Чего ждать
Порядок проведения проверок общественными организациями защиты прав потребителей в законодательстве не описан. Это серьезно усложняет работу бизнеса и предоставляет практически неограниченную свободу действий общественным контролерам. Особенно если учесть, что никаких документов, подтверждающих их полномочия, не существует в принципе.
Право на проведение проверок соблюдения прав потребителей конкретными лицами, к сожалению, нередко приводит к злоупотреблениям со стороны отдельных представителей общественных объединений. Это относится и к проведению нелегальных «контрольных закупок», и к мздоимству, и к попыткам поправить финансовое положение объединения за счет завышенных судебных расходов, за счет необоснованно взысканных штрафных санкций и т. д.
По закону «О защите прав потребителей» свою жалобу потребитель может направить как в государственные органы (суд, прокуратура, Роспотребнадзор), так и в общественное объединение — региональное общество защиты прав потребителей. При этом количество таких организаций на отдельной территории не ограничено ни одним законом. Надо сказать, что этим воспользовались многие компании. Есть случаи злоупотребления правом — ведь когда дело решается в суде, участвующий в процессе юрист получает вознаграждение с проигравшей стороны. Порой это вознаграждение даже превышает стоимость иска (то есть претензий потребителя).
Общественные объединения вправе «проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей…» (цитата из закона). Причем такие проверки не регламентируются законом «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора)».
Как готовиться
Необходимо заранее, еще до появления проверяющих, убедиться, что с основными элементами соблюдения прав потребителей у вас все в порядке. Первое, на что обращают внимание ревизоры, — это вывеска. На ней должно быть фирменное наименование организации, адрес и режим работы.
В помещении магазина на публичном обозрении должны находиться следующие документы:
— свидетельство о государственной регистрации предпринимателя;
— действующая редакция закона «О защите прав потребителей»;
— «Правила продажи отдельных видов товаров»;
— книга отзывов и предложений (она должна лежать в доступном месте или выдаваться покупателю по требованию).
И наконец, в магазине должна быть информация о товарах (работах, услугах), которая должна предоставляться потребителям независимо от вида реализуемой продукции и вида оказываемых услуг. К такой информации относятся:
— наименование технического регламента или иное установленное законодательством свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
— сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг);
— цена в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг);
— гарантийный срок, если он есть;
— правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
— срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с Федеральным законом № 2300-1;
— сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
— адрес и наименование изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера);
— информация об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг);
— информация о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
— указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информация о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
— если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.