К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Конкурсы стартапов: зачем участвовать и как победить

фото из личного архива
фото из личного архива
Полуфиналист конкурса стартапов Forbes, победивший еще в шести различных конкурсах, делится ноу-хау

Продолжение. Начало см. здесь

Не буду скромничать: «Кнопка Жизни» стала, кажется, самым титулованным российским стартапом 2011 года. Мы победили в конкурсах БИТ-2011, «ТелекомИдея», «Стартап года», вошли в десятку лучших стартапов по версии Forbes, в десятку лучших команд года по версии Pruffi, в пятерку лучших инновационных продуктов Зворыкинской премии. Кульминацией стала победа 6 февраля 2012 года в конкурсе «Бизнес-Успех 2011», где в качестве выигрыша нам было предоставлено 6 млн рублей. Сегодня я хочу рассказать, почему полезно участвовать в конкурсах, много ли времени это отнимает, а также на правах неоднократного победителя поделиться некоторыми секретами успеха.

Зачем участвовать в конкурсах стартапов

 

1. Бесплатный PR, возможность лучше разобраться в собственных идеях

Для «Кнопки» все началось в апреле 2011 года с конкурса БИТ-2011. В последний день подачи заявок Ирина Линник, наш директор по развитию, все же решила поучаствовать: наспех заполнила заявку, описала идею бизнеса, маркетинговые инструменты и целевую аудиторию. Я без особой надежды на успех внес свои дополнения, прикрепил к анкете финансовую модель, и заявка ушла. Но даже несмотря на спешку, я при заполнении заявки сумел по-новому взглянуть на все то, чего мы достигли.

 

Уже через пару месяцев мы стояли на сцене в роли победителей с выигрышем в 430 000 рублей, у нас брали интервью всевозможные СМИ, а Ксения Собчак целовала меня в щечку. Вкус победы был особенно сладок благодаря неожиданности и тому, что мы на это потратили совсем немного времени — пару дней на подготовку презентаций, текстового описания проекта и съемку видеоролика.

2. Финансовая выгода, возможность вторичного использования подготовленных материалов

Собранные к БИТу материалы мы использовали для участия в других конкурсах — соответственно, временные затраты на них снизились до нескольких часов. А кроме того, на базе этих материалов был сформирован уже более серьезный пакет документов для заявки на субсидию начинающим предпринимателям Москвы, которая уже принесла нам 500 000 рублей, а сейчас мы готовимся получить субсидию в 5 млн рублей.

 

Начинающий стартапер, если ты настоящий Стартапер, задумайся: стоит ли тебе отдавать 35-45% бизнеса «морейнисам» или все же стоит потратить пару недель на упаковку и шлифовку проекта и получить финансирование из альтернативных источников?

3. Мотивация команды

Для «Кнопки» участие во всех этих конкурсах стало не только дополнительным источником финансирования, способом обратить на себя внимание инвестиционного сообщества и СМИ. Самое главное — участие в конкурсах поднимает дух команды, а победа повышают мотивацию и уверенность в том, что проект движется в правильном направлении. А кроме того, это шанс получить обратную связь от экспертов и инвесторов.

Как добиться успеха

Конечно, основным компонентом должен быть хороший проект, который решает насущные проблемы большого количества людей. Этот проект сдобрите адекватным текстовым описанием, а также красиво оформленной презентацией. К ней обязательны следующие приправы: проблема, решение, кто клиент, объем рынка, конкуренты, ваши преимущества, go-to-market стратегия, бизнес-модель, финансовая модель, команда и др.

 

Перед самой подачей на стол отточите навыки питчинга и публичных выступлений в команде. Украсьте выступление какой-то «фишкой» — это может быть эффектное начало выступления, обращение к зрителям, интерактивный диалог с ними по ходу выступления, неожиданное видео, демонстрационный образец продукта, — любые интересные и нестандартные находки;

Везение и веру в победу добавить по вкусу.

Конкурсы стартапов, проводящиеся в России

БИТ – Бизнес Инновационных Технологий

 

БИТ завезен к нам из рассадника стартаперских кадров MIT Sloan, где похожие конкурсы проводятся вот уже 20 лет. В России его «папой» и родоначальником фактически стал Дмитрий Репин (Digital October), адаптировав его к российским реалиям и сделав из него действительно независимый конкурс очень высокого уровня. В БИТ могут участвовать разнообразные инновационные проекты. Призовой фонд составляет 5 млн рублей, есть возможность выиграть обучение, в том числе в Силиконовой долине, а также получить ценные призы. Около 700 участников, широкое PR-покрытие. В этом году проводился на Digital October.

Хочу отметить проводившийся в 2011 году стартап бутик – были приглашены звезды для раскрутки стартапов, которые представляли отдельный стартап и собирали зрительские голоса в его поддержку. Интересно был организован процесс голосования: судьям выдавались монетки, которые они клали в копилку той команды, которая им нравилась, и тем самым начисляли им настоящие деньги из призового фонда.

На мой взгляд, БИТ — самый масштабный, самый распиаренный, самый инновационный и продуманный конкурс. Могу лишь порекомендовать им сделать более внятный сайт и форму для регистрации — взять пример со Зворыкинского проекта.

Зворыкинская премия

 

Этот конкурс создан правительственными организациями, в первую очередь Росомолодежью. Он имеет довольно серьезные денежные вливания, но, на мой вгляд, весьма посредственную реализацию — видно, что все делается для галочки. Мой совет — отдать организацию конкурса ребятам из Greenfieldproject, «Начинай!» или «Главстарту» — каждую работу должен делать профессионал, а они действительно профессионалы в этом.

Преимущество Зворыкинского проекта перед другими конкурсами в том, что зворыкинцы продолжают работать с проектами и поддерживать их и после конкурса, тогда как другие просто наблюдают. У Зворыкинского проекта самый продуманный сайт и личный кабинет каждого участника — респект им за это.

Конкурс стартапов Forbes

Основное преимущество этого конкурса — возможность постоянно быть на страницах сайта Forbes.ru. Еще одной отличительной чертой конкурса является титулованный список членов жюри, которые становятся менторами проектов-финалистов. Среди них такие люди, как Давид Ян, Давид Якобашвили, Рубен Варданян, Вадим Дымов — жюри такого уровня нет ни у одного конкурса. Процесс работы с финалистами тоже заслуживает отдельного внимания. После объявления финалистов редакция Forbes собрала нас на торжественный вечер, куда пригласили для знакомства и менторов, предоставив нам возможность более 2 часов общаться в свободной обстановке. У каждого из нас есть свой «патрон» — редактор, который читает тексты и дает рекомендации. Подробнее о конкурсе стартапов Forbes см. здесь.

 

Премия «Стартап года»

Ежегодно организуется и проводится инкубатором ГУ-ВШЭ. В 2011 году премия собрала более 100 проектов-участников, среди которых было выбрано 5 победителей. Хорошим ходом организаторов конкурса было привлечение агентства интернет-рекрутинга PRUFFI для учреждения номинации «Лучшая команда года» — это повысило соревновательный дух конкурса.

Кубок техноваций

Организуется Московским физико-техническим институтом и имеет репутацию кузницы умных и технологичных проектов. Слышал много хороших отзывов про него, сам конкурс имеет давнюю и безупречную репутацию. Если у вас действительно высокотехнологичный и инновационный стартап, вам определенно сюда.

 

У «Кнопки» же с этим конкурсом произошло маленькое недоразумение: мы вышли в полуфинал, отправили материалы для участия в финале, эксперт направил нам уточняющие вопросы, но письмо попало в спам-фильтр и дошло до нас лишь спустя месяц. В результате мы не прошли в финал, так как пропустили сроки. Обычно организаторы более масштабных конкурсов, таких как БИТ и Зворыкинский, в таких случаях звонят участникам, чтобы уточнить, хочет ли проект дальше участвовать в конкурсе.

Бизнес-Успех 2011

Конкурс на звание лучших предпринимателей России организован «Опорой России», которая имеет большие ресурсы и возможности финансовой и административной поддержки стартапов, что может стать серьезным бонусом победителю.

ТелекомИдея

 

Конкурс организован МТС для поддержки инновационных проектов в сфере телекоммуникаций. Кроме ценных призов победители 2011 года имели возможность участвовать в образовательном туре в Европу и представить свои разработки на международной выставке ITU TELECOM WORLD 2011 в Женеве. И самое главное, МТС сама заинтересована в сотрудничестве с инновационными проектами и запуске инновационных продуктов, поэтому в ее лице проекты могут найти и партнера, и клиента, и инвестора.

В следующих конкурсах мы не смогли принять участие из-за ограничений по времени или по профилю проекта. Однако настоятельно рекомендую всем обратить на них внимание:

Премия Рунета и WebReady (the must для интернет-проектов!)

Стартап-шоу «Премьера»

 

Молодой предприниматель Росии

Предприниматель года по версии Ernst&Young

Лучший молодой предприниматель

Всероссийский конкурс проектов «Социальный предприниматель — 2011»

 

Do Network от Lenovo

Конкурс Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы

В рамках этого последнего конкурса можно получить субсидию от 500 000 до 5 млн рублей — очень рекомендую. Выигрыш очень вероятен при правильном оформлении документов, и дело того действительно стоит.

Я перечислил большинство стартаперских конкурсов, но уверен, что это не все, так что если вы знаете еще про какие-то конкурсы, пишите о них в комментариях — таким образом у нас получится полный справочник конкурсов для стартаперов. И я надеюсь, что он поможет новым ярким стартапам 2012 года получить свои призы и заслуженные победы! В заключение хочу сказать, что, хоть стартаперское движение в России растет, все еще актуальна шутка, что у нас количество хороших стартаперских конкурсов превышает количество хороших стартапов.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+