К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Рынок кандидата и паника работодателей: как рынок труда заканчивает 2021 год

 IT-сфера — безусловный лидер по доле вакансий (Фото Getty Images)
IT-сфера — безусловный лидер по доле вакансий (Фото Getty Images)
В 2021 году работодатели особенно остро ощутили последствия демографической ямы 90-х: количество резюме от молодых специалистов по сравнению с 2020 годом сократилось, уехавшие из страны мигранты до сих пор не вернулись, а для автоматизации процессов, призванных спасти e-commerce и другие сферы от стагнации, как и прежде, не хватает главной движущей силы — IT-специалистов. Как рынок труда адаптируется к новым постковидным реалиям, в колонке для Forbes рассказывает управляющий партнер рекрутингового агентства Selecty Арсений Федоткин

Несмотря на то что говорить о мировой победе над COVID-19 еще рано, на рынке труда мы видим рост активности работодателей. Больше всего специалистов требуется в сфере торговли — количество вакансий здесь выросло минимум на 226% по сравнению с прошлым годом, в области финансов и страхования рост составил от 120%, спрос на специалистов по маркетингу вырос минимум на 74%, количество вакансий для начинающих специалистов увеличилось на 64%, а число вакантных мест в IT-отрасли — на 63%. Продолжает неумолимо расти спрос на «синих воротничков» — всем нужны курьеры, грузчики и HoReCa-персонал (сотрудники гостинично-ресторанного бизнеса. — Forbes). 

Многие компании приняли решение о наборе персонала, поиск которого приостановили в 2019-м из-за нестабильной ситуации с коронавирусом. Это подтверждают и данные сервисов по поиску работы — общее число вакансий выросло минимум на 48% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Рынок постепенно оживает, безработица в октябре вернулась к низким доковидным реалиям — около 4%.

Возраст — не помеха

На активность работодателей кандидаты отреагировали достаточно слабо. Основных причин две. Первая связана с тем, что мигранты, уехавшие из страны из-за пандемии, до сих пор не вернулись. Они были основной рабочей силой для сфер торговли, строительства, ЖКХ, услуг и ряда других отраслей. Местные кандидаты не готовы восполнить весь объем убывшего потока мигрантов — их не устраивают ни условия труда, ни заработная плата. 

 

Вторая причина дефицита кандидатов — отрицательная демография 90-х. За последние 10 лет количество молодежи до 24 лет сократилось почти вдвое. То есть работодатели уже вынуждены бороться за кандидата на стартовые позиции. По данным нашего агентства, в 2021 году количество резюме молодых специалистов по сравнению с 2020 годом сократилось почти на треть. Компании понимают, к чему все это приведет в ближайшие годы, и уже начали паниковать.

Кстати, в IT-сфере излишний эйджизм, который в последние годы дорос практически до абсурда, уже сходит на нет. Если раньше крупные компании могли устанавливать возрастное ограничение — до 35 лет — при подборе IT-специалиста, то в 2021 году возраст кандидата 45+ намного реже становился приговором при трудоустройстве. Сейчас компании готовы нанимать людей до 60 лет в качестве айтишников. К сожалению, для остальных сфер возраст все еще имеет значение.

 

100 млн рублей за поиск айтишников

По данным нашего агентства, в некоторых отраслях зарплаты востребованных специалистов с начала пандемии выросли на 30-80%. Прежде всего, речь идет об IT. Самые высокие зарплаты для них — в банковской сфере. Так, специалисты в области мобильной разработки получают на руки до 650 000 рублей — и это не предел. Сегодня зарплата айтишников в три-четыре раза выше, чем у специалистов из других отраслей по стране.

Рост объемов доставки и отток кандидатов из ближнего зарубежья заставили ретейл наращивать темпы автоматизации и оснащать даже самые мелкие торговые точки зоной самообслуживания. Для такой трансформации необходимы программисты и тестировщики, но рынок по-прежнему не готов закрыть на 100% потребности компаний в IT. Один из наших клиентов из числа крупнейших продуктовых ретейлеров за 2021 год потратил на подбор IT-специалистов более 100 млн рублей, и это не самый большой бюджет.  

По данным Минтруда, в стране не хватает от 500 000 до 1 млн айтишников, эта цифра к 2027 году увеличится минимум в два раза. Колоссальный дефицит привел к тому, что люди решают круто поменять свою сферу деятельности и идут учиться на программистов. Через 6-12 месяцев обучения, имея минимальный опыт, они могут претендовать на зарплату от 90 000 рублей.

 

Рост зарплат мы видим и в других сферах. Из-за дефицита мигрантов в крупных городах работодатели вынуждены привлекать рабочую силу, и повышение зарплат — чуть ли не единственный для этого способ. Зарплаты низкоквалифицированных сотрудников в сфере услуг, ЖКХ и строительстве выросли минимум на 15% за год. Растут в цене и специалисты digital-сферы и медицины — здесь тоже идет борьба за таланты. 

Самая высокая конкуренция остается среди топ-менеджеров, финансистов и юристов — эти рынки перенасыщены кандидатами. Хотя настоящего профессионала найти очень сложно. 

Спрос на удаленку

В пандемийном 2020 году удаленка стала трендом года. Соискатели успели оценить преимущества гибридных графиков и работы на дистанционке, и формат только укрепил свои позиции. По данным нашего агентства, сегодня каждый третий отказ кандидата от офера происходит по причине отсутствия удаленного графика работы. 

Безусловный лидер по доле вакансий на удаленке — та же IT-сфера. Сейчас у нас в работе более тысячи IT-проектов и суммарно десятки тысяч вакансий. В 100% предложений предусмотрена возможность удаленной работы. Даже крупные государственные банки позволяют сотрудникам не возвращаться в офис. Речь идет не только об айтишниках, но и о позициях в маркетинге, продажах и даже call-центрах. 

В связи с превалированием удаленки границы между российскими регионами сгладились — зарплаты выравниваются, пусть и постепенно. И если раньше столичные работодатели предпочитали «местных», то сейчас это требование постепенно нивелируется: столичные компании с крупными бюджетами приходят на региональные рынки и забирают сильных кандидатов. 

 

Выход за границы

Соискателей с хорошим знанием английского языка у московских компаний перехватывают международные игроки. Эта тенденция очень ярко проявилась опять же в IT. Международный IT-рынок в десятки раз больше российского, и отечественным компаниям сложно выигрывать конкуренцию с западными работодателями. Так было всегда, но раньше большинство иностранных компаний предполагали релокацию сотрудника. В 2021-м все поняли, что на удаленке качество работы не страдает — теперь зарубежные компании предлагают российским соискателям работать из дома, а зарплату выплачивают в валюте. 

Сегодня на одном только hh.ru можно найти порядка 40 000 вакансий, 10% из них, по нашим подсчетам, — с зарплатой в евро. Например, норвежская компания Globus, создающая SaaS-приложения (software as a service — программное обеспечение как услуга. — Forbes), готова платить data-разработчикам до €4000 в месяц на условиях полностью удаленной работы. Средняя зарплата для data-разработчиков от российских компаний — до 300 000 рублей. Это примерно на 10% ниже предлагаемой в Globus.

Быть причастным

Среди главных требований соискателей в 2021 году — больше денег, свободы, прозрачности, возможностей для карьерного роста и комфортных условий труда, при которых можно выбрать любой комфортный формат: удаленку, офис или гибридный режим.

Раньше специалисты были менее мобильны внутри рынка труда, предпочитали движение вверх в рамках одной компании. Сейчас мы наблюдаем, как многие повышают квалификацию и смело переходят в другие компании и даже отрасли. В 2021 году количество таких начинающих специалистов, сменивших квалификацию, в нашей практике увеличилось на 15% по сравнению с прошлым годом. Выросло и количество отказов от собеседования по инициативе кандидатов: по данным нашего агентства, эта цифра увеличилась на 5-7% по сравнению с 2020 годом. 

 

Еще один тренд — соискатели стараются выбирать крупные проекты, где предстоит внедрять и применять новые технологии. Кандидаты активнее проявляют интерес к работе, которая предполагает создание мобильного приложения или программы, которая облегчит жизнь людей, упростит и оптимизирует какие-то важные процессы. Программистам сегодняшнего дня важно не просто делать свою работу, а быть причастными к чему-то очень важному. Соответственно, проекты с социальной миссией выигрывают — на них кандидаты обращают больше внимания.

Сегодня рекрутеры в один голос говорят об интересе кандидатов к медийности компании-работодателя, активности ее экспертов, отзывам от клиентов и сотрудников компании. Еще несколько лет назад кандидатам было важно иметь стабильную зарплату — сегодня им также важен бренд, имя и статус компании, с которой они работают.

Пряник вместо кнута

В войне за таланты компании стали придумывать «фишки» для новых работников и уделять внимание мотивации команды. Приветственные боксы с сувенирной продукцией для новых сотрудников, обустройство хоум-офисов всей необходимой техникой и расширенный пакет ДМС — сегодня норма в большинстве крупных российских компаний. «Кнут» заменяют «пряником» — вместо штрафных санкций внедряют геймофикацию и состязания среди сотрудников. 

Наше агентство, к примеру, ввело бонус для лучших сотрудников месяца или квартала — они отдыхают за границей за счет компании. Но есть и менее затратные и не менее эффективные способы мотивации — например, карточки с новыми целями для команды на каждый день. Среди целей может быть увеличение среднего чека до определенной суммы или минимальное время подачи блюд. Команде это интересно, сотрудники не устают от однообразия. Кроме того, получая результат быстрее, они начинают верить в команду и скорее показывают более высокие показатели.

 

Устаревшие принципы управления тоже сменили более гибкие и быстрые методики. Еще популярнее стал agile-подход, при котором на каждом этапе реализации глобальной задачи команда создает и может внести изменения в минимальный рабочий продукт. Метод внедряют все больше банков, корпорации и частный средний бизнес. 

По-прежнему рулит непрерывное обучение. Компании создают дополнительную ценность вакансии, предоставляя сотрудникам возможность постоянно обучаться и повышать квалификацию за счет работодателя. 

Чего ждать от 2022 года

Однозначно можно сказать о дальнейшем увеличении спроса на IT-специалистов во всех сферах. Лучших будут забирать ведущие компании рынка труда. За высокими зарплатами соискатель пойдет к более крупным работодателям. Небольшие компании будут менее конкурентоспособны, соответственно, им труднее будет нанимать профессионалов.

Количество молодежи в стране в следующем году не прибавится — ей просто неоткуда взяться. Если не вернутся мигранты, эта тенденция приведет к тому, что в ближайшие 5–8 лет рынок труда станет рынком «возрастного соискателя» — работодателям придется повысить возрастную планку кандидатов.

 

В 2022 году рост зарплат в IT, digital, электронной торговле и сфере услуг, вероятно, продолжится. Но он будет не таким интенсивным, как в 2021 году.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+