Дайвингу в Московской школе управления посвящен целый модуль. Теоретическая подготовка, тренировки в бассейне и, наконец — реальные погружения в Красное море. Во время изучения теории воображение рисует заплывы вдоль коралловых рифов, неспешное созерцание тропических рыб и другие красивые картинки, заложенные в подсознание фотографиями из Facebook и Instagram. Однако эти иллюзии разбились довольно быстро, когда после успешно сданного экзамена по теории наступила очередь тренировок в бассейне.
Как удержаться от вдоха носом, если слетит маска? Как успеть доплыть до дайвинг-партнера, который, очевидно, забыл, что нельзя так сильно отдаляться от соседа — вдруг что случится? После второй тренировки пришло осознание: бессмысленно ждать разбора каждого возможного кейса и чрезвычайной ситуации с лектором в классе. Все придется изучать опытным путем.
Сенсорная депривация, достигнутая за счет невесомости и невозможности поговорить, обостряет все возможные проблемы в коммуникации, взаимодействии, организации процессов. Здесь они физически тебя настигают, и их уже не получается игнорировать под благовидными предлогами непонимания или загруженности. Под водой я сделала три открытия, которые помогли моему развитию как управленца.
Погружение в задачу
Каждая команда утром получала задачу на погружение и карту. На берегу всем казалось очевидным, как нужно решать игровую задачу. На практике, когда мы заходили в воду, превращались из команды в лебедя, рака и щуку из басни Крылова. Нужно было на суше распределить роли, назначить цели и задачи для каждого игрока.
Вывод: то, что кажется очевидным, не очевидно. Всегда имеет смысл сначала «реконструировать» решение поставленной задачи. Это верно и в бизнесе: если своевременно (желательно, в самом начале) не проверить каждого участника проекта, кто как понимает свой блок ответственности и задач, вскоре станет ясно, что вместо целеполагания во время первого установочного разговора мы просто приятно поговорили. А результат не соответствует ожиданиям. Если захотите проверить свою команду в экспресс-формате на эффективность работы в схеме «цель-задачи-реализация-результат», отправляйтесь «играть» под воду. Два часовых погружения в день позволяют очень наглядно увидеть дефицит договороспособности, проанализировать проблему и попробовать заново.
Рискнуть вместе
Фраза «да, я понял», еще не значит, что человек действительно вас поддерживает. Во-первых, он мог понять вас по-своему, и иногда совсем не то, что вы подразумевали. Во-вторых, он может быть не согласен с вашим мнением. Все это станет понятно только в процессе работы.
Вывод: в сложном деле критически важно самоопределение каждого. Иногда я занимаюсь предпринимательскими задачами: до меня такого никто не делал, мне нужно убедить людей рискнуть вместе со мной. Как вы прекрасно понимаете, вертикаль и контроль здесь не помощники. Люди должны сами определиться, зачем им этот рискованный проект. И по ходу работы они будут принимать тактические решения, исходя из собственного видения общего результата. Я нырнула со своей командой после первого года работы в проекте. Признаться, эти четыре погружения дали мне гораздо больше понимания о самоопределении каждого, чем предыдущие 365 дней. Если не хотите рисковать сразу всем, нырните вместе до начала совместной работы.
Ныряй и рефлексируй
Эйнштейн говорил: «самая большая глупость — это делать то же самое и надеяться на другой результат». Вроде бы очевидно, но по-настоящему осознаешь, только когда уткнешься в такую ситуацию носом (или маской). После провального погружения нужно честно и прямо разбирать ошибки, иначе так и будешь их повторять.
Вывод: если не рефлексировать по поводу своей деятельности, особенно тщательно анализируя провалы, результат не изменится. Это мое любимое правило, но как же тяжело его придерживаться, выходя на новую работу! Всем управленцам знакомо желание немедленно, едва переступив порог нового кабинета, начать писать стратегию, менять штатную структуру, фирменный стиль и миссию компании. А как же преемственность и работа над уже совершенными ошибками? Вот почему все мы любим запускаемые с нуля greenfield-проекты куда больше, чем уже имеющие свою историю проекты brownfield. Можно со спокойной душой ничего не анализировать. И внутренний голос даже не будет эпизодически нашептывать цитату Эйнштейна. Но мне пока ни разу не повезло попасть на greenfield-проект. Все время приходится перенимать дела, анализировать ошибки и скрупулезно всматриваться в «цель-инструмент-результат» предшественников. Как мне кажется, и эту мышцу можно прокачать. Формула такая: тренировка + упорство. Погружение мне помогает уткнуться маской в то, что поленилась отрефлексировать в прошлый раз.
Дайвинг — это самостоятельная образовательная технология. Здесь многие вещи становятся очевидными благодаря стрессовым условиям, ежедневным новым задачам на погружение, ротации команд и рефлексии.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора