К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Студенты Сколково открывают Америку

Студенты Сколково открывают Америку
Гарвард, MIT и встреча с реальными венчурными инвесторами

Первые две недели обучения в Америке стали, пожалуй, одними из самых ярких и насыщенных за время в Сколково. Мы знакомились с успешными предпринимателями, известными учеными и защищали свои бизнес-проекты перед реальными венчурными инвесторами.

После возвращения из Китая и Индии студенты Сколково провели два месяца в Москве, работая над корпоративными проектами в российских компаниях. А в начале августа стартовал новый этап обучения: весь класс отправился на два месяца в Бостон, где мы проходим стажировку в американских компаниях и параллельно учимся предпринимательству в бизнес-школе Массачусетского технологического университета (MIT Sloan).

На самом деле живем и учимся мы не в Бостоне, а в Кембридже. Этот городок c населением около 100 000 человек расположен через реку от Бостона и построен потомками англичан, высадившихся на американский берег в XVII веке. Улочки Кембриджа скорее напоминают Лондон, нежели типичные американские города: та же архитектура и похожее устройство улиц. Но знаменит Кембридж, конечно же, тем, что здесь находятся одни из самых известных и престижных учебных заведений в мире: Гарвардский университет и MIT.

 

И если Гарвард в представлении не нуждается, то про MIT, где у нас проходят занятия, расскажу подробнее. Этот вуз со 150-летней историей является одним из самых авторитетных в мире и главным учебным заведением в области технических наук в Штатах. Среди выпускников MIT — огромное количество выдающихся мировых ученых и инженеров, среди которых 75 нобелевских лауреатов. Высокий коэффициент IQ местных жителей ощущается в атмосфере. «Даже когда я просто прохожу мимо MIT, я чувствую себя немножко умнее», — шутит офицер американского консульства в Москве, оформлявший нам визы.

В Бостоне любят повторять, что если сложить бизнес компаний, к созданию которых причастны выпускники Массачусетского технологического университета, то результат будет сравним с семнадцатой по счету экономикой в мире. Именно на превращение открытий и изобретений в деньги делает ставку MIT Sloan, там мы проходим курс предпринимательства.

 

Ботаники и ангелы

Пространство вокруг Kendall Square в Кембридже, где между корпусами MIT возвышаются друг напротив друга здания Microsoft и Google, знаменито своей уникальной «экосистемой». Это место встреч «ботаников» (geeks) из университета и людей в галстуках из бизнеса. И если каждый второй здесь инженер или ученый, то каждый третий — венчурный инвестор или бизнес-ангел.

Студентов Sloan учат помогать «ботаникам» переводить технологии на коммерческие рельсы. Профессора шутят, что, пока физики и химики из MIT корпят над опытами в лабораториях, студенты бизнес-школы проводят все свободное время за разговорами в местных кафе. Там они занимаются «нетворкингом» — это слово здесь приобретает оттенок сакральности. Американцы убеждены, что в бизнесе связи решают все.

Ежегодно в Кембридже рождаются десятки, если не сотни, стартапов. Часть из них умирает, но некоторым удается добиться головокружительного успеха. Мне особо запомнились встречи с основателями интернет-компаний KAYAK (онлайн-бронирование билетов и отелей) и Hubspot (продвижение веб-сайтов), каждая из которых за 3-4 года существования привлекла по $30 млн венчурных инвестиций и уже демонстрируют взрывной рост прибыли. «Чтобы заинтересовать инвесторов, вам нужно около десяти простых слайдов о бизнесе вашего стартапа и одна страница с финансовыми ожиданиями. Венчурные капиталисты никогда не читают бизнес-планы», — делится секретом успеха Брайн Халлиган из Hubspot, соавтор книги Inbound marketing о пользе социальных сетей для современного бизнеса.

 

Бизнесмен на час

Именно тому, как лучше «продать» свою бизнес-идею инвесторам, нас учили в Sloan. Каждый день начинался со знакомства с основателями успешных стартапов. Затем — лекции по ключевым этапам коммерциализации технологий от ведущих профессоров и сотрудников Клуба предпринимателей MIT. Начиная с защиты прав на интеллектуальную собственность и заканчивая распределением долей между основателями бизнеса и привлеченными в него инвесторами. Во время обеда мы слушали приглашенных гостей — успешных предпринимателей и известных ученых. А затем начиналась тренировка защиты идей студентов перед реальными инвесторами.

Мы отрабатывали вживую все элементы бизнес-плана от самой идеи до состава команды и ожидаемых финансовых показателей. Каждые десять минут команды Сколково выступали перед венчурными капиталистами, бизнес-ангелами и преподавателями Sloan, а также приглашенными экспертами в области финансов, HR и маркетинга.

Оценивались не только степень проработанности идей и их коммерческие перспективы, но и способность уверенно отвечать на сложные вопросы, а также то, насколько силен энтузиазм будущих предпринимателей в отношении своих проектов. Ведь если ты сам до конца не уверен в успехе своего бизнеса, то не стоит и надеяться на то, что в него поверит инвестор.

Что значит JFDI?

У тех, кто решился начать свое дело, рано или поздно наступает момент, когда надо «сжигать свои корабли». Президент Предпринимательского клуба MIT Билл Аутлет приводит аналогию с завоевателями, которые поджигали свои корабли после высадки на чужие земли. Таким образом они отрезали себе путь назад и отчаянно бросались в битву за остров, так как другого выбора у них уже не было.

Страх неудачи и риск потерять все заставляет многих начинающих предпринимателей бесконечно откладывать запуск своего бизнеса. Однако рецепта, как застраховаться от провала, не существует. Предпринимательство подразумевает то, что вы осознанно идете на риск.

 

Наличие диплома MBA лучшей бизнес-школы при этом также не страхует вас от неудачи. Как заметил на встрече со студентами Сколково бизнесмен Леонард Блаватник, выпускник Гарварда, если вы будете принимать решение на основании методик наподобие «Пяти сил Портера», которым учат в бизнес-школах, вы никогда не начнете дело. «Такой анализ убивает любой стартап», — считает миллиардер.

Поэтому единственным советом тем, кто пока не решился стать предпринимателем, могут стать слова студента из Sloan, произнесенные во время презентации нам своей бизнес-идеи: «Чтобы начать дело, вам нужно запомнить всего четыре буквы: JFDI. Они означают простую, но важную фразу — Just Fucking Do It!

О пользе провалов

Еще одно интересное наблюдение, вынесенное с занятий в Sloan, — провал в бизнесе еще не повод к отчаянию, ведь именно такой опыт повышает ваши шансы на привлечение инвестиций в будущем. Выбирая между двумя похожими проектами, инвестор предпочтет вложить деньги в предпринимателя, у которого за плечами опыт крупных неудач в бизнесе.

Этот парадокс один из венчурных капиталистов объяснил нам так: «Два раза я вкладывал по $5 млн в проекты одного предпринимателя, и оба завершились катастрофическим провалом. Когда он пришел ко мне в третий раз, я согласился вложить в его новую идею $20 млн и заработал на этом $80 млн. Зачем мне было отказывать предпринимателю, в обучение которого я уже инвестировал $10 млн?»

 

Нельзя сказать, что американцы поощряют поражения начинающих бизнесменов, но отношение к этому здесь спокойное, в отличие от Европы или России. Это помогает предпринимателям не отчаиваться и вновь пытаться построить с нуля новый бизнес, пока он не достигнет успеха. Те, кто справился с неудачей, становятся сильнее и вызывают уважение в стране, где самые большие возможности для бизнеса и самая жесткая конкуренция в мире.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+