Секреты успеха детских садов холдинга «Ломоносовская школа»
Образовательный холдинг «Ломоносовская школа», история которого началась еще в 1987 году, открыл первый детский сад около шести лет назад. Создатель холдинга Марат Зиганов признает, что детский сад — самый затратный из проектов, но он чрезвычайно важен: это и престиж, и гарантия качества дошкольного образования будущих учеников собственной школы.
Вложения получились баснословными: только покупка права аренды здания в престижном районе на северо-западе Москвы обошлась в $250 000, не считая самой арендной платы. При таких стартовых затратах на уровень рентабельности сад сумел бы выйти через 4 года, если бы жил в режиме строгой экономии. Однако все эти годы сад вкладывал средства в развитие проекта, поэтому окупаемости проект достиг лишь через 6 лет.
Перспективы развития
Но даже при существующей высокой арендной плате, сад все же рентабелен. Это подтверждают и динамика развития «детсадовского» направления работы холдинга: сейчас успешно работают 2 полноценных детских сада: на Маршала Жукова и в подмосковном поселке «Зеленый мыс»; детский сад непосредственно при Ломоносовской школе; а также три дошкольных образовательных учреждений неполного дня. В ближайших планах — заграница: открытие детского сада на 170 детей в ОАЭ, в Дубае.
При содействии Ломоносовской школы открыты детские сады в Санкт-Петербурге, Самаре, Тюмени и Нижнем Новгороде; под «патронатом» Ломоносовки весьма успешно работает русскоязычная школа в Риге. Это не франчайзинг в чистом виде: Ломоносовская школа оказывает консалтинговые услуги: финансовые, правовые, методические, обучая директоров школ и педагогов авторской методике развития интеллекта; а затем в течение двух лет «сопровождает» деятельность школы. Марат Зиганов подчеркивает, что это совершенно самостоятельные школы: «Мы помогаем, а не навязываем свою схему работы, и личность директора в каждом случае играет самую важную роль».
Программа обучения
Ежемесячная плата в Ломоносовском детском саду — 70 000 рублей. В группах не больше десяти человек. Для некоторых занятий — например, с психологом или по информатике, даже такую группу приходится дробить. По словам Зиганова, наиболее рентабельный и эффективный расклад, когда в саду 6 групп по 10 детей. Количество персонала в этом случае практически такое же, как и в том случае, если в садике 3 группы по 10 детей, — 30 сотрудников.
Слоган холдинга «Ломоносовская школа» — «Классические традиции российского образования». Основной упор — на работоспособность, дисциплину и интеллектуальное развитие. Программа для каждого воспитанника может быть сформирована индивидуально. Чтобы правильно подобрать методику, при приеме всесторонне изучают личность ребенка: оценивают его реальные способности и потребности, знания, интересы, владение основными навыками; обсуждают с родителями, на что необходимо обратить особое внимание, какие элементы образования кажутся им наиболее важными. В Ломоносовке одновременно может использоваться до тридцати индивидуальных образовательных подпрограмм.
Консалтинговые услуги — основная статья дохода для Ломоносовских детских садов. Сейчас это уже региональная программа: холдинг разрабатывает комплекс семинаров в Архангельской области; в ближайших планах — Харьковская область. Воспитатели проводят открытые занятия и тренинги для родителей, участвуют в образовательных семинарах, знакомя с методикой своих коллег из других городов, а также педагогическую общественность в самом широком смысле, и в первую очередь кабинетных чиновников.
Персонал
Это напрямую сказывается и на зарплатах педагогов. Базовая ставка в Ломоносовском детском саду всего на 10-15% выше, чем в государственном; однако качество работы с детьми и родителями, профессиональная активность и инициатива педагогов, участие в дополнительной деятельности школы поощряется и стимулируется — материально в том числе.
Практически все педагоги Ломоносовских детских садов участвовали в подготовке еще одного проекта — комплекта пособий по развитию интеллекта для одаренных дошкольников. Комплект включает 20 учебников по всем направлениям развития для трех возрастных групп; издательство «Эксмо» признало его лучшим учебным пособием для дошкольников.
Марат Зиганов придает огромное значение просветительской деятельности, которую осуществляет холдинг. Детский сад должен быть на слуху, вкладывать деньги в рекламу, фигурировать в СМИ, участвовать в мероприятиях профессионального сообщества, что наряду с качественным образовательным продуктом и финансовой прозрачностью создает бренд.
Вообще полная открытость и прозрачность для этого бизнеса важны чрезвычайно. В Ломоносовке не боятся внеплановых проверок надзорных органов — к ним относятся как к бесплатной диагностике состояния дел в детском саду. С этой же целью для родителей регулярно проводятся презентации всех служб детского сада. Все это позволяет держать в тонусе всех сотрудников, поскольку родители — самые объективные, строгие и заинтересованные контролеры.