К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Где взять денег на развитие, если банк не дает кредит?

Где взять денег на развитие, если банк не дает кредит?
Создатель службы такси «Желтая молния» решил обзавестись собственным парком автомобилей и спрашивает совета у читателей Forbes

Выпускник Высшей школы экономики Григорий Успенский в 23 года создал службу такси «Желтая молния». Первых клиентов он привлек видеороликом, который распространился в социальных сетях. Сейчас в «Молнии» трудится 60 водителей на собственных машинах, выполняя в среднем 30 заказов в день. График свободный (для большинства это не основная работа). За год выручка компании выросла до $20 000 в месяц, и предприниматель решил расширить свой бизнес. Ему требуется свой автопарк и штатные водители, а не фрилансеры. Но, попытавшись купить машины в лизинг, Успенский столкнулся с непредвиденными трудностями и решил попросить совета у читателей Forbes. Советовать можно прямо в комментариях к посту. А если вы хотите вынести на обсуждение свою проблему, пишите на адрес problema@forbes.ru.

— Вы можете назвать точную цену, которую я заплачу по прибытии?

— Нет, мы лишь можем сказать, что минимальная стоимость поездки — 280 рублей за 20 минут, далее 8 рублей за минуту.

 

— А можно выбрать машину, которая приедет? Только не Logan, пожалуйста.

— Приедет машина, которая будет свободна на это время. К сожалению, сказать точно, будет это Logan или Focus, мы не можем.

 

С такого разговора с одной из крупнейших таксомоторных компаний и началось наше собственное дело — такси «Желтая молния». Мы открылись почти ровно год назад, сняли офис, сделали классный сайт и рассказали друзьям о нашем проекте. Помимо сайта сразу отметились в Facebook, «Вконтакте», в Twitter (там рассказываем забавные казусы из нашей жизни), Formspring (здесь вопросы о цене поездки).

Сначала мы с партнером искали водителей прямо на улице — голосовали и приглашали останавливающихся «бомбил» на собеседование. В кратчайшие сроки в нашей компании числились не только «Логаны» с «Фокусами», но и более интересные машины — Passat CC, Landcruiser 200, — и даже совсем экзотика — Ford Mustang, Mazda Rx-8. Все приходили за свободным графиком и низкой комиссией — 15% от заказа (при средней ставке 20-25%).

А теперь самое интересное. Мы решили: зачем придумывать тарифы и мучаться вопросом, не завышены ли они, если можно повесить это на водителей? Каждый из них получает SMS с некоторыми деталями заказа (время, откуда, куда) и, если его это устраивает, присылает нам свою цену за маршрут. На один заказ откликается не менее трех водителей с разными ценами, причем каждый водитель видит предложения коллег и может играть на понижение — в результате этого своеобразного аукциона цена может опуститься до совсем уж неприличных цифр, типа 350 рублей в аэропорт. После окончания торгов мы звонили клиенту и предлагали топ-3 цен с указанием марки автомобиля. Зачастую клиент выбирает более дорогой вариант в угоду более дорогой машине. И, что важно, такая морока с аукционом не отнимает много времени, в некоторых случаях через 5-10 минут машина уже забирает пассажира.

 

Таким образом мы одновременно снижаем стоимость поездки, предоставляем клиенту выбор машины и гарантируем фиксированную цену — в пробках  мегаполиса это очень важное преимущество, ведь большинство работает с повременым тарифом. За полгода мы создали узнаваемый бренд.

Нам повезло: идеей заинтересовалось несколько бизнес-изданий, чьи статьи дали нам существенный приток клиентов. На ресурсе, составляющем рейтинг такси, мы скоро заняли второе место по количеству отзывов клиентов. В репортаже о «Желтой молнии» по каналу «Россия» проскользнула фраза, что вряд ли я заработаю миллион на таком деле, но на хлеб с маслом денег хватит. И тут я понял, что пора переносить свой бизнес на новый уровень. А тут без собственного автопарка не обойтись: одним из основных требований крупных корпоративных клиентов было наличие такого парка.

Я обратился к знакомым. Среди них необходимыми возможностями обладали директор небольшого банка и управляющий инвестфондом. Основные моменты новой модели — свой автопарк (которому иногда помогают водители на собственных машинах), сильный офис корпоративных продаж, депозитные карты для безналичного расчета, более тесное взаимодействие с туроператорами, гостиницами, аэропортами, более активное присутствие в социальных сетях.

Казалось, дело пошло на лад: управляющий фондом связал меня с человеком, представляющим канадскую венчурную биржу, которая коллективно собирает деньги на новый проект — образующаяся новая компания не только получает финансирование, но и сразу котируется на этой бирже. Однако из-за не самых больших цифр в бухгалтерской отчетности «Желтой молнии» переговоры были отложены на неопределенный срок.

С помощниками директора банка общение продолжалось 2,5 месяца, мы готовили новые и новые документы, но все упиралось в гремучую смесь консерватизма, лени и фактора «я с этого ничего не получу, так зачем работать». Доходило до абсурда — нам прислали несколько рекомендательных писем крупные российские и международные компании, открыто заявляющие о готовности работать, если будет свой таксопарк. Ответ консультантов был такой: «Ой, ну и что мне ваш «Яндекс», может, вы сами написали это письмо». Когда же мы отшлифовали бизнес-план до такого блеска, что придраться уже было не к чему, я получил ответ: «Мы не можем выдать деньги, потому что у вас нет залога».

 

Потом от знакомого в ЦБ я узнал, что без залога ни один банк не выдаст деньги на покупку автомобилей в лизинг, даже если я лично знаком с директором. А откуда у 23-летнего выпускника будет залог, достаточный для получения полумиллиона долларов?

К сожалению, Россия не США. Там сильно развито венчурное финансирование, а у нас интернет-стартап не может получить миллион долларов на альфа-бета-версию. Если у тебя нет недвижимости для залога, а бухгалтерская отчетность не блещет шестизначными цифрами, получить от банка что-то больше 1 млн рублей кажется suicide mission. Обратиться к незнакомому инвестору, бизнес-ангелу — значит в большинстве случаев отдать контрольную долю в компании. Твоя компания и ее судьба теперь будут принадлежать другому человеку, и он имеет право решать, что с ней делать. И далеко не факт, что этот человек будет адекватен в своих решениях — во время разговоров с инвесторами я часто сталкивался и с непробиваемой косностью, и с неприятием новых технологий.

Тем временем Москва не дремлет, новый мэр придумывает новые меры для борьбы с частниками, чтобы дать простор компаниям такси. Возможно, читатели Forbes подскажут, какие еще есть варианты привлечь средства. Сумма инвестиций — $250-500 000, срок окупаемости, по моим расчетам, 4-6 месяцев. Есть ли варианты кроме долевого инвестирования от частного инвестора или инвестиционного фонда?

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+