К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как заработать на недовольных клиентах

фото Макса Новикова для Forbes
фото Макса Новикова для Forbes
Полуфиналист Конкурса стартапов Forbes о том, как должна выглядеть современная книга жалоб и предложений

Первый наш с Петром Федченковым проект зародился, ещё когда мы учились на механико-математическом факультете МГУ. К тому времени на факультете уже много лет работал бесплатный кружок для школьников, интересующихся математикой, где студенты и преподаватели МГУ читали лекции на интересные темы, выходящие за рамки школьной математики. Но, к сожалению, оказалось, что многие школьники испытывают сложности не только с пониманием лекций, но и со школьной программой. Тогда и родилась идея создать кружок, посвященный школьной математике, где дети могли бы в свободной атмосфере решать задачи и разбирать темы, которые они проходят в школе, под руководством студентов факультета. Мы разработали программу для кружка, подготовили лекции и задания для детей, придумали свою методику проведения занятий, собрали команду преподавателей. Приятно, что все это работает до сих пор (уже четыре года).

Впоследствии были и другие проекты (например, туристический портал, он сейчас в процессе реструктуризации), и работа в международных компаниях. А в начале 2012 года Петр случайно оказался на выступлении CEO американской компании Talkbin, так появилась идея создать аналогичный проект у нас — современную систему обратной связи клиентов с менеджерами и владельцами обслуживающих организаций.

Урок, полученный ещё в студенческие годы, был крепко усвоен: продукт будет успешным, если есть люди, которые в нём нуждаются. Поэтому с проектом PingBox мы первым делом поставили себе целью максимально изучить рынок и убедиться, что продукт интересен потенциальным клиентам.

 

Не было никаких сомнений в том, что существующие методы обратной связи с клиентами безнадежно устарели. «Книга жалоб и предложений» давно превратилась в исключительно формальный атрибут, а всевозможные анкеты и телефонные опросы вызывают неприятие как у бизнеса, так и у его клиентов. Единственным, что вызывало наши сомнения, было то, готов ли бизнес в России перешагнуть через традиционные модели и стать по-настоящему клиентоориентированным. Заинтересованы ли владельцы бизнеса в повышении качества обслуживания и готовы ли менеджеры бороться за лояльность клиентов?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы постарались ещё до начала работы над проектом провести как можно больше встреч с владельцами и менеджерами ресторанов, банков и других организаций сферы обслуживания. Результаты этих встреч приятно удивили и воодушевили нас. По словам менеджеров, самой большой проблемой было отсутствие удобного и эффективного инструмента, который позволил бы узнавать мнение клиентов, реагировать на их жалобы и тем самым следить за общим качеством обслуживания.

 

Tvigle

Каким именно должен быть инструмент обратной связи, мы решали долго. Начиная с простой механической кнопки и заканчивая мобильным приложением. В итоге в СМС мы нашли некий компромисс между простотой и доступностью. СМС не требует никаких специальных навыков, не требует специальной подготовки (в виде скачивания приложения), не требует наличия интернета. Ведь жалоба или какая-то идея возникает у посетителя внезапно и важно, чтобы ничто не мешало ему немедленно поделиться своими мыслями с менеджером. Кроме того, российский рынок сильно отличается от, скажем, американского. В России доля продаж смартфонов (на которые приложение можно установить в принципе) существенно ниже продаж обычных мобильных телефонов. И если посчитать долю людей, пользующихся мобильными приложениями (в сравнении с людьми, пользующимися СМС), то последних окажется в несколько раз больше. А жалобы и предложения готовы писать абсолютно все люди вне зависимости от их навыков владения телефоном.

Так и родился PingBox — удобный сервис подачи «жалоб и предложений» через СМС, который дает клиенту возможность немедленно пожаловаться, а менеджеру или владельцу бизнеса — не менее удобные инструменты для анализа клиентских отзывов и принятия оперативных решений по улучшению обслуживания.

 

Поскольку основными пользователями нашего продукта должны были стать владельцы и менеджеры организаций как малого, так и крупного бизнеса, то возможности вывести на рынок «сырой» или не совсем качественный продукт у нас не было. Для этого была необходима серьезная и профессиональная команда, но, как это обычно бывает, бюджет проекта был несколько ограничен, а привлекать финансирование на ранних стадиях не хотелось. В итоге собрать отличную команду нам помог прошлый опыт работы, а также то, что часть программистов мы наняли в Белоруссии. Там очень много талантливых и технически подкованных людей, которые пока что не требуют московских зарплат. Это также позволило неплохо сэкономить, не потеряв в качестве.

В следующих публикациях постараемся чуть больше рассказать о текущем статусе, первых успехах и неудачах. В целом нам очень хотелось бы, чтобы наш блог был максимально интерактивным. Мы будем рады ответить на все вопросы и обсудить какие-то идеи. Ведь, как уже было сказано, именно обсуждение проекта с различными людьми во многом сформировало проект в том виде, в котором он есть сейчас.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+