Накануне заболел бармен. Печально, но ничего страшного. Бар — моя любимая зона, моя давняя и тайная страсть, предмет моей ревности. Я знаю, что наш Коля выше меня на пять голов, но не упускаю случая заменить его. Люблю, сил нет. Впрочем, это все лирика.
А история будет о том, как нелепое недомогание стало косвенной причиной очередной встряски моего бедного маленького бизнеса.
Дело в том, что у нас с партнером никогда нет времени для нормальных, серьезных разговоров: или я занят, или он, или же просто Хамит немного стесняется русского персонала, сразу чувствует себя в абсолютном меньшинстве и предпочитает молчать. На этот раз решил говорить. Часа три все это продолжалось: я разливал людям пиво, мешал коктейли «два виски со льдом плюс три соды», «не Ламбада — Лумумба», «двойной клубничный дайкири!», «вот тот норвег просит добавить больше коньяка в кофе!», а в промежутках умудрялся выписывать счета и отдавать сдачу, а Хамит все говорил и говорил. Объективные, в принципе, вещи.
Попробую разбить нашу беседу (точнее, его монолог) на тезисы, не утруждая себя особенной расшифровкой, благо читатели моего блога в курсе, что происходит в нашем «Бизоне» — таких подробностей подчас даже родственники мои не знают. Итак:
1. «Русская модель» (значительный элемент этнической кухни, расчет на русских гостей, система фиксированных зарплат, централизованных закупок и некоторых соцгарантий вроде выходных) провалилась. Причем провалилась с треском. Кто знает, тот поймет: ресторанный бизнес — это такая черная дыра, огромная яма, которую никто и никогда не наполнит до краев. Даже если у вас есть миллион долларов, уже через год он закончится и потребуется второй миллион. При неправильной системе гости и персонал питаются наличными. Крупные купюры, конечно, вкуснее. Один только эксперимент с привозом в Аланью русского шеф-повара (хорошего, кстати, повара) обошелся мне на круг в $11 000 (зарплата, билеты, аренда жилья), а еще $5000 ушло на покупку всего того, что было нужно ему для работы. Итого $16 000. Для маленького ресторанчика сумма огромная, тем более что отбить ее мне так и не удалось.
2. Русские не любят русских. Это просто, это медицинский факт. Финны идут в финский ресторан, шведы — в шведский, англичане — в английский. Русские — в русский? Да никогда! Об этом я тоже уже говорил, так что останавливаться подробно не буду. Европейцы тоже не любят русских, хотя они значительно терпимее наших соотечественников.
3. Работа «в ноль» — занятие увлекательное и благородное, для первого года нового бизнеса и вовсе обязательное, но в конце сезона придет время платить по некоторым «спящим» счетам, и вот тогда станет грустно.
4. До конца сезона — самое большее три месяца. За этот срок, говорил мне Хамит, уже не стать миллионером, но можно заработать денег. Чтобы не было мучительно больно.
Я «гну свою линию» и имею, конечно, на это полное право: партнер готов сбросить с себя оставшиеся 30% в бизнесе бесплатно. Любой, как говорится, каприз. Из сложившейся ситуации есть выход.
Вот тут я позволю себе немного отступить от привычного формата колонки. Все же тут у нас блог, а не размышления бизнес-гуру. Блог предполагает некоторую интерактивность, которая, слава Богу, уже есть. Пусть будет больше. Сейчас я расскажу, что предлагает мой партнер и попрошу у вас, моих читателей, совета. (Есть, конечно, большая вероятность, что я не стану прислушиваться к вашему авторитетному мнению, но вообще убедить меня не так уж и сложно, я умею признавать ошибки.)
«Антикризисная программа» моего партнера включает в себя несколько пунктов и рассчитана на две недели — 14 дней. За этот срок, уверен Хамит, бизнес наладится, ресторан начнет приносить уверенную прибыль, а я перестану ходить со сложным лицом. Для простоты разобью его предложения опять же по пунктам:
1. Прячем в шкаф красивое и вкусное русское меню, достаем его на свет Божий лишь тогда, когда заходят русские или же иные гости, которые успели его полюбить. Убираем с вывески у входа русский текст и упоминание о русской кухне. Оставляем турецкое меню, а также весь интернациональный набор: стейки, лазаньи, пиццы.
2. Упрощаем коктейльную карту. 15 наименований достаточно. Подгоняем составляющие напитков так, чтобы всё было в одну цену.
3. Перестаем платить поставщикам «день в день», копим счета, отчаянно торгуемся, сбиваем цены, уже получив продукты. Просто так, явочным порядком. (Не знаю, как в Турции, я бы на месте поставщиков дал бы в морду. Сильно, несколько раз, возможно — ногами.)
4. Отменяем выходные и вводим штрафную систему. Еда для персонала упрощается до неприличия. (Едят они сейчас, честное слово, вкусно и много.)
5. Меняем плей-лист: вместо качественной авторской музыки (у меня отличная диджейская подборка, куча вечерней музыки для релаксации и несколько гигов «золотых хитов» со всего мира) заряжаем hot top этого лета, который звучит из каждого утюга.
6. Берем на работу еще пару гарсонов, которые будут танцевать, орать и кривляться.
7. Через две недели считаем деньги и радуемся.
Казалось бы, все предельно просто. Но соглашаться не очень хочется. Во-первых, больно (хотя и нужно иногда) признавать ошибки. Тем более что я до конца не уверен в ошибочности своего пути. Может, просто «место проклятое», как в том анекдоте про АвтоВАЗ? Во-вторых, гнуть свою линию, быть рыцарем в сияющих доспехах, пусть и бедным, но гордым, гораздо интереснее и приятнее, чем в одночасье «стать как все», уподобиться сотням и тысячам ресторанчиков на побережье. (Тут в разговор вступает противный внутренний голос и говорит так, с подковыркою: «Ага, в одинаковых ресторанах по вечерам заняты 20 столов из 20, а в твоем сколько?» Так и хочется сказать ему «молчи, мол, грусть», но он, гаденыш, прав.)
Я, конечно, не слишком опытный бизнесмен, но моих скромных познаний уже хватает для того, чтобы понять: нельзя и рыбку съесть, и на трамвае покататься. Надо что-то одно — «шашечки» или ехать. Что посоветуете?