Где взять денег на развитие, если банк не дает кредит?
Выпускник Высшей школы экономики Григорий Успенский в 23 года создал службу такси «Желтая молния». Первых клиентов он привлек видеороликом, который распространился в социальных сетях. Сейчас в «Молнии» трудится 60 водителей на собственных машинах, выполняя в среднем 30 заказов в день. График свободный (для большинства это не основная работа). За год выручка компании выросла до $20 000 в месяц, и предприниматель решил расширить свой бизнес. Ему требуется свой автопарк и штатные водители, а не фрилансеры. Но, попытавшись купить машины в лизинг, Успенский столкнулся с непредвиденными трудностями и решил попросить совета у читателей Forbes. Советовать можно прямо в комментариях к посту. А если вы хотите вынести на обсуждение свою проблему, пишите на адрес problema@forbes.ru.
— Вы можете назвать точную цену, которую я заплачу по прибытии?
— Нет, мы лишь можем сказать, что минимальная стоимость поездки — 280 рублей за 20 минут, далее 8 рублей за минуту.
— А можно выбрать машину, которая приедет? Только не Logan, пожалуйста.
— Приедет машина, которая будет свободна на это время. К сожалению, сказать точно, будет это Logan или Focus, мы не можем.
С такого разговора с одной из крупнейших таксомоторных компаний и началось наше собственное дело — такси «Желтая молния». Мы открылись почти ровно год назад, сняли офис, сделали классный сайт и рассказали друзьям о нашем проекте. Помимо сайта сразу отметились в Facebook, «Вконтакте», в Twitter (там рассказываем забавные казусы из нашей жизни), Formspring (здесь вопросы о цене поездки).
Сначала мы с партнером искали водителей прямо на улице — голосовали и приглашали останавливающихся «бомбил» на собеседование. В кратчайшие сроки в нашей компании числились не только «Логаны» с «Фокусами», но и более интересные машины — Passat CC, Landcruiser 200, — и даже совсем экзотика — Ford Mustang, Mazda Rx-8. Все приходили за свободным графиком и низкой комиссией — 15% от заказа (при средней ставке 20-25%).
А теперь самое интересное. Мы решили: зачем придумывать тарифы и мучаться вопросом, не завышены ли они, если можно повесить это на водителей? Каждый из них получает SMS с некоторыми деталями заказа (время, откуда, куда) и, если его это устраивает, присылает нам свою цену за маршрут. На один заказ откликается не менее трех водителей с разными ценами, причем каждый водитель видит предложения коллег и может играть на понижение — в результате этого своеобразного аукциона цена может опуститься до совсем уж неприличных цифр, типа 350 рублей в аэропорт. После окончания торгов мы звонили клиенту и предлагали топ-3 цен с указанием марки автомобиля. Зачастую клиент выбирает более дорогой вариант в угоду более дорогой машине. И, что важно, такая морока с аукционом не отнимает много времени, в некоторых случаях через 5-10 минут машина уже забирает пассажира.
Таким образом мы одновременно снижаем стоимость поездки, предоставляем клиенту выбор машины и гарантируем фиксированную цену — в пробках мегаполиса это очень важное преимущество, ведь большинство работает с повременым тарифом. За полгода мы создали узнаваемый бренд.
Нам повезло: идеей заинтересовалось несколько бизнес-изданий, чьи статьи дали нам существенный приток клиентов. На ресурсе, составляющем рейтинг такси, мы скоро заняли второе место по количеству отзывов клиентов. В репортаже о «Желтой молнии» по каналу «Россия» проскользнула фраза, что вряд ли я заработаю миллион на таком деле, но на хлеб с маслом денег хватит. И тут я понял, что пора переносить свой бизнес на новый уровень. А тут без собственного автопарка не обойтись: одним из основных требований крупных корпоративных клиентов было наличие такого парка.
Я обратился к знакомым. Среди них необходимыми возможностями обладали директор небольшого банка и управляющий инвестфондом. Основные моменты новой модели — свой автопарк (которому иногда помогают водители на собственных машинах), сильный офис корпоративных продаж, депозитные карты для безналичного расчета, более тесное взаимодействие с туроператорами, гостиницами, аэропортами, более активное присутствие в социальных сетях.
Казалось, дело пошло на лад: управляющий фондом связал меня с человеком, представляющим канадскую венчурную биржу, которая коллективно собирает деньги на новый проект — образующаяся новая компания не только получает финансирование, но и сразу котируется на этой бирже. Однако из-за не самых больших цифр в бухгалтерской отчетности «Желтой молнии» переговоры были отложены на неопределенный срок.
С помощниками директора банка общение продолжалось 2,5 месяца, мы готовили новые и новые документы, но все упиралось в гремучую смесь консерватизма, лени и фактора «я с этого ничего не получу, так зачем работать». Доходило до абсурда — нам прислали несколько рекомендательных писем крупные российские и международные компании, открыто заявляющие о готовности работать, если будет свой таксопарк. Ответ консультантов был такой: «Ой, ну и что мне ваш «Яндекс», может, вы сами написали это письмо». Когда же мы отшлифовали бизнес-план до такого блеска, что придраться уже было не к чему, я получил ответ: «Мы не можем выдать деньги, потому что у вас нет залога».
Потом от знакомого в ЦБ я узнал, что без залога ни один банк не выдаст деньги на покупку автомобилей в лизинг, даже если я лично знаком с директором. А откуда у 23-летнего выпускника будет залог, достаточный для получения полумиллиона долларов?
К сожалению, Россия не США. Там сильно развито венчурное финансирование, а у нас интернет-стартап не может получить миллион долларов на альфа-бета-версию. Если у тебя нет недвижимости для залога, а бухгалтерская отчетность не блещет шестизначными цифрами, получить от банка что-то больше 1 млн рублей кажется suicide mission. Обратиться к незнакомому инвестору, бизнес-ангелу — значит в большинстве случаев отдать контрольную долю в компании. Твоя компания и ее судьба теперь будут принадлежать другому человеку, и он имеет право решать, что с ней делать. И далеко не факт, что этот человек будет адекватен в своих решениях — во время разговоров с инвесторами я часто сталкивался и с непробиваемой косностью, и с неприятием новых технологий.
Тем временем Москва не дремлет, новый мэр придумывает новые меры для борьбы с частниками, чтобы дать простор компаниям такси. Возможно, читатели Forbes подскажут, какие еще есть варианты привлечь средства. Сумма инвестиций — $250-500 000, срок окупаемости, по моим расчетам, 4-6 месяцев. Есть ли варианты кроме долевого инвестирования от частного инвестора или инвестиционного фонда?