакс» в 2021 году столкнулся с нехваткой кадров. Но если у салонов ее спровоцировало нежелание сотрудников вакцинироваться, то у кинотеатров — частые конфликты посетителей с персоналом. «Все [посетители] устали от соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и социальной дистанции, все злые и при любой соответствующей просьбе персонала бросаются в драку, — рассказывает Нартов. — 20-летних сотрудников, которые стоят за барной стойкой, это достает — многие не выдерживают, уходят и не хотят возвращаться». По словам Нартова, из-за оттока штат «Киномакса» сократился на 30-40%. Сеть заменила многие кассы на терминалы оплаты и создала «летучие бригады», которые могут работать не в одном, а сразу в нескольких кинотеатрах.

Еще в 2020 году кинотеатральная индустрия потеряла значительную часть рекламодателей — они не вернулись и в 2021 году, сетует Нартов: «Никто не хочет давать рекламу, если у нас нет зрителей, если действуют ограничения». В результате «Киномакс» планирует закрыть год с выручкой на треть ниже той, что была в 2019-м.

«Рынок лихорадило»

Еще одна отрасль, которая так и не успела оправиться от последствий 2020 года, — общепит. Ресторатор Тахир Холикбердиев утверждает, что его московские рестораны Barbosco и «Ребро Адама» тоже закроют 2021 год с выручкой на 30% меньше, чем в 2019-м. Причин несколько — отток кадров, подорожание аренды и продуктов, работа по QR-кодам и ноябрьский локдаун.

 

Нехватку персонала Холикбердиев объясняет тем, что многие сотрудники после 2020 года разочаровались в отрасли и решили сменить сферу деятельности на более стабильную. По данным HeadHunter, с января по сентябрь 2021 года спрос на персонал у рестораторов и отельеров вырос более чем в два раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. Сказался и отъезд мигрантов, и переток сотрудников в южные регионы России, рассказывал «Ведомостям» омбудсмен в сфере ресторанного бизнеса Москвы Сергей Миронов. 

Одним из самых сложных для общепита стал период с 28 июня по 19 июля 2021 года, когда для посещения кафе и ресторанов нужно было предъявить QR-код, говорит Холикбердиев: «Те проекты, у которых есть летние веранды, за этот период не потеряли ничего, а те, у кого веранд нет, — до 90%». 

По словам Холикбердиева, ноябрьский локдаун привел не только к потерям 30% выручки, но и к «замедленному эффекту» падения спроса: за период нерабочих дней люди потратили деньги, которые должны были тратить равномерно на протяжении всего ноября. «Заведения недополучили 40-50% трафика из-за того, что люди потратили все деньги в начале ноября — прежде всего в регионах, куда отправились на выходные. А в декабре начали экономить перед новогодними праздниками», — говорит ресторатор. 

Несмотря на то что отрасль не успела восстановиться, цены на аренду вернулись на уровень начала 2020 года, сетует Холикбердиев. Президент ассоциации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров в беседе с Forbes утверждает, что за 2021 год стоимость аренды выросла на 50%. 

 

Самым сложным для отрасли было отсутствие горизонта планирования, считает Бухаров: «Весь год никто не знал, что будет завтра. Рынок лихорадило». По его оценкам, объем ресторанного рынка в целом за год сократился на 20%. При этом фастфуд, который специализируется на доставке, «чувствует себя прекрасно», а почти все традиционные рестораны фиксируют потери, говорит Бухаров. 

«Чудовищные» темпы роста

Одни из главных бенефициаров 2021 года — IT-отрасль. Продолжающийся рост рынка доставки еды, онлайн-образования и других сфер спровоцировал небывалый спрос на айтишников. Бизнес рекрутингового агентства Selecty, которое специализируется на найме разработчиков, вырос второе, говорит партнер агентства Арсений Федоткин. По его словам, штат Selecty за год увеличился с 200 до 700 сотрудников. 

Федоткин считает, что катализатором бума в IT стал спрос компаний из финтех-сферы и ретейлеров на IT-аутсорсинг — частичную или полную передачу разработки и обслуживания IT-инфраструктуры в руки сторонних компаний или разработчиков. По его словам, в Selecty количество заказов на IT-аутсорсинг в 2021 году выросло на 70% по сравнению с прошлым годом. 

О быстром росте всей IT-сферы в 2021 году говорит и Дмитрий Желнин, основатель разработчика цифровых сервисов и мобильных приложений для крупного бизнеса 65apps. «Однако это не тот рост, который однозначно радует предпринимателя — в такой турбулентной ситуации быстрые изменения могут погубить компанию», — сетует Желнин. По его словам, в 2021 году у сервисных IT-компаний произошло «драматическое» падение EBITDA.

 

Причина падения — «чудовищные» темпы роста зарплат разработчиков на фоне ажиотажа в IT, признается Желнин: «Разработчики хотят получать в два раза больше, но клиент платить в два раза больше не готов». По его мнению, ситуация усугубляется с каждой неделей и может стать еще более критичной для всех компаний IT-рынка в 2022 году.

Перед разработчиками, по словам Желнина, стоит и другой вызов — изменение запроса клиентов в сторону цифровой трансформации. «Мы заметили, что на фоне всех пандемийных перемен этот термин перестал быть булшитом или чем-то непонятным, — рассказывает он. — Сейчас мы очень быстро наращиваем навыки в процессах оцифровки, цифровизации и цифровой трансформации — чем они отличаются, какую ценность несут и каким образом имплементируются в бизнес клиента». 

Желнин уверен, что IT-компании, который не научатся трансформировать бизнес клиента в цифровой, не выживут. «Перспективы нашего бизнеса такие — либо он складывается и мы уходим в субподряд, либо делаем резкий рывок в понимании, как сделать бизнес клиента цифровым. Это главный вызов следующего года. Не только для нас», — считает он.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+