К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Утопия или подрыв текущих правил игры: 17 технологий, которые могут изменить мир

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Цифровые двойники, 6G, интернет чувств, платформы для создателей контента. В колонке для Forbes принципал венчурного фонда Fort Ross Ventures Денис Ефремов собрал 17 технологий и области их применения, благодаря которым мир может стать другим

Существует множество исследований и статей про технологии будущего, новые рынки и продукты, которые могут быть созданы с использованием этих технологий. Многие из них развиваются уже сейчас, но еще не имеют такого проникновения, чтобы их можно было считать технологиями настоящего. К ним традиционно относятся искусственный интеллект, интернет вещей, дополненную реальность, облачные технологии, блокчейн, компьютерное зрение, автономный транспорт и многие другие. Какие еще технологии изменят реальность через несколько лет и каковы могут быть их области применения?

Дифференциальные решения для приватных данных

Данные стали новым интернетом. В начале 2000-х был бум интернет-стартапов, что сейчас уже само-собой разумеющееся, а в 2010-х стали развиваться стартапы в области больших данных. Теперь с данными происходит та же трансформация – любые компании уже становятся компаниями больших данных.

 

С ростом важности данных поднимается проблемы их приватности, защищенности и доступа, поэтому некоторые стартапы работают над решениями по анализу анонимизированных данных и создают дифференциальные решения для их формирования. Например, лондонский стартап Privitar предоставляет решение для «этичного» анализа больших данных для компаний и государственных служб. На развитие проект привлек почти $150 млн. А австрийский стартап Mostly AI способен создавать синтетические профили пользователей, которые формируют обширные датасеты для анализа без риска нарушить приватность. CB Insights оценивает, что рынок решений для приватных данных достигнет $158 млрд к 2024 году.

Космический туризм 

 

Космический туризм можно считать самым обсуждаемым явлением после запуска космолетов миллиардеров Ричарда Бренсона и Джеффа Безоса, но это явление еще не стало массовым, хотя вполне может таким стать через 30 лет.

Так считает футурист Рэй Курцвейл, хотя и добавляет, что это все же останется опцией для сверх-богатых. По прогнозам экспертов, рынок космического туризма должен достигнуть от $1,7 млрд к 2027 году, а к 2031 году — $2,6 млрд. Среди технологических стартапов в этой области можно, конечно же, выделить Blue Origin Безоса и Virgin Galactic Бренсона. 

Технологии умного обучения

 

Каков процент студентов, которые начали проходить курсы онлайн и не закончили? По различным данным от 75% до 94%. А все потому, что им не хватает вовлечения. Это классическая и очень важная проблема онлайн-образования. В целом, бизнесы испытывают проблемы с удержанием клиентов, а ученики и студенты — с клиентским опытом, который в большинстве своем не может сравниться с учебой оффлайн.

Одна из крупнейших EduTech компаний, которая пытается бороться с низкой вовлеченностью, что неудивительно, родом из Китая. Squirrel AI Learning привлекла $45 млн и предлагает клиентам адаптивную платформу для обучения и преподавания. С помощью искусственного интеллекта она создает технологию, которая помогает преподавать предметы для старшеклассников, основываясь на профиле учеников и их поведении.

Подобное решение продвигает южнокорейский стартап Riid, который привлек $82 млн. Он сфокусирован на преподавании курсов по подготовке к стандартным экзаменам типа TOEIC, SAT, ACT и других. Все эти стартапы пытаются играть на огромном рынке EduTech, который должен к 2027 году достигнуть $319 млрд. 

Контекстные технологии размещения рекламы взамен cookies

Google отключает классические cookies с 2022 года, а Apple дал возможность пользователям перестать делиться своими данными с компанией и приложениями на платформе, а значит — пострадают классические механизмы персонализированной рекламы. Если не ждать, что Google и Apple чем-то заменят получаемую информацию, то можно сфокусироваться на контенте.

 

Анализ большого количества площадок и целевой аудитории через контент позволяют сформировать альтернативную базу площадок для проведения рекламных кампаний. К примеру, стартапы типа Anyclip занимаются аналитикой видео-контента в реальном времени, а GumGum использует технологии компьютерного зрения, чтобы добавлять контекст к изображениям или видео на разных площадках. Проект с российскими корнями Signum.ai алгоритмически создает контент и формирует целевую аудиторию, анализируя большое количество альтернативных источников данных для профилирования пользователей. Глобальный рынок MarTech должен превысить $335 млрд к 2025 году.

Платформы для создателей контента

Контент становится все более важным и его пытаются создавать алгоритмически. Тем не менее, по-настоящему вовлекающий контент все еще может создать только человек.

Например, одной из ключевых платформ для создания печатного контента является Substack, который привлек $17 млн от a16z, Y Combinator и других инвесторов, или Patreon, который поднял более $410 млн венчурных инвестиций и уже подумывает об IPO. Любители подкастов наверняка знают Anchor, который создал мобильную платформу для их создания. Он привлек $14 млн от венчурных инвесторов и был поглощен Spotify. Уже сейчас рынок экономики криейторов (creator economy) оценивается в $104 млрд.

 

Ферментация протеина

Растительное мясо можно купить в магазинах, несмотря на то, что такой продукт все еще нельзя считать массовым. Впрочем,  ферментация протеина выводит производство мяса на другой уровень и позволяет делать мясные продукты не из мяса животных. По данным CB Insights, стартапы, развивающие технологии ферментации протеина, получили более $450 млн инвестиций в 2020 году, а самыми крупными в этой области являются Perfect Day, которая привлекла $373 млн венчурных инвестиций и MycoTechnology с инвестициями более $130 млн. Деньги пошли на развитие технологии использования грибных мицелий в качестве основы для более питательного ферментированного мяса.

Эксперты прогнозируют, что уже к 2030 году 10% всего съеденного в мире «мяса» будет не животного происхождения.

Own-a-piece-of-anything (инвестиции или приобретение долей в неделимых объектах типа машин и домов)

 

Сейчас идет вторая волна создания решений для долевой собственности определенных, часто неделимых, объектов. Первая волна появилась во время бума ICO в 2017-2018 годах, когда многие стартапы пытались создать токены, привязанные к небольшой доле какого-то сложноделимого актива, например, недвижимости. Сейчас за подобные истории взялись более крупные компании, не обязательно из мира криптовалюты. 

Например, стартап Rally с $27 млн инвестициями создает платформу, которая позволяет защищать разные активы и потом перепродавать их инвесторам разных классов, Otis создает маркетплейс продажи объектов искусства и коллекционных товаров. Но самым крупным стартапом в этой области, пожалуй, является Roofstock, который привлек $125 млн от Lightspeed Venture Partners, Bain Capital Ventures, Fort Ross Ventures и других инвесторов. Деньги пойдут в том числе на развитие площадки Roofstock One для частных и институциональных инвесторов, где они могут приобрести акции отдельных объектов рентной недвижимости или частей таких объектов. 

Космос как площадка для R&D

Помимо потребительского сегмента в освоении космоса (например, туризма или стратегических целей долететь до далеких планет), к коммерческому сегменту может отойти R&D (research and development — исследование и разработка) в космосе. Низкая гравитация и отличные от земных условия для химических процессов позволят расширить области производства лекарственных препаратов, регенеративной медицины и строительства.

 

Калифорнийский стартап Varda Tech Industries, например, планирует внедрить технологии промышленного производства в космосе, а SpacePharma планирует создать микро-гравитационную платформу для проведения фармацевтических исследований. Все эти стартапы пытаются занять рынок SpaceTech, который по прогнозам CB Insights должен достичь $1,1 трлн к 2040 году.

Зеленый водород (гидрогенная зеленая энергия)

Это абсолютное воплощение зеленой энергетики, так как технология позволяет снизить выбросы CO2 до нуля. Такие технологии разрабатывают, к примеру стартапы Ekona и Heliogen. Эти проекты занимаются производством гидрогенного топлива, использованием природного газа и добычей солнечной энергии с помощью адаптивных зеркал, фактически производя энергию по запросу (on-demand). Рынок производства зеленого водорода должен достичь $211 млрд к 2027 году.

Био-принтинг (3D печать из клеток и биоматериала) 

 

Предприниматели, связанные с фармацевтическим бизнесом часто шутят, что самый прибыльный сегмент рынка — это черный рынок трансплантации органов. А все потому, что на этом рынке существует перманентный малообсуждаемый в широких кругах кризис.

Создание клеток и отдельных органов, готовых к трансплантации, должно решить эту проблему. Стартап 3DBio, например, привлек $28,5 млн на создание решений для 3D печати живой ткани, а Prellis Biologics поднял $10,8 млн для 3D печати целых органов от Khosla Ventures, SOSV и других инвесторов, и уже печатает отдельные клетки для органов. Рынок 3D печати биоматериала должен достигнуть $4,5 млрд к 2028 году.

Технологии интеллектуальной среды пребывания

Казалось бы, это про умные дома. Но речь идет не только об этом. Зачастую более важно, чтобы среда пребывания реагировала на внешние события в более чувствительных ситуациях — в госпиталях, клиниках, домах престарелых и т.п.

 

Такие технологии, например, разрабатывает стартап Surgical Safety Technologies, который использует данные с камер, микрофонов и сенсоров, которые установлены в операционных комнатах для определения ошибок врачей, а Lumenix использует LED-технологии для контроля за безопасностью в реабилитационных центрах.  Они работают в сегменте рынка умных домов, который должен дорасти до $135 млрд к 2025 году.

Интернет чувств

Пользовательский интерфейс — это ваш мозг. Это может случиться уже в ближайшем будущем, когда Neurolink Илона Маска или другие подобные компании научатся передавать сигналы напрямую из человеческого мозга на любые устройства. Тогда появится возможность силой мысли управлять различными программами. Однако 6 из 10 экспертов, опрошенных Ericsson Research, считают, что быстрее массовым явлением станет наличие очков дополненной реальности.

Но многие ученые работают над перенесением чувств в цифровое пространство или обратно. Например, возможность устройств передавать тактильные ощущения от касания определенных предметов, или, напротив, когда касания в виртуальном мире передаются вам в реальный. В этой области можно отметить продукт белорусского стартапа Teslasuit, который разработал костюм для тренировок в VR. Он передает ощущения от взаимодействия с виртуальным миром в реальный с помощью множества сенсоров, зашитых в ткани.

 

«Слитая реальность»

В «слитой реальности» (merged reality) элементы дополненной реальности составляют часть целостной картины мира. Например, цифровые элементы интерьера или цифровая одежда, которая не надета на человека, а существует только в виде цифрового элемента. По прогнозам экспертов, как минимум 10% людей в 2024 году будут носить элементы умной одежды. Так Snap приобрел стартап Vertebrae, который помогает брендам создавать 3D версии своей одежды, а Walmart купил израильский стартап Zeekit. Подобную технологию разрабатывает стартап с украинскими корнями DressX.

Известный футуролог Иан Пирсон, который известен тем, что его прогнозы сбываются на 85%, в интервью Business Insider сказал, что через 10 лет уже будет обыденным надеть виртуальный браслет или часы.

4D печать

 

Несмотря на то, что и 3D печать еще не вошла в моду на массовом уровне, технологии 4D печати уже появляются и вполне вероятно, будут дополнять технологии 3D. Четвертый элемент — это внешняя среда, под влиянием которой напечатанный элемент может менять форму. Помимо того, что в 4D можно напечатать различные промышленные комплектующие, которые могут принимать определенную форму в зависимости от температуры, такие решения могут применяться и в массовых сегментах, например, в упаковке товаров для доставки из интернет-магазинов.

Пока стартапов в этой области практически нет, ключевые исследования ведутся в стенах крупнейших университетов, например, в MIT (Массачусетский технологический институт), который проводит их в партнерстве с Airbus, BMW и другими. Однако по прогнозам Gartner уже к 2023 году стартапы в этой области должны привлечь более $300 млн венчурных инвестиций для того, чтобы побороться за рынок, который к 2025 году должен достичь $488 млн, а также отвоевать кусок рынка 3D печати, который к 2026 году должен превысить $37 млрд. 

Цифровые двойники

Речь здесь скорее про цифровые копии объектов. Цифровую копию человека создать также можно, но суть все же больше в физических свойствах определенных объектов и возможности проводить испытания, исследования, контроль в цифровом измерении без необходимости взаимодействовать с реальными объектами для большей безопасности или меньших затрат.

 

Эта технология может применяться в таких областях, как контроль за промышленными объектами с использованием цифровых двойников производственного оборудования илив здравоохранении, например, при обучении хирургов проводить операции на сердце, только цифровом. В 2019 году Gartner прогнозировал, что 75% промышленных компаний будет использовать технологии цифровых двойников уже в 2020 году. Пока это не так, но цифровые двойники являются определенно очень важным технологическим трендом.

Так, стартап Babylon Health привлек более $630 млн для развития AI-медицинской платформы, которая улучшает врачебные рекомендации, обучаясь по цифровому двойнику реального пациента. А Signth Machine поднял более $80 млн для развития платформы аналитики и рекомендаций при промышленном производстве на основе анализа цифровых двойников реальных объектов инфраструктуры. Рынок цифровых двойников может достичь $48 млрд к 2026 году. 

Технологии с открытым исходным кодом 

Технологии с открытым исходным кодом призваны сделать открытыми платформы для сторонних разработчиков, а в долгосрочном периоде избавить мир от технологических монополистов, которые предоставляют массовое программное обеспечение. Несмотря на то, что отдельные решения появились давно, сейчас технологии с открытым исходным кодом используют уже и корпоративные клиенты, что дает им гораздо больший потенциальный рынок.

 

Уверен, каждый из вас знает Linux — операционную систему, основанную на технологиях с открытым исходным кодом. Ее используют в огромном количестве внутреннего софта. Но немногие знают Confluence, который провел IPO и в первый же торговый день подорожал на 25% до $11,4 млрд. Confluence предоставляет платформу для аналитики клиентских данных на основе технологии с открытым исходным кодом Apache Kafka. Рынок для таких стартапов огромен, он должен достичь $102 млрд к 2027 году. 

6G технологии

Несмотря на то, что технологии 5G еще не так распространены, 6G уже начинают разрабатываться — 6G должен быть в 100 раз быстрее, чем 5G, технологии которой позволяют передавать данные в десятки раз быстрее, чем распространенные 4G. Компании Ericsson и Nokia начали совместный проект.  

6G — это еще и важный фактор развития другой технологии – технологии граничных вычислений (edge computing). Она становится популярной во многом из-за того, что пока нельзя быстро передавать данные из внешних источников на определенный датчик, поэтому приходится делать вычисления «на месте». Это касается, например, алгоритмов для автономного транспорта — передать данные с камер или лидаров на сервер, обработать их и вернуть обратно в компьютер в машине нельзя настолько быстро, чтобы «реагировать» на внешнюю среду на высокой скорости. Поэтому сейчас вычисления происходят в процессорах на самих машинах. 6G может позволить отказаться от этого. 

 

Статья подготовлена автором на основе отчета аналитической компании CB Insights «Game Changers 2021» с использованием материалов McKinsey, Ericsson Research и других.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+